17.08.2011 г. решение по иску Шатова С.Г. о признании квартиры частью жилого дома



                                                            РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       17 августа 2011 года                                                                                  г. Тула

       Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего судьи Гришиной Л.Ю.,

при секретаре Хохлуновой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шатова Сергея Геннадьевича к Администрации г. Тулы, ОАО «Управляющая компания г. Тулы» о признании права собственности на самовольно возведенные постройки, признании квартиры частью жилого дома,

                                                             установил:

       Шатов С.Г. обратился в суд с иском к Администрации г. Тулы, ОАО «Управляющая компания г. Тулы» о признании права собственности на самовольно возведенные постройки, признании квартиры частью жилого дома.

       В обоснование заявленных требований указал на то, что ему на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>.

      Указанная квартира, состоящая из четырех отдельных комнат, площадью 48,78 кв.м была предоставлена ФИО7 на семью из 3 человек, в порядке обмена с ФИО9, по обменному ордеру от ДД.ММ.ГГГГ

      Согласно договору передачи от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанная квартира передана семье истца в совместную собственность.

      Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Шатовым С.Г., ФИО8, ФИО7, ФИО9, установлены доли собственников квартиры по адресу: <адрес>, в связи с чем, доли сособственников квартиры стали составлять по ? доли у каждого.

      На основании договора купли-продажи от 26.08.2010 года, Шатов С.Г. приобрел у ФИО7, ФИО8 и ФИО9 принадлежащие им доли в праве собственности на указанную выше квартиру, а впоследствии зарегистрировал право собственности на квартиру в Управлении Росреестра по Тульской области.

      Истец утверждает, что принадлежащая ему квартира расположена в двухэтажном жилом доме, состоящим из двух квартир. В период с 2005 по 2006 год, в целях улучшения жилищных условий к указанной квартире были возведены жилые пристройки: лит. «Al» и лит. «А2».

     Согласно техническому заключению ООО «<данные изъяты> состояние самовольно возведенных построек лит. «А1» и лит. «А2» характеризуется как нормальное, качество строительства и строительных материалов обеспечивает безаварийную эксплуатацию строений в течение нормативного срока.

     С учетом изложенного, просил суд сохранить на месте самовольно возведенные постройки лит. «А1» - двухэтажную жилую пристройку и лит. «А2» - жилую пристройку, входящие в состав квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, а также признать указанную квартиру частью жилого дома.

     Определением суда от 12.07.2011 г. в качестве третьих лиц по делу привлечены Степанова Т.А. и Степанов М.Н.

     В судебное заседание истец Шатов С.Г. не явился, о дате, месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело без своего участия.

     Представитель истца по доверенности Зарыпова И.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд их удовлетворить.

     Представитель ответчика Администрации г. Тулы по доверенности Мохначева И.Б. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени его проведения извещена надлежащим образом, представила в адрес суда письмо, в котором просила рассмотреть дело без её участия.

     Представитель ответчика ОАО «Управляющая компания г. Тулы» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени его проведения извещен надлежащим образом.

     Представитель третьего лица Комитета имущественных и земельных отношений Администрации г. Тулы в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени его проведения извещен надлежащим образом.

      Третьи лица Шатов Г.А., Шатова Г.В., Шаталова Н.А., Степанова Т.А., Степанов М.Н. в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, представили суду письма, в которых просили рассмотреть дело без их участия, против удовлетворения исковых требований не возражали.

      В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

      Выслушав объяснения представителя истца по доверенности Зарыпову И.В., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

      Как усматривается из материалов дела, <адрес> жилого <адрес> на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена ФИО11 на семью из 3 человек, в порядке обмена с ФИО9, по обменному ордеру от ДД.ММ.ГГГГ

      Согласно договору передачи от ДД.ММ.ГГГГ , заключенному между А/О «<данные изъяты>» и ФИО7, ФИО8, Шатовым С.Г., ФИО9, <адрес> была передана последним в совместную собственность.

      Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ФИО1, ФИО8, ФИО7, ФИО9, установлены доли собственников квартиры по адресу: <адрес>. В соответствии с данным соглашением, доли сособственников квартиры стали составлять по ? доли у каждого.

      На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 приобрел у ФИО7, ФИО8 и ФИО9 принадлежащие им доли в праве общей долевой собственности на указанную выше квартиру, а впоследствии зарегистрировал право собственности на данную квартиру в Управлении Росреестра по Тульской области, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ.

     Из объяснений представителя истца, технического паспорта на объект недвижимости, изготовленного по состоянию на 19.05.2010 год, следует, что первоначально жилая площадь вышеуказанной четырехкомнатной квартиры составляла 48,78 кв.м.

     Впоследствии с целью улучшения жилищных условий, к указанной квартире возведены лит. «А1» - двухэтажная жилая пристройка, а также жилая пристройка лит. «А2», в связи с чем изменилась общая площадь квартиры, что помимо объяснений представителя истца подтверждается техническим паспортом жилого помещения по данным технической инвентаризации от 19.05.2010 года.

    Согласно п. 1 ст. 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

    В соответствии с положениями п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведённом для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (п. 2 ст. 222 ГК РФ).

    Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему её лицу расходы на постройку в размере, определённом судом.

    Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создаёт угрозу жизни и здоровью граждан (п.3 ст. 222 ГК РФ).

    Из объяснений представителя истца в судебном заседании следует, что возведение самовольных построек было обусловлено необходимостью улучшения жилищных условий, а также увеличения подсобной площади к жилой.

      В соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

      Согласно уведомлениям ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области от 12.04.2011 года, а также справке Тульского филиала Центрального городского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 09.08.2011 г., в государственном кадастре недвижимости и материалах инвентарного дела на объект недвижимости по адресу: <адрес> отсутствуют сведения о земельном участке по данному адресу.

      Из материалов дела усматривается, что жилой <адрес> фактически состоит из двух квартир и собственниками <адрес> являются Степанов М.Н. и Степанова Т.А.

      При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что пользователями земельного участка, относящегося к домовладению <адрес>, на котором возведены самовольные постройки лит. «А1» и лит. «А2», в настоящее время являются указанные выше собственники помещений в данном многоквартирном доме, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц.

       В ходе судебного разбирательства по делу возражений со стороны данных лиц относительно оставления на месте самовольных построек, возведенных к <адрес>, заявлено не было.

       Согласно техническому заключению ООО «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ самовольно возведенные жилые пристройки - лит. «А1» и лит. «А2», входящие в состав спорной квартиры, находятся в хорошем техническом состоянии, о чем свидетельствует общий и внутренний вид строений. Возможна безаварийная эксплуатация существующих конструкций в течение нормативного срока.

      Основания и несущие конструкции строений не имеют разрушений и повреждений, приводящих к их деформации или образованию трещин, снижающих их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.

      Строения обустроены и оборудованы таким образом, чтобы предупредить риск получения травм людьми при передвижении внутри и около строений, при входе или выходе из них.

      Выводы, изложенные в данном заключении, сомнений у суда не вызывают, поскольку исследование технического состояния жилого помещения проведено организацией, имеющей соответствующую лицензию на проведение указанных работ и научно обоснованы, в связи с чем, применительно к положениям ст. 67 ГПК РФ данное заключение суд относит к числу допустимых доказательств по делу.

       Доказательств, свидетельствующих о том, что сохранение самовольно возведенных строений, относящихся к спорной квартире, будет нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, а также создавать угрозу жизни и здоровью граждан, ответчиками не представлено, не установлено таковых и судом в ходе рассмотрения дела.

      Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд с учетом приведенных выше норм материального права самовольно возведенную жилую двухэтажную пристройку лит. «А1» и жилую пристройку лит. «А2», входящие в состав <адрес> сохранить на месте.

        Таким образом, исковые требования истца о признании права собственности на самовольно возведенные строения подлежат удовлетворению в полном объеме.

        Разрешая требования истца о признании принадлежащей ему квартиры частью жилого дома, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 289 ГК РФ, определяется объем прав собственника квартиры в многоквартирном доме, как одного из видов жилых помещений, наделяя собственника также правом на долю в собственности на общее имущество дома.

Согласно ст. 290 ГК РФ, для общего имущества в многоквартирном доме установлен режим общей долевой собственности собственников квартир.

В указанной норме особо подчеркивается, что это имущество может находится как внутри квартиры, так и за ее пределами, однако обслуживать оно должно более чем одну квартиру.

Особенностью данного имущества является то, что оно не может использоваться как жилое помещение. Собственник квартиры не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество жилого дома, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на квартиру.

Жилой дом одна из разновидностей зданий, как общего универсального объекта гражданских прав, однако в связи с отсутствием такого понятия как двухквартирный жилой дом в ЖК РСФСР, действующим на момент заключения договора передачи от 19.05.1993 года, приватизирующим занимаемую квартиру, было передано по договору в совместную собственность жилое помещение в нем, а не часть жилого дома.

Согласно п. 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ, жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Судом установлено, что фактически домовладение <адрес>, состоящее из двух квартир, является самостоятельным объектом недвижимости, поскольку в данном случае находящиеся за пределами квартиры общедомовое инженерное оборудование, строительные (несущие и другие) конструкции жилого дома непосредственно принадлежат к квартирам. В доме отсутствуют иные жилые помещения, а следовательно и места общего пользования с иным владельцами жилых помещений, общие строительные (несущие и другие) конструкции жилого дома, либо иное общее имущество многоквартирного жилого дома - в т.ч. подвал, чердак, подъезд, крыша, общие коммуникации, технические устройства (лифты, приборы учета), технические помещения жилого дома.

Исходя из установленных обстоятельств и требований закона, суд находит исковые требования Шатова С.Г. о признании <адрес> частью жилого дома обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку в данном случае объектом недвижимости является домовладение в целом, и исключено приобретение прав на инженерное оборудование, строительные (несущие и другие) конструкции жилого дома и т.д. как на самостоятельный объект сделки.

       Таким образом, исковые требования Шатова С.Г. подлежат удовлетворению в полном объеме.

           На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

       исковые требования Шатова Сергея Геннадьевича удовлетворить.

       Сохранить на месте самовольно возведенные постройки лит. «А1» - двухэтажную жилую пристройку, лит. «А2» - жилую пристройку, входящие в состав <адрес>.

        Признать за Шатовым Сергеем Геннадьевичем право собственности на самовольно возведенные лит. «А1» - двухэтажную жилую пристройку, лит. «А2» - жилую пристройку, расположенные по адресу: <адрес>.

        Признать <адрес> входящие в состав указанной квартиры самовольно возведенные строения лит. «А1» - двухэтажную жилую пристройку, лит. «А2» - жилую пристройку, принадлежащие на праве собственности Шатову Сергею Геннадьевичу, частью жилого <адрес>.

        Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

           Председательствующий