21.09.2011 г. Решение по иску Вадульева О.В. к ГУ ТО УСЗН г. Тулы о признании права на меры социальной поддержки



                                                    РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

          21 сентября 2011 года                                                                      г. Тула

          Центральный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего Гришиной Л.Ю.,

при секретаре Хохлуновой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вадульева Олега Вячеславовича к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании права на меры социальной поддержки, обязании предоставить меры социальной поддержки, судебных расходов,

         установил:

          Вадульев О.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании права на меры социальной поддержки, обязании предоставить меры социальной поддержки.

          В обоснование заявленных требований Вадульев О.В. указал на то, что он является ветераном труда на основании удостоверения серии от ДД.ММ.ГГГГ

      Истец полагает, что в соответствии с Законом Тульской области № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и постановлением Администрации Тульской области № 201 от 15 марта 2005 года имеет право на получение ежемесячных денежных выплат и справки для реализации права на приобретение единого льготного проездного билета.

     Однако в этом ему было отказано, что, по его мнению, является необоснованным, незаконным и нарушающим его права и законные интересы.

     В связи с этим истец просит суд признать незаконным отказ Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в назначении ему ежемесячной денежной выплаты.

    Просит обязать ответчика назначить и выплачивать ему, как ветерану труда, ежемесячную денежную выплату с 09.08.2011 г.

    Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в его пользу судебные расходы по оплате госпошлины.

       В судебное заседание истец Вадульев О.В. не явился, о дате, месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в представленном заявлении просил суд рассмотреть дело без его участия.

           Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Ермолова О.В. в судебном заседании возражала против заявленных требований истца, просила отказать в их удовлетворении.

     В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

     Суд, выслушав объяснения представителя ответчика по доверенности Ермолову О.В., исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года                № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Настаивая на удовлетворении требований о предоставлении мер социальной поддержки, истец сослался на то, что он имеет удостоверение «Ветеран труда» от 05.08.2011 года, а поэтому имеет право как ветеран труда на предоставление мер социальной поддержки, в том числе на получение ежемесячной денежной выплаты, в чем ему было неправомерно отказано.

Проверяя состоятельность заявленных истцом требований, суд установил, что изложенные им обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании копией удостоверения «Ветеран труда» серии от ДД.ММ.ГГГГ, и не оспаривались в судебном заседании представителем ответчика.

Как следует из материалов дела, Вадульев О.В. в установленном порядке 09 августа 2011 года обратился в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, которое в этот день было принято Отделом социальной защиты населения по Центральному району, но в удовлетворении данного требования истцу было отказано, что представителем ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» в ходе судебного разбирательства по делу не отрицалось.

Данный отказ суд считает неправомерным исходя из следующего.

В силу статьи 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.

Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области                      «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

В ходе судебного разбирательства доказан факт наличия у истца как ветерана труда права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого он обратился в органы социальной защиты населения 09.08.2011 года, а поэтому его требования о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты с 09.08.2011 года в соответствии с п. 4, п. 8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением Администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201, подлежат удовлетворению.

Из приведенных выше обстоятельств следует, что основанием к отказу органами социальной защиты населения в предоставлении истцу мер социальной поддержки, в том числе в виде ежемесячной денежной выплаты, послужил тот факт, что Вадульев О.В. не достиг возраста 60 лет, при наличии которого, по мнению ответчика, Закон Тульской области предусматривает право на получение указанных льгот.

Между тем, суд считает, что указанная позиция, поддержанная в судебном заседании и представителем ГУ ТО «УСЗН г. Тулы», не согласуется с положениями Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Исходя из приведенных выше обстоятельств, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению.

Разрешая требования истца о взыскании с ответчика судебных расходов по оплате государственной пошлины, суд приходит к следующему.

В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Из квитанции от 06.09.2011 г. усматривается, что при подаче иска в суд Вадульевым О.В. была уплачена госпошлина в размере 200 рублей.

В связи с тем, что исковые требования удовлетворены, суд считает возможным взыскать с ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в пользу Вадульева О.В. расходы по уплате госпошлины в сумме 200 рублей.

                      Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

    решил:

исковые требования Вадульева Олега Вячеславовича удовлетворить.

Признать незаконным отказ Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в предоставлении Вадульеву Олегу Вячеславовичу мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Законом Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» назначить Вадульеву Олегу Вячеславовичу как ветерану труда ежемесячную денежную выплату с 9 августа 2011 года.

    Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в пользу Вадульева Олега Вячеславовича 200 (двести) рублей в счет возврата госпошлины, уплаченной при подаче иска.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий