о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте



Дело № 2-4064/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    16 сентября 2011 года                                                                        г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Юрковой Т.А.,

при секретаре Юдакове С.А.,

с участием заявителя Туляевой Л.И., ее представителя по доверенности Беловой А.В., представителя заинтересованного лица администрации г. Тулы по доверенности Радецкой Н.Г., представителя заинтересованного лица Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы по доверенности Скороваровой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Туляевой Л.И. о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте,

установил:

Туляева Л.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте, в котором просила признать незаконным отказ Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ -к в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровой карте (плане) территории, обязать Комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

В представленном 12 сентября 2011 года заявлении Туляева Л.Н. уточнила заявленные требования и просила признать незаконным действие Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, выразившееся в истребовании от нее правоподтверждающего документа – свидетельства о государственной регистрации права, при наличии правоподтверждающего документа – свидетельства о праве на наследство по закону, и не рассмотрении по существу заявки об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровой карте (плане) территории, обязать Комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований Туляева Л.И. указала на то, что она является собственником жилого <адрес>, расположенного в <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ.

В целях оформления прав на земельный участок была подготовлена и составлена схема расположения земельного участка.

На ее обращение в Комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, было отказано в связи с не предоставлением свидетельства о государственной регистрации права собственности на дом, а пакет документов возвращен письмом от ДД.ММ.ГГГГ -к.

Считает данный отказ не основанным на нормах действующего законодательства, создает препятствия в осуществлении прав на приобретение земельного участка в собственность.

В судебном заседании заявитель Туляева Л.И., ее представитель по доверенности Белова А.В. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении, просили удовлетворить.

Представители заинтересованных лиц администрации г. Тулы по доверенности Радецкая Н.Г., Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы по доверенности Скороварова Ю.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, считая их необоснованными, поскольку единственным подтверждением существования права собственности на недвижимое имущество является свидетельство о государственной регистрации права, в то время как заявителем при предоставлении документов для утверждения схемы расположения земельного участка было представлено только свидетельство о праве на наследство по закону.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Согласно статье 72 (пункт "в" части 1) Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

ДД.ММ.ГГГГ Туляева Л.И. обратилась в Комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровой карте (плане) территории площадью 1838 кв.м, представив при этом схему расположения земельного участка, согласованную с Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы, свидетельство о праве на наследство по закону на дом, паспорт, сведения из ЕГРП на дом и земельный участок, технический паспорт на дом.

Письмом Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ -к указанные документы возвращены Туляевой Л.И., в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории отказано, по тем основаниям, что ею представлено свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, и рекомендовано обратиться в Управление Федеральной службы по государственной регистрации кадастра и картографии по Тульской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на дом.

Считая отказ незаконным, Туляева Л.И. обратилась в суд с указанным заявлением.

Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

При рассмотрении дела по существу судом установлено, что возврат Туляевой Л.И. документов и не рассмотрение в установленном законом порядке заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории мотивирован не предоставлением ею свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилой, расположенный по адресу: <адрес>.

Доводы, приведенные в письме Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ -к, суд находит несостоятельными.

Действительно, в соответствии с п. 29 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории", утвержденного Постановлением администрации г. Тулы от 11 мая 2011 года № 1238 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории" предусмотрено, что к заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории гражданин предоставляет, в том числе, свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, расположенный на земельном участке.

Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ Туляева Л.И. является наследником к имуществу ФИО7, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Наследственное имущество, на которое выдано свидетельство, состоит из жилого кирпичного дома общей площадью 42,3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ).

В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования (абзац второй ст. 1152 ГК РФ). Так, если наследодателю (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость.

Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (п. 4 ст. 1152 ГК РФ).

Поскольку по смыслу п. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации наследник, принявший наследство, становится собственником имущества со дня открытия наследства независимо от регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы был не вправе возвращать заявление с приложенными документами об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по мотиву не предоставления свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилой дом.

При таких обстоятельствах, суд признает незаконным действие Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, выразившееся в истребовании от Туляевой Л.И. свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилой дом, и полагает необходимым обязать Комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы рассмотреть заявление Туляевой Л.И. об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровой карте (плане) территории площадью 1838 кв.м в установленном законом порядке.

Что касается требований Туляевой Л.И. об обязании Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, то суд находит их не подлежащими удовлетворению, поскольку указанным выше Административным регламентом предусмотрена обязательная процедура рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельного участка, сроки рассмотрения заявления, проведение правовой экспертизы представленных документов, подготовки проекта постановления администрации города Тулы.

Результатом предоставления Комитетом имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы муниципальной услуги является постановление администрации города Тулы об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории либо письмо, содержащее мотивированный отказ в предоставлении муниципальной услуги.

При таких обстоятельствах, оснований для обязания Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, не имеется.

На основании изложенного руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

требования Туляевой Л.И. о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте, удовлетворить частично.

Признать действие Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, выразившееся в истребовании от Туляевой Л.И. свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, незаконным.

Обязать Комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы рассмотреть заявление Туляевой Л.И. об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровой карте (плане) территории площадью 1838 кв.м в установленном законом порядке.

В остальной части в удовлетворении заявления Туляевой Л.И. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10-ти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий