о признании права собственности на самовольные постройки, признании квартиры частью жилого дома



Дело № 2-3793/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 сентября 2011 года                                                             г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Юрковой Т.А.,

при секретаре Гришиной Д.Г.,

с участием представителя истца Никулиной Г.С. по доверенности Федосеева В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никулиной Г.С. к администрации г. Тулы, департаменту имущественных и земельных отношений администрации Тульской области о признании права собственности на самовольные постройки, признании квартиры частью жилого дома,

установил:

Никулина Г.С. обратилась в суд с иском к администрации г. Тулы, департаменту имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы о признании права собственности на самовольно возведенные строения литер А1 – жилая пристройка, литер А3 – жилая пристройка, расположенные по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований Никулина Г.С. указала на то, что является собственником <адрес> на основании договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

С целью улучшения жилищных условий самостоятельно после получения в установленном порядке разрешения от <данные изъяты> в 2003 году на собственные денежные средства и собственными силами на земельном участке жилого дома она построила строения литер А1 - жилая пристройка площадью 8,7 кв.м, литер A3 - жилая пристройка площадью 19,1 кв.м, которые возведены без нарушения архитектурных, градостроительных, противопожарных, санитарных норм и правил, не ущемляют прав и охраняемых законом интересов соседей, что подтверждается техническим заключением, выполненным <данные изъяты>, что дает основания для признания за ней права собственности на указанные постройки в силу ст. 222 ГК РФ.

Жилой <адрес> состоит из трех частей, принадлежащая ей часть в технической документации и в правоустанавливающих документах значится как квартира.

В каждой части указанного жилого дома отдельные вводы на газ, воду, отдельные котельные (АОГВ), нет помещений общего пользования, следовательно, жилой дом не отвечает признакам многоквартирного жилого дома, а принадлежащие ей жилые помещения, указанные в технической документации и правоустанавливающих документах как квартира, в соответствии со ст. 16 ЖК РФ являются частью жилого дома.

В судебное заседание истец Никулина Г.С. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства дела извещена надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление о получении повестки, об уважительности причин неявки суду не сообщила.

Представитель истца Никулиной Г.С. по доверенности Федосеев В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить.

Представители ответчиков администрации г. Тулы, департамента имущественных и земельных отношений администрации Тульской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются уведомления о получении повесток, об уважительности причин неявки суду не сообщили, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Третьи лица Евдокимова Л.А., Евдокимов А.М. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются уведомления о получении повесток, об уважительности причин неявки суду не сообщили.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Никулина Г.С. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Из выписки (справки) из технического паспорта на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, усматривается, что на земельном участке самовольно (без разрешения) возведены литер А1 – жилая пристройка, литер А3 - жилая пристройка.

То, что эти постройки возведены за счет истца, лица, участвующие в деле, не оспаривали.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ) самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил... Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно техническому заключению с <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ при проведении визуального обследования было выявлено, что несущие и ограждающие конструкции жилого дома находятся в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.

Основания и несущие конструкции жилого дома не имеют разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом

Жилой дом обустроен и оборудован таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием.

Жилой дом обеспечен инженерными системами в требуемом объёме.

Жилые помещения защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств.

Объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях, обеспечивают возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики.

Комнаты и кухни в жилом помещении имеют непосредственное естественное освещение.

По результатам проведённого обследования сделано заключение о том, что состояние жилой пристройки (литер А1 по паспорту БТИ) характеризуется как удовлетворительное, износ средний; состояние жилой пристройки (литер A3 по паспорту БТИ) характеризуется как удовлетворительное, износ средний; качество строительства и характеристики применённых строительных материалов обеспечивают безаварийную эксплуатацию построек в течение продолжительного срока; так как самовольно возведенные строения не создают угрозы жизни и здоровью граждан, отвечают нормативным требованиям, предъявляемым к помещениям и сооружениям данного типа, возможна дальнейшая нормальная эксплуатация обследованных строений в качестве квартиры жилого дома в нормативном режиме.

Не доверять указанному техническому заключению у суда оснований не имеется, так как оно проведено компетентным лицом, обладающим познаниями в этой области, научно обосновано, логично, а потому суд относит его к числу достоверных, относимых и допустимых доказательств и считает необходимым положить его в основу решения по делу.

Поскольку самовольные постройки литер А1 – жилая пристройка,, литер А3 – жилая пристройка на которые Никулина Г.С. просит признать право собственности, возведены на земельном участке, отведенном в установленном законом порядке, площадью по документам 2359 кв.м, пригодны к эксплуатации, их сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, то суд находит исковые требования Никулиной Г.С. о признании за ней права собственности на самовольные постройки обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу ст. 218, 222 ГК РФ, и признает за ней право собственности на самовольные постройки литер А1 – жилая пристройка, литер А3 – жилую пристройку, расположенные по адресу: <адрес>.

Разрешая исковые требования Никулиной Г.С. о признании <адрес> частью жилого дома суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 настоящего Кодекса. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Как усматривается из обозренного в ходе судебного разбирательства дела инвентарного дела, по данным технической инвентаризации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является трехквартирным.

Доводы, приведенные истцом в обоснование заявленных требований, суд находит необоснованными.

В соответствии со ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.

Статья 16 ЖК РФ определяет виды жилых помещений и относит к ним жилые дома, их части, квартиры, части квартир, комнаты, объединяя их как объекты оборота жилищных правоотношений, к которым применим единый правовой режим, в том числе, и в части вспомогательных помещений.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (ч.2 ст. 16 ЖК РФ).

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (ч.3 ст.16 ЖК РФ).

Порядок признания помещения жилым и требования, которым оно должно отвечать, основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются Правительством РФ.

Правительством РФ принято Постановление от 28 января 2006 № 47, которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п. 6 указанного Положения многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

При тех обстоятельствах, что по данным технической инвентаризации жилые помещения , , 3 и , расположенные в <адрес> определены как квартиры, жилой дом является муниципальной собственностью и принадлежит администрации г. Тулы на основании постановления главы администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ , в доме имеется более двух квартир, то оснований для признания за Никулиной Г.С. право собственности на часть дома не имеется.

Дом, в котором проживает Никулина Г.С., в соответствии с действующим законодательством является многоквартирным домом, изначально спорное жилое помещение имело статус «квартиры», Никулиной Г.С. по договору от ДД.ММ.ГГГГ приобреталась квартира, а не часть жилого дома, в этой части предмет договора – квартира – был согласован сторонами в соответствии с требованиями ст. 554 ГК РФ, ни кем не оспорен.

Исходя из установленных обстоятельств и требований закона, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Никулиной Г.С. в этой части требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Никулиной Г.С. к администрации г. Тулы, департаменту имущественных и земельных отношений администрации Тульской области о признании права собственности на самовольные постройки, признании квартиры частью жилого дома удовлетворить частично.

Признать за Никулиной Г.С. право собственности на самовольные постройки литер А1 – жилая пристройка, литер А3 – жилая пристройка, расположенные по адресу: <адрес>.

В остальной части в иске Никулиной Г.С. – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней со дня его принятия судом в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы.

Председательствующий