Решение от 07.10.2011 г. по иску Баулина О.В.к ГУ ТО `Управление социальной защиты г. Тулы`, Департаменту социального развития ТО о признании права на меру соцподдержки в виде едв на оплату расходов в размере 50% платы за ЖКУ



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 октября 2011 года город Тула

Центральный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего Калининой М.С.,

при секретаре Кузнецовой Н.А.,

с участием представителя ответчика – ГУ ТО УСЗН г. Тулы, по доверенности Стрункиной К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 4338/11 по иску Баулина О.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», Департаменту социального развития Тульской области о признании права на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, об обязании предоставить указанную меру социальной поддержки,

установил:

Баулин О.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» (далее – ГУ ТО УСЗН г. Тулы), Департаменту социального развития Тульской области о признании права на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, об обязании предоставить указанную меру социальной поддержки.

В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что он является пенсионером Министерства внутренних дел Российской Федерации и с 07 мая 2011 года ему выплачивается пенсия за выслугу лет на основании Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

С 17.03.2005 г. он имеет удостоверение «Ветеран боевых действий», с 08.08.2011 г. - удостоверение «Ветеран труда».

По мнению истца, он как ветеран труда в силу ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (с последующими изменениями и дополнениями) имеет право на указанную им в заявлении меру социальной поддержки.

Однако в ее предоставлении органами социальной защиты, куда он обращался 15.09.2011 года, ему было отказано.

В силу изложенного истец просит удовлетворить его требования в полном объеме, признав за ним право на получение меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за электроснабжение, газоснабжение, вывоз бытовых и других отходов, признав за ним право на получение указанной меры социальной поддержки, обязав ответчика назначить ему ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за электроснабжение, газоснабжение, вывоз бытовых и других отходов.

В судебное заседание истец Баулин О.В. не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика – Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», по доверенности Стрункина К.А. в судебном заседании исковые требования Баулина О.В. не признала и просила в их удовлетворении отказать, указав, что истец как ветеран боевых действий является получателем мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», в связи с чем действие Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» на него не распространяется (п. 2 ст. 7 и п. 4 ст. 8 названного Закона).

Представитель ответчика - Департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца и представителя Департамента социального развития Тульской области.

Выслушав объяснения представителя ответчика – ГУ ТО УСЗН г. Тулы, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Баулина О.В. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом, Баулин О.В. с 07.05.2011 года является пенсионером за выслугу лет Министерства внутренних дел Российской Федерации и имеет удостоверения: «Ветеран труда» от 08.08.2011 года, «Ветеран боевых действий» от 17.03.2005 года.

Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются соответствующими удостоверениями, выданными на имя Баулина О.В. (л.д. 6-8), письмом Управления ПФ РФ от 28.09.2011г. (л.д. 28), письмом ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» № 25-7/5479 от 28.09.2011 года (л.д. 29) и лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

Из материалов дела усматривается, что 15.09.2011 г. Баулин О.В. в целях реализации им как ветераном труда права на предоставление меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за электроснабжение, газоснабжение, вывоз бытовых и других отходов В..к участию в деле в качестве со времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотретьобратился с соответствующим заявлением в орган социальной защиты населения (л.д. 4).

Однако решением отдела социальной защиты населения по Привокзальному району от 19.09.2011 г. № 439 в предоставлении указанной меры социальной поддержки ему было отказано.

Оценивая доводы истца о незаконности отказа органа социальной защиты населения Тульской области в назначении ему ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за электроснабжение, газоснабжение, вывоз бытовых и других отходов как ветерану труда, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан, отнеся это правовое регулирование к полномочиям законодателя, который вправе осуществлять выбор тех или иных мер социальной защиты, определять круг получателей, порядок и условия их предоставления.

Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

Действуя в пределах предоставленных полномочий в сфере социальной защиты, законодатель, создавая единую систему социальной защиты, определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, и установил конкретные меры социальной поддержки.

В частности, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда в статье 1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены категории ветеранов и правовые гарантии их социальной защиты в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, к числу которых отнесены ветераны боевых действий и ветераны труда.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

Согласно ст. 13 названного Федерального Закона социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

Как установлено по делу, истец является ветераном боевых действий и ветераном труда, что подтверждается имеющимися в деле копиями указанных удостоверений (л.д.6-8).

Из положений статей 16, 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) усматривается, что федеральный законодатель ветеранам боевых действий в числе других мер социальной поддержки предоставил право на такие меры, как оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, включая членов семей ветеранов боевых действий, совместно с ним проживающих, и в виде ежемесячной денежной выплаты, установленной в размере 1699 руб.

В соответствии со ст. 22 указанного закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

В соответствии со ст. ст. 3, 7 указанного Закона Тульской области ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также в виде ежемесячной денежной выплаты.

Из изложенного следует, что истец имеет право на получение мер социальной поддержки по двум основаниям, то есть как ветеран боевых действий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и как ветеран труда по условиям и нормам Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Однако в пункте 3 статьи 13 Федерального закона «О ветеранах» законодатель закрепил в качестве условия предоставления ветеранам мер социальной поддержки необходимость выбора ветераном одного из оснований предоставления социальной поддержки при наличии у него права на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Частью 4 статьи 8 указанного Закона Тульской области предусмотрено, что если гражданин одновременно имеет право на меры социальной поддержки по настоящему Закону и меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством, независимо от основания, по которому они установлены (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты гражданам, указанным в пунктах 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), действие настоящего Закона на него не распространяется.

Данная правовая норма, указывающая на недопустимость одновременного предоставления мер социальной поддержки по федеральному и региональному законодательству, в установленном законом порядке недействительной или не подлежащей применению на момент разрешения данного спора не признана.

Не относится истец и к числу граждан, указанных в пунктах 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

К тому же, по делу бесспорно установлено, что истец как ветеран боевых действий реализовал свое право на получение мер социальной поддержки, но в рамках федерального закона «О ветеранах», о чем свидетельствует факт получения им ежемесячной денежной выплаты согласно ст. 23.1 названного закона, что исключает его право на получение им мер социальной поддержки как ветерана труда по условиям и нормам указанного выше Закона Тульской области.

Доводы истца о том, что органами социальной защиты ему неправомерно было отказано в предоставлении меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за электроснабжение, газоснабжение, вывоз бытовых и других отходов суд, при указанных выше обстоятельствах, не может отнести к числу состоятельных, поскольку они основаны на ошибочном толковании положений названных выше нормативных правовых актов, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения.

По изложенным мотивам суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Баулина О.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», Департаменту социального развития Тульской области о признании права на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за электроснабжение, газоснабжение, вывоз бытовых и других отходов, обязании ее предоставить - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий-