РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 октября 2011 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Щербаковой Н.В.,
при секретаре Давыдовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4304/11 по иску Жиляева Г.В., Жиляевой А.С. к территориальному управлению администрации г. Тулы по Центральному району, администрации г. Тулы, Гаражному кооперативу «Скуратовский кооператив гаражей № 1 Центрального района г. Тулы» об установлении факта владения гаражом наследодателем, о признании права собственности на гараж в порядке наследования,
установил:
Жиляев Г.В., Жиляева А.С. обратились в суд с иском к территориальному управлению администрации г. Тулы по Центральному району об установлении факта владения гаражом наследодателем, о признании права собственности на гараж в порядке наследования, указывая на то, что Жиляев Г.В. является сыном, а Жиляева А.С. - женой Жиляева В.П., умершего ДД.ММ.ГГГГ
На основании завещания от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом г. Тулы ФИО, зарегистрированного в реестре за №, Жиляев В.П. завещал сыну Жиляеву Г.В. свое имущество, в том числе, принадлежащий ему на праве собственности гараж под № в Гаражном кооперативе «Скуратовский кооператив гаражей № 1 Центрального района г. Тулы».
Наследником с правом обязательной доли в наследстве, открывшегося после смерти Жиляева В.П., является его супруга Жиляева А.С.
При жизни наследодатель Жиляев В.П. в 1987 году построил гараж лит. Г с подвалом лит. под Г, площадью 46,5 кв.м. в Гаражном кооперативе «Скуратовский кооператив гаражей № 1 Центрального района г. Тулы» собственными силами и за счет собственных средств.
06 сентября 2000 г. Жиляеву В.П. была выдана справка о полной выплате пая №, согласно которой Жиляев В.П. являясь членом ГСК №1 пос. Скуратовский, находящегося по адресу: г. Тула, Центральный район, пос. Скуратовский, полностью выплатил кооперативный пай 05.09.1999 г. за гараж № в боксе № ГСК №.
Полагали, что в соответствии с п. 4 ст. 218 ГК РФ Жиляев В.П. приобрел право собственности на гараж №, однако в установленном порядке зарегистрировать право собственности на спорный гараж при жизни не успел.
Оформить право собственности в порядке наследования на спорный гараж истцы не смогли, в виду отсутствия правоустанавливающих документов на него.
В соответствии со свидетельством о праве на наследство по завещанию, выданным на часть наследственного имущества нотариусом ФИО, наследником имущества Жиляева В.П. является на 7/9 долей сын - Жиляев Г.В., на 2/9 доли жена - Жиляева А.С.
Просили установить факт владения Жиляевым В.П. гаражом № лит. Г, лит под Г, общей площадью 46,5 кв.м, находящимся в Гаражном кооперативе «Скуратовский кооператив гаражей № 1 Центрального района г. Тулы», признать право собственности за Жиляевым Г.В. на 7/9 долей, за Жиляевой А.С. - на 2/9 доли на гараж № лит. Г, лит под Г, общей площадью 46,5 кв.м, находящийся в Гаражном кооперативе «Скуратовский кооператив гаражей № 1 Центрального района г. Тулы» в порядке наследования после смерти Жиляева В.П., умершего ДД.ММ.ГГГГ
Определением суда от 20 сентября 2011 года на основании ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчиков, были привлечены администрация г. Тулы, Гаражный кооператив «Скуратовский кооператив гаражей № 1 Центрального района г. Тулы».
В судебном заседании истцы Жиляев Г.В., Жиляева А.С. не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются уведомления о получении повесток, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Представители истцов Жиляева Г.В., Жиляевой А.С. по доверенностям Григорьева И.С., Подова Г.В. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Гаражного кооператива «Скуратовский кооператив гаражей № 1 Центрального района г. Тулы» председатель кооператива ФИО7 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Из его объяснений, представленных ранее, следует, что с исковыми требованиями Жиляева Г.В., Жиляевой А.С. он согласен, просил разрешить спор в соответствии с нормами действующего законодательства. Вплоть до смерти Жиляева В.П., последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, он значился членом гаражного кооператива и владельцем спорного гаража.
В судебное заседание представители ответчиков администрации г. Тулы, Территориального управления администрации г. Тулы по Центральному району, третье лицо нотариус ФИО не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются уведомления о получении повесток, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Представитель администрации г. Тула, нотариус ФИО представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
На основании ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом достоверно установлено, что решением Исполнительного комитета Скуратовского поселкового совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении земельного участка в кооперативе №1 для строительства гаража» Жиляеву В.П. в кооперативе №1 Скуратовского микрорайона ( в настоящее время Гаражный кооператив «Скуратовский кооператив гаражей № 1 Центрального района г. Тулы») для строительства гаража выделен земельный участок.
Согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ гараж, расположенный на территории Гаражного кооператива «Скуратовский кооператив гаражей № 1 Центрального района г. Тулы» под №, представляет собой нежилое двухэтажное здание площадью 46,5 кв.м, введен в эксплуатацию в 1987 году, право собственности на индивидуальный гараж в отделении по г. Туле Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» не зарегистрировано, присвоен инвентарный номер №.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на объект недвижимого имущества: гараж №, расположенный на территории Гаражного кооператива «Скуратовский кооператив гаражей № 1 Центрального района г. Тулы» отсутствуют, что подтверждается уведомлением Управления росреестра по Тульской области от 30.09.2011 г. №.
Из справки о полной выплате пая от 06 сентября 2000 года № усматривается, что Жиляев В.П. является членом гаражно-строительного кооператива №1 Центрального района г. Тулы, расположенного по адресу: г. Тула, пос. Скуратовский, и полностью выплатил кооперативный пай 5 сентября 1999 года за гараж № в боксе № ГСК №, который состоит из одноэтажного здания с подвалом. Основанием вступления Жиляева В.П. в члены кооператива являлось решение общего собрания от 16.05.1987 года, протокол №.
Указанные обстоятельства подтверждаются и объяснениями представителя Гаражного кооператива «Скуратовский кооператив гаражей № 1 Центрального района г. Тулы».
Кроме того, судом принимается во внимание и решение Центрального районного суда г. Тулы от 30.08.2004 г. по иску Жиляевой С.И. к Жиляеву В.П., вступившее в законную силу 27.04.2006 г., из которого следует, что спорный гараж был оставлен за Жиляевым В.П., в раздел имущества между супругами включен не был.
Возведение Жиляевым В.П. на предоставленном ему в установленном порядке земельном участке гаража не противоречит положениям действующего законодательства. С учетом изложенного, суд исходит из того, что спорный гараж возведен Жиляевым В.П. правомерно, с соблюдением установленных действующим законодательством норм и правил.
Поскольку гараж был возведен Жиляевым В.П. на земельном участке, предоставленном в его пользование, с соблюдением строительных норм и правил, он не может быть отнесен к категории самовольных строений.
Как следует из положений ст.ст. 218, 219 ГК РФ право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, приобретается лицом, возведшим данное имущество, однако возникает на него с момента государственной регистрации такого имущества в установленном законодательством порядке.
Жиляев В.П. при жизни право собственности на спорный гараж в установленном порядке не регистрировал.
Согласно положениям статьи 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе, факт владения и пользования недвижимым имуществом.
В п. 8 ныне отмененного Постановления Пленума ВС СССР от 21 июня 1985 г. N 9 "О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение" разъяснялось, что факт владения строением на праве личной собственности устанавливается судом, если у заявителя был правоустанавливающий документ о принадлежности строения, но он утрачен, и указанный факт не может быть подтвержден во внесудебном порядке. В обоснование этого заявителем должны быть представлены доказательства о невозможности получения им надлежащего документа либо невозможности его восстановления. В случае, если у наследодателя имелся документ о праве собственности на принадлежащее ему недвижимое имущество (например, договор купли-продажи), но он утерян им самим либо наследниками, и указанный факт не может быть подтвержден в ином порядке, факт владения и пользования недвижимым имуществом устанавливается судом.
С учетом указанных положений, поскольку право собственности Жиляева В.П. на гараж никогда не оформлялось, правовые основания для установления факта владения Жиляевым В.П. спорным гаражом отсутствуют.
Жиляев В.П. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти 1-ВН №, от ДД.ММ.ГГГГ, после смерти, которого открылось наследство.
С учетом изложенных выше обстоятельств, и исходя из положений ГК РСФСР, ст.ст. 1110-1112 ГК РФ, суд приходит к выводу, что вышеназванный гараж входит в состав наследственной массы после смерти Жиляева В.П.
Согласно действующему гражданскому законодательству в случае смерти гражданина, принадлежащее ему имущество переходит в порядке универсального правопреемства к наследникам по закону или завещанию.
При жизни Жиляев В.П. распорядился имуществом на случай своей смерти путем совершения завещания.
Так, ДД.ММ.ГГГГ Жиляев В.П. составил завещание, по которому он принадлежащую ему на праве собственности квартиру, находящуюся по адресу: <адрес> – ФИО2., все остальное свое имущество, какое ко дню его смерти окажется ему принадлежащем, в чем бы таковое не заключалось и где бы оно не находилось, в том числе принадлежащий ему на праве собственности гараж № в Гаражном кооперативе «Скуратовский кооператив гаражей № 1 Центрального района г. Тулы», завещал Жиляеву Г.В.
Завещание на день его смерти не отменено и не изменено.
Как усматривается из копии наследственного дела к имуществу Жиляева В.П., его наследниками являются сын Жиляев Г.В., принявший в установленном законом порядке наследство путем обращения к нотариусу в течение шестимесячного срока с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство, а также супруга Жиляева А.С. – наследник первой очереди по закону, имеющая право на обязательную долю в наследстве в виду нетрудоспособности.
Исходя из установленных обстоятельств по делу, принимая во внимание на тот факт, что у Жиляева В.П. при его жизни возникло право собственности на гараж №, находящийся в Гаражном кооперативе «Скуратовский кооператив гаражей № 1 Центрального района г. Тулы», исковые требования Жиляева Г.В. и Жиляевой А.С. о признании за ними права собственности, за Жиляевой А.С. на 2/9 доли, за Жиляевым Г.В. на 7/9 доли на спорный гараж в порядке наследования по закону после смерти Жиляева В.П. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Жиляева Г.В., Жиляевой А.С. к территориальному управлению администрации г. Тулы по Центральному району, администрации г. Тулы, Гаражному кооперативу «Скуратовский кооператив гаражей № 1 Центрального района г. Тулы» об установлении факта владения гаражом наследодателем, о признании права собственности на гараж в порядке наследования удовлетворить частично.
Признать за Жиляевым Г.В. право собственности на 7/9 долей, за Жиляевой А.С. право собственности на 2/9 доли в праве общей долевой собственности на гараж № лит. Г, лит под Г, общей площадью 46,5 кв.м, находящийся в Гаражном кооперативе «Скуратовский кооператив гаражей № 1 Центрального района г. Тулы», расположенный по адресу: г. Тула, Центральный район, пос. Скуратовский в порядке наследования после смерти Жиляева В.П., умершего ДД.ММ.ГГГГ
В остальной части в иске Жиляеву Г.В., Жиляевой А.С. отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Центральный районный суд г. Тулы путем подачи кассационной жалобы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий