РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 сентября 2011 года г.Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе: председательствующего Наумовой Т.К., при секретаре Сычевой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4145/11 по иску Самбуловой Н.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», об обязании ответчика присвоить ей звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда», взыскании судебных расходов,
установил:
Самбулова Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», об обязании ответчика присвоить ей звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда», взыскании судебных расходов.
В обоснование своих требований указала, что Самбулова Надежда Викторовна с 20.01.1992 года по настоящее время работает в системе Пенсионного фонда Российской Федерации.
В октябре 2008г. истица обратилась в Отдел социальной защиты населения по Советскому району г.Тулы с заявлением о присвоении звания ""Ветеран труда" и о выдаче соответствующего удостоверения.
Согласно записям в трудовой книжке, в 2005 году истица работала в Управлении ПФР по Советскому району г.Тулы, где ей за значительный вклад в решение возложенных на ПФР задач, вручена медаль «15 лет ПФР». Данная медаль учреждена постановлением Правления ПФР № 38пл от 24.10.2005 года. В трудовую книжку внесена запись о данном награждении. Согласно записям в трудовой книжке общий трудовой стаж истицы на дату обращения (01.10.2008г.) составлял 31 год 1 месяц 28 дней.
Уведомлением от 25.12.2008 года истица была извещена об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», с ссылкой на то, что медаль «15 лет ПФР» не является ведомственной наградой и не может служить основанием присвоения звания «Ветеран труда». Выписка из протокола от 23.12.2008 года была приложена к Уведомлению.
С принятым решением истица не согласна по следующим обстоятельствам.
В соответствии п.2 ст.7 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173 ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Мой стаж составляет более 30 лет.
Согласно ст.7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются, в том числе, лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Аналогичная норма содержится и в п.1 ст.1 Закона Тульской области от 28.02.2007 г. № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в ред. закона Тульской области от 07.10.2008№1093-ЗТО).
Согласно п.5 ст.2 Закона Тульской области от 28.02.2007 г. № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в ред. закона Тульской области от 07.10.2008 № 1093-ЗТО) документами, подтверждающими награждение либо присвоение почетных званий, являются удостоверения, свидетельства, трудовые книжки и иные документы.
Согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденному постановлением ВС РФ N 2122-1 от 27 декабря 1991 года с последующими изменениями Пенсионный фонд Российской Федерации (далее ПФР) образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением. ПФР и его денежные средства находятся в собственности Российской Федерации.
Конституционный суд РФ в п.3 постановления от 25.06.2001 года №9-П сформулировал правовую позицию, согласно которой ПФР наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий, именно законом. Такие полномочия, по смыслу статей 7 (ч.2), 10, 11 (ч.1), 15 (ч.2), 39, 45 (ч.1), 71 (п. «в» и «ж»), %» 72 (п. «ж» ч.1), 78 (ч.1), ПО, 114(п. «в», «г», «е» ч.1) и 115 Конституции РФ, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
Указом Президента РФ от 20.03.2001 года № 318 введена специальная государственная регистрация актов ПФР Министерством юстиции РФ в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии со ст.5 Федерального закона15.12.2001г. № 167-ФЗ от «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», ПФР, являясь государственным учреждением, и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Постановлением Правления ПФР № 38пл от 24.10.2005 года была учреждена награда ПФР в виде медали «15 лет Пенсионному фонду РФ». Согласно Положению о Медали «15 лет ПФР», являющемуся приложением к названному постановлению, Медаль является наградой ПФР, которой отмечаются работники Фонда за значительный вклад в решение возложенных на ПФР задач. Решение о награждении оформляется соответствующим локальным правовым актом, на основании ходатайства, возбужденного в соответствии с Порядком возбуждения ходатайств о награждении наградами ПФР и оформляется соответствующим распоряжением. Запись о награждении медалью вносится в трудовую книжку работника. Медаль вручается награжденному лицу в торжественной обстановке.
Таким образом, медаль «15 лет ПФР» является ведомственной наградой за достижения в труде в системе Пенсионного Фонда (наделенного публично-властными полномочиями, относящимися к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов).
Следовательно, оснований для отказа в присвоении истице звания «Ветеран труда» и в выдаче соответствующего удостоверения у органов соцзащиты не имелось.
Согласно ч. 1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
На основании изложенного, просит суд признать незаконным решение Комитета социальной защиты населения г. Тулы департамента социального развития Тульской области об отказе в присвоении Самбуловой Н.В. звания «Ветеран труда» и в выдаче удостоверения «Ветеран труда»; обязать ответчика выдать Самбуловой Н.В. удостоверение «Ветеран труда»; взыскать с Ответчика в пользу Самбуловой Н.В. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
В судебном заседании истец Самбулова Н.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить, по основаниям изложенным в иске.
Представитель Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Хамитова О.В. в судебном заседании исковые требования Самбуловой Н.В. не признала, просила в иске отказать, указав на то, что в соответствии с п. 4 Федерального Закона от 12.01.1995 г. «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 19.12.2005 г. № 163-ФЗ) порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в редакции Закона Тульской области от 07.10.2008 № 1093-ЗТО) (далее - Закон от 28.02.2007 № 797-ЗТО) условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются:
1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами илимедалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период ВОВ и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии со статьей 2 Закона от 28.02.2007 № 797-ЗТО лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» представляют следующие документы:
подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде;
подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
«Ведомство» определяется как центральный орган государственного управления, образуемый в случае необходимости для руководства отдельными сферами хозяйственного и социально-культурного строительства. Таким образом, к рассмотрению могут приниматься знаки отличия в труде, учрежденные ведомствами и выданные по их решению или от их имени.
Истец была награждена юбилейным памятным знаком «В честь 10-летия ПФР» и медалью «15 лет пенсионному фонду Российской Федерации».
Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным вышеуказанным постановлением. Учитывая, что Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации постановление Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» не предусматривают осуществления каких-либо полномочий от имени Российской Федерации, награды ПФР не могут являться ведомственными и служить основанием для рассмотрения вопросов о присвоении звания «Ветерана труда».
Просила суд отказать в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, пришел к следующему.
Как установлено в судебном заседании, Самбулова Н.В. имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, что подтверждается трудовой книжкой Самбуловой Н.В. с первоначальной датой заполнения - ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из сведений о работе, содержащихся в трудовой книжке, Самбулова Н.В. работает с ДД.ММ.ГГГГ.
Самбулова Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в ГУ Пенсионного фонда РФ.
Постановлением Правления ПФР №лп от ДД.ММ.ГГГГ Самбулова Н.В. награждена юбилейным памятным знаком «10 лет Пенсионному фонду Российской Федерации».
Постановлением Правления ПФР №пп от ДД.ММ.ГГГГ Самбулова Н.В. награждена юбилейным знаком «15 лет Пенсионному фонду Российской Федерации».
Данные обстоятельства подтверждаются исследованным в судебном заседании наградными удостоверениями.
Сведения о награждении Самбуловой Н.В. вышеуказанными наградами внесены в трудовую книжку истца. Данные записи в трудовой книжке содержат сведения о названии награды, кем она выдана и на основании каких документов, с указанием их номера и даты.
Самбулова Н.В. в 2008 году обращалась в отдел социальной защиты населения по Советскому району Государственного учреждения Тульской области «Управлении социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы.
Комиссией по рассмотрению вопросов, связанных с присвоением звания «Ветеран труда», отдела социальной защиты населения по Советскому району Государственного учреждения Тульской области «Управлении социальной защиты населения г. Тулы» принято решение об отказе Самбуловой Н.В. в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что представленная ею награда - памятный знак «10 лет Пенсионному фонду Российской Федерации», врученная в соответствии с Постановлением Правления ПФР №лп от ДД.ММ.ГГГГ, не может рассматриваться как ведомственный знак отличия в труде и, следовательно, не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
Отказ Самбуловой Н.В. в присвоении звания «Ветеран труда» и позицию, поддержанную в судебном заседании представителем ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», суд считает несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
22.08.2004 года в данный Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона).
В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области 28.02.2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в редакции Закона Тульской области от 22.07.2010 года № 1470-ЗТО) условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются: 1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно п. 2, 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда», подает в государственное учреждение Тульской области, осуществляющее функции в сфере социальной защиты населения, по месту жительства заявление и подлинники документов либо их копии, заверенные в установленном порядке, подтверждающие основания для присвоения звания «Ветеран труда».
Лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» по условиям, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, представляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, а также представляют документы, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Таким образом, Закон Тульской области не изменил основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах».
Согласно п. 2 Постановления Администрации Тульской области от 08.05.2007 года № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда» -лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца.
В нормативных актах Российской Федерации отсутствует определение «ведомственный знак отличия в труде», нет также нормативных актов, содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», равно как и нет определения понятия «ведомство». В связи с чем, применение термина «ведомство» исключительно к органам государственной власти или управления, не основано на законе, противоречит главной цели принятия Федерального закона «О ветеранах», которая заключается в оказании мер социальной поддержки перечисленных в нем категориям граждан и создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения, влечет дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности организации, в которой они плодотворно, добросовестно трудились, с отличием выполняя свои трудовые функции.
Право на присвоение звания «Ветеран труда» имеют граждане, награжденные ведомственными знаками отличия за успехи в трудовой деятельности.
Как следует из материалов дела, Самбулова Н.В. юбилейным памятным знаком «10 лет Пенсионному фонду Российской Федерации», юбилейным знаком «15 лет Пенсионному фонду Российской Федерации».
Пенсионный фонд Российской Федерации образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о ПФР.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2122-1 утверждено Положение о ПФР.
В соответствии с п. 3 Положения ПФР обеспечивает:
целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения;
организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
капитализацию средств, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР;
межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;
проведение научно - исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
Согласно п. 7 Положения руководство ПФР осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом -исполнительной дирекцией.
ПФР является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием (п. 15 Положения).
Указом Президента РФ от 27.09.2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным
обеспечением в Российской Федерации» закреплены за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий.
Закрепив полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов по выплате государственных пенсий, Президент Российской Федерации по существу наделил данное ведомство полномочиями по обеспечению конституционного права граждан в Российской Федерации на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.
Пенсионный фонд Российской Федерации представляет собой совокупность государственных учреждений, исполняющих определенные государственные функции по оперативному управлению средств обязательного (государственного) пенсионного страхования и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий и других единовременных и ежемесячных выплат, являющихся мерами социальной поддержки.
Постановлением Правления ПФР от 24.10.2005 г. № 38пл утверждено Положение о медали «15 лет Пенсионному фонду Российской Федерации».
В соответствии с Положением о медали «15 лет Пенсионному фонду Российской Федерации», данным знаком награждаются работники Пенсионного фонда РФ и иные лица, принимавшие активное и эффективное участие в решении возложенных на ПФР задач.
Решение о награждении памятными знаками «15 лет Пенсионному фонду Российской Федерации», производится Председателем Правления ПФР или по его поручению иным должностным лицом в торжественной обстановке по месту работы награжденного лица или местонахождению организации.
Хотя федеральное законодательство не содержит определения «ведомственного знака отличия в труде» и перечня таких знаков, суд приходит в выводу, что по сущностным признакам памятные знаки «10 лет Пенсионному фонду Российской Федерации», «15 лет Пенсионному фонду Российской Федерации», которыми награждена Самбулова Н.В. может быть признан таковым, поскольку присвоен за значительный вклад в решение возложенных на ПФР задач, в период исполнения своих трудовых обязанностей Самбуловой Н.В. в ПФР.
Изменение порядка применения п. 1 ст. 7 ФЗ «О ветеранах» в смысле его ограничительного толкования, носит дискриминационный характер по отношению к лицам, обращающимся в органы социальной защиты в целях присвоения звания «Ветеран труда» в настоящее время, поскольку ставит их в неравное положение с лицами, ранее уже получившими данное звание по тем же основаниям.
Судом принимается во внимание также и то обстоятельство, что ранее порядок учета ведомственных знаков отличия при присвоении звания «Ветеран труда» был разъяснен в совместном письме Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10.11.1995 года № 2026-ВЯ/4276/1-30. Согласно данному письму к ведомственным знакам отличия в труде следует относить: нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета бывших СССР и РСФСР, Советом Министров бывших СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывших СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.
В соответствии с совместным письмом Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10 ноября 1995 г. № 2026-ВЯ/4276/1-30 и письмом Минтруда России от 7 октября 1998 г. N 5635-КС при присвоении звания «Ветеран труда» наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации учитываются нагрудные знаки, знаки и значки, почетные грамоты, похвальные грамоты, дипломы.
Одновременно Минтруд России разъяснил, что приведенный в данном письме перечень не является исчерпывающим и поэтому отказ в присвоении звания «Ветеран труда» только по причине отсутствия названия той или иной награды в этом перечне является необоснованным.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российской Федерации социальное государство - это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Все государственные органы без исключения обязаны соблюдать Конституцию РФ и не имеют права издавать законы, ущемляющие конституционные права граждан, в частности право на социальное обеспечение.
Ограничительные условия противоречат ст.ст. 19, 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым все равны перед Законом, перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из статей 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, а также положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное, «ограничительное» толкование норм Федерального закона от 12.01.1995 года, Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому нельзя назвать правомерным.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2, 57 Конституции Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд считает установленным, что Самбулова Н.В. на момент обращения в отдел социальной защиты населения по Советскому району Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», имела необходимый трудовой стаж и была награждена ведомственной наградой, в совокупности дающими право на присвоение звание «Ветеран труда».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение отдела социальной защиты населения по Советскому району г. Тулы Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной
защиты населения г. Тулы» об отказе в присвоении Самбуловой Н.В. звания «Ветеран труда» является незаконным.
В соответствии с п. 8 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО (ред. от 07.10.2008 года) «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», датой обращения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» считается дата приема территориальным органом органа исполнительной власти области по социальному развитию заявления со всеми необходимыми документами.
Самбулова Н.В. обратилась с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в лице отдела социальной защиты населения по Советскому району с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив для этого необходимые документы в октябре 2008 года.
Постановлением администрации Тульской области от 14.05.2009 № 309 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда», утвержден регламент предоставления данной государственной услуги.
В соответствии с данным регламентом результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю удостоверения «Ветеран труда». Заявителями являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Тульской области, которым присвоено звание «Ветеран труда».
Для получения государственной услуги заявитель подает в территориальный орган департамента социального развития Тульской области по месту жительства заявление в письменной форме (приложение № 1 к Административному регламенту) с приложением следующих документов: паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; решения о присвоении звания «Ветеран труда».
В связи с этим суд считает необходимым и возможным обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выдать Самбуловой Н.В. удостоверение «Ветеран труда».
Однако, поскольку обращение Самбуловой Н.В. разрешено ответчиком в установленном порядке, то есть имеется спор о праве Самбуловой Н.В. на присвоение звания «Ветеран труда», который разрешается в судебном порядке, то право на выдачу удостоверения истец приобретает по вступлению настоящего решения в законную силу.
К тому же, в силу ст. 98 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в пользу Самбуловой Н.В. понесенные по делу судебные расходы по оплате госпошлины при подаче иска в суд в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Самбуловой Н.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», об обязании ответчика присвоить ей звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда», взыскании судебных расходов - удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об отказе в присвоении Самбуловой Н.В. звания «Ветеран труда».
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» присвоить Самбуловой Н.В. звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».
Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в пользу Самбуловой Н.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий-