по иску Тарасова В.А. к ГУ ТО `УСЗН г. Тулы` о присвоении звания `Ветеран труда`



    Р Е Ш Е Н И Е

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    30 сентября 2011 года                                                                                г. Тула

    Центральный районный суд г. Тулы в составе:

    председательствующего Наумовой Т.К.,

    при секретаре Сычевой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 4147/11 по иску Тарасова В.А. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании ответчика принять решение о присвоении указанного звания,

установил:

Тарасов В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании ответчика принять решение о присвоении указанного звания.

В обоснование своих требований указав, что он является сотрудником МВД России Государственного учреждения Российской Федерации «<данные изъяты>» (ГУ РФ «<данные изъяты>»), где по настоящее время проходит службу. В соответствии со ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах», с Законом Тульской области от 28.02.2007 №797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», Постановлением администрации Тульской области от 08.05.2007 №217»0 порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда», и Постановлением администрации Тульской области от 14.05.2009 №309 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда», истцом в отдел социальной защиты населения по Советскому району г. Тулы было подано заявление №1/761 от 15.07.2011г. о выдачи ему удостоверения «Ветеран труда». Для подтверждения своего права на получение звания «Ветеран труда» к заявлению истцом было приложено: копия удостоверения «за отличие в службе» 1,2, 3 степени, копию паспорта, справку о стаже, фотография, копия пенсионного страхового свидетельства.

Несмотря на предоставление всех определенных законодательством документов в присвоении звания «Ветеран труда» истцу было отказано.

Выслуга лет у истца составляет 25 лет 06 месяцев 01 день и складывается из следующего:

служба в Вооруженных Силах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

служба в органах Внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Считает, что ответчик неправомерно применил пенсионное законодательство в отношении него, сотрудника органов Внутренних дел, и соответственно противозаконно не признал право истца на присвоение звания «Ветеран труда».

На основании изложенного просит суд признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ в присвоении звания «Ветеран труда», в выдаче удостоверения «Ветеран труда». Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» вынести решение о присвоении Тарасову В.А., звания «Ветеран труда».

    Истец Тарасов В.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просил суд их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Хамитова О.В. заявленные исковые требования не признала, просила в иске отказать, в своих возражениях указала на то, что в соответствии с п. 4 Федерального Закона от 12.01.1995 г. «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 19.12.2005 г. № 163-ФЗ) порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (далее - Закон от 28.02.2007 № 797-ЗТО) условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются: наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В соответствия со статьей 2 Закона от 28.02.2007 № 797-ЗТО лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» представляют следующие документы:

    подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде;

    подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

То есть законодатель в части 2 статьи 2 Закона от 28.02.2007 № 797-ЗТО определил, что у претендента на звание «Ветеран труда» должны быть:

трудовой стаж, подтвержденный документами; длительность указанного трудового стажа должна соответствовать стажу, необходимому для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Как следует из искового заявления истец считает, что он имеет выслугу лет необходимую для назначения пенсии по линии МВД РФ, а соответственно имеет право на присвоение звания «Ветеран труда».

Истец отождествляет понятия «трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет» и «выслугу на службе», учитываемую при определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон от 12.02,1993 №. 4468-1)

Вторым условием, присвоения звания «Ветеран труда» наряду с наличием государственных или ведомственных наград за трудовые отличия является наличие у гражданина трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

При применении данной нормы Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» используется терминология утратившего силу с 1 января 2002 года Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон от 20.11.1990 № 340-1), поскольку в ныне действующем Федеральном законе от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон от 17.12.2001 №173-Ф3) вместо понятия «трудовой стаж» используется понятие «страховой стаж», а пенсия за выслугу лет не упоминается вовсе, так как ока предусмотрена только за государственную службу.

В соответствии со статьей 10 Закона от 20.11.1990 № 340-1 для приобретения права на пенсию по старости необходимо было иметь трудовой стаж (т.е. общую продолжительность трудовой деятельности в календарном исчислении): мужчинам - не менее 25 лет (при достижении 60-летнего возраста), женщинам -не менее 20 лет (при достижении 55-летнего возраста). Наличие указанной продолжительности трудовой деятельности давало гражданам право на присвоение звания «Ветеран труда».

Право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом от 20.11.1990 № 340-1 приобретали граждане в связи с длительным занятием следующими видами трудовой деятельности:

    работники на подземных и открытых горных работах (статья 78);

    в связи с работой на судах флота рыбной промышленности, морского и речного флота (статья 78.1);

    в связи с работой в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях (статья 78.2);

    в связи с работой в гражданской авиации (статья 79):

    5)    в связи с педагогической деятельностью в школах и другихучреждениях для детей (статья 80);

    6)    в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения: всельской местности и поселках городского типа (статья 81);

    7)    в связи с творческой работой на сцене в театрах и других театрально-зрелищных организациях и коллективах (статья 82).

Сотрудникам силовых ведомств с учетом трудового стажа пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом от 20.11.1990 №340-1 никогда не назначалась.

        Пенсионное обеспечение данной категории граждан осуществлялось в соответствии с Законом от 12.02.1993 №4468-1 при наличии выслуги на службе, а не трудового стажа.

Вместе с тем статьей 90 Закона от 20.11.1990 № 340-1 военная служба и другая, приравненная к ней служба, включалась в общий трудовой стаж.

На основании этого при наличии стажа, необходимого для назначения пенсии по старости (25 лет для мужчин и 20 лет для женщин) в соответствии с Законом от 20.11.1990 №340-1 пенсионеры из числа сотрудников силовых ведомств имели право претендовать на присвоение звания «Ветеран труда».

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ и пунктом 37 постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом от 12.02.1993 №4468-1, засчитывается в страховой стаж в календарном исчислении в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности.

В статье 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ содержится правовые нормы, связанные с необходимостью наличия у гражданина общего трудового стажа и регулирующие учет пенсионных прав граждан, приобретенных до 1 января 2002 года, т.е. до вступления нового пенсионного законодательства.

Так под полным общим трудовым стажем в Федеральном законе от 17.12.2001 № 173-ФЗ понимается 25 лет - у мужчин, и 20 лет - у женщин.

На сновании изложенного, для присвоения звания «Ветеран труда», принимая во внимание формулировку «трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости» учитывается трудовой стаж 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

Тарасов В.А., трудового стажа не имеет, поэтому служба в календарном исчислении может быть исчислена для присвоения звания «Ветеран труда» на 01.01.2002 г. и составляет 16 лет 04 месяца 01 день, что не является достаточным для выполнения одного из условий и не позволяет присвоить звание «Ветеран труда».

На основании изложенного, просила в исковых требованиях отказать за незаконностью и необоснованностью.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, пришел к следующему.

    Как установлено в судебном заседании, Тарасов В.А. имеет стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, что подтверждается справкой от 28.09.2011 г. № 43/21527, выданной Отделом пенсионного обслуживания ЦФО УМВД РФ согласно которой Тарасов В.А. является пенсионером МВД РФ и получает пенсию за выслугу лет с 10.09.2011 года, на момент увольнения из органов внутренних дел выслуга составила: календарная 26 лет 0 мес. 7 дней; льготная 26 лет 0 мес. 7 дней;

    Приказом Министерства внутренних дел РФ области от 10.10.1995 года №891 л/с Тарасов В.А. награжден медалью «За безупречную службу» III степени.

    Приказом УВД по Тульской области от 23.10.2003 года № 327 л/с Тарасов В.А. награжден медалью «За отличие в службе» II степени.

    Данные награды подтверждены соответствующим удостоверениями.

Награждение медалями «За отличие в службе» осуществляется в соответствии с Положением о медали МВД России «За отличие в службе» и Правилами предоставления к награждению медалью МВД России «За отличие в службе», утвержденными Приказом МВД России от 05.07.2002 № 641.

    В соответствии с Положением о медали МВД России «За отличие в службе», утвержденным Приказом МВД РФ от 05.07.2002 года № 641, медалью МВД России «За отличие в службе» награждаются сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие внутренних войск МВД России за добросовестную службу (военную службу) и имеющие соответствующую выслугу лет в календарном исчислении.

    Медаль состоит из трех степеней: I степени – для награждения сотрудников и военнослужащих, проходящих службу (военную службу) не менее 20 лет; II степени – для награждения сотрудников и военнослужащих, проходящих службу (военную службу) не менее 15 лет; III степени – для награждения сотрудников и военнослужащих, проходящих службу (военную службу) не менее 10 лет.

    Согласно п. 3 Положения награждение медалью производится Министром внутренних дел Российской Федерации, а также: сотрудников – лицами, которым разрешено увольнение начальствующего состава в запас и отставку; военнослужащих – заместителем Министра – главнокомандующим внутренними войсками МВД России.

    Как указано в Правилах предоставления к награждению медалью МВД России «За отличие в службе», являющихся приложением № 3 к Приказу МВД России от 05.07.2002 года № 641, к награждению медалью МВД России «За отличие в службе» представляются сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие внутренних войск МВД России, положительного характеризуемые по службе и не имеющие дисциплинарных взысканий.

    Оценка служебной деятельности и возбуждение ходатайства о награждении медалью осуществляется с учетом мнения аттестационной комиссии: сотрудников – руководителями от начальника городского и районного отделов внутренних дел, им равных и выше; военнослужащих – от командира воинской части и выше.

    Лица, имеющие дисциплинарные взыскания или отрицательно характеризуемые, к награждению медалью не представляются до снятия взыскания и устранения недостатков в служебной деятельности.

    Согласно п. 7 Правил наградные листы на сотрудников рассматриваются заместителями начальников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, начальников главных управлений МВД России по федеральным округам, заместителями министров внутренних дел и начальников главных управлений (управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД), ГУВДРО СОБ МВД России, ОУМ ТиВС МВД России, образовательных и научно-образовательных учреждений МВД России.

    В соответствии с Положением об Управлении внутренних дел по Тульской области, утвержденным приказом Министерства внутренних дел РФ от 11.12.2006 года № 1064, УВД по Тульской области является органом исполнительной власти, реализующим в рамках представленных полномочий задачи и функции органов внутренних дел Российской Федерации на территории Тульской области.

    УВД по Тульской области является территориальным органом Министерства внутренних дел РФ регионального уровня, области, входит в систему органов внутренних дел РФ и подчиняется Министерству внутренних дел РФ.

    Согласно п. 18 вышеуказанного Положения, УВД по Тульской области возглавляет начальник Управления внутренних дел.

    В соответствии с п.п. 17 п. 19 Положения начальник УВД по Тульской области назначает на должность и освобождает от должности в пределах своей компетенции руководителей подчиненных органов внутренних дел, подразделений и организаций.

Учитывая, что в соответствии с Положением о медали МВД России «За отличие в службе» награждение медалью сотрудников МВД России может производиться как непосредственно по распоряжению Министра внутренних дел РФ, так и лицами, которым в соответствии с их компетенцией разрешено увольнение начальствующего состава в запас и отставку, то начальник УВД по Тульской области, издавая приказ о награждении сотрудников, действовал в рамках своей компетенции, на основании полномочий, делегированных ему вышеуказанным Положением Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Начальник УВД по Тульской области наделен полномочиями на увольнение начальствующего состава в запас и отставку, что следует из подп. «а» п. 17.1 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденной Приказом МВД РФ от 14.12.1999 года № 1038.

В соответствии с п. 17.1 вышеуказанной Инструкции прекращение службы в органах внутренних дел оформляется приказом. При этом увольнение сотрудников производится соответствующими начальниками в пределах компетенции, установленной статьей 60 Положения:

а) увольнение сотрудников органов внутренних дел, состоящих на должностях среднего, старшего и высшего начальствующего состава, до подполковника милиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции включительно производятся - заместителями Министра внутренних дел Российской Федерации, начальником Следственного комитета при МВД России, начальниками департаментов МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, которым такое право предоставлено в соответствии с Положением о подразделении, начальниками главных управлений МВД России по федеральным округам, министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации, управлений внутренних дел на транспорте, управлений внутренних дел на закрытых территориях и режимных объектах, окружных управлений материально-технического снабжения МВД России, образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и научно-исследовательских учреждений МВД России, УВД административных округов г. Москвы.

    Как следует из материалов дела Тарасов В.А. приказом Министерства внутренних дел РФ области от 10.10.1995 года №891 л/с Тарасов В.А. награжден медалью «За безупречную службу» III степени, приказом УВД по Тульской области от 23.10.2003 года № 327 л/с Тарасов В.А. награжден медалью «За отличие в службе» II степени.

        Таким образом, Тарасов В.А. награжден ведомственными наградами, дающими право на присвоение звания «Ветеран труда», что ответчиком не оспаривалось.

    15.07.2011 года Тарасов В.А. обратился в органы социальной защиты населения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы.

    Как следует из материалов дела, основанием для отказа в присвоении Тарасову В.А. звания «Ветеран труда» отделом социальной защиты населения по Привокзальному району Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» послужило то обстоятельство, что его выслуга лет составляет менее 25 лет.

    Между тем, суд считает, что указанная позиция, поддержанная в судебном заседании представителем Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», является несостоятельной и не основанной на нормах действующего законодательства по следующим основаниям.

    В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

    22.08.2004 года в данный Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона).

    В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области 28.02.2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».

    В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в редакции Закона Тульской области от 22.07.2010 года № 1470-ЗТО) условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются: 1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

    Согласно п. 2, 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда», подает в государственное учреждение Тульской области, осуществляющее функции в сфере социальной защиты населения, по месту жительства заявление и подлинники документов либо их копии, заверенные в установленном порядке, подтверждающие основания для присвоения звания «Ветеран труда».

Лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» по условиям, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, представляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, а также представляют документы, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Таким образом, Закон Тульской области не изменил основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах».

Исходя из положений Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Закона Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» признание лица ветераном труда не ставится в зависимость от достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» или установления (назначения) такой пенсии.

Право на пенсию в соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к числу которых отнесены, в том числе и военнослужащие.

В соответствии со ст. 5 вышеуказанного Федерального закона назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; социальная пенсия.

Пенсия за выслугу лет назначается гражданам, указанным в подпунктах 1, 2, 6 и 7 пункта 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, то есть федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, гражданам из числа космонавтов, гражданам из числа работников летно-испытательного состава.

В соответствии со ст. 2 названного Федерального закона к военнослужащим отнесены граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

К данной категории относится и истец, проходящий службу в органах внутренних дел Российской Федерации – ГУ РФ «ОВО при УВД по МО Щекинский район».

Согласно ст. 8 данного Федерального закона пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Как указано в ст. 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 года № 4468-1 (ред. от 21.06.2010 года) право на пенсию за выслугу лет имеют:

а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;

б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» части первой настоящей статьи в общий трудовой стаж включаются:

а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 года № 6-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы.

Тарасов В.А. является действующим сотрудником ГУ РФ «ОВО при УВД по МО Щекинский район». Его выслуга лет по состоянию на 28.09.2011 года составляет 26 лет 0 месяцев 7 дней.

Таким образом, приведенными нормами Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» достоверно подтверждено наличие у истца права на государственное пенсионное обеспечение.

Само по себе право истца на пенсию за выслугу лет в порядке, предусмотренном Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», свидетельствует о возможности реализации истцом указанного выше права на государственное пенсионное обеспечение, но по условиям, в порядке и по нормам названного выше Закона Российской Федерации, что основано на положениях статей Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ.

    При таких данных суд не может рассматривать указанный факт как обстоятельство, исключающее право истца на присвоение звания «Ветеран труда».

    Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению права истца на присвоение звания «Ветеран труда».

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российской Федерации социальное государство - это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    Все государственные органы без исключения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и не имеют права издавать законы, ущемляющие конституционные права граждан, в частности право на социальное обеспечение.

    Ограничительные условия противоречат ст.ст. 19, 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым все равны перед Законом, перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Из статей 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

    Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

    Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, а также положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное, «ограничительное» толкование норм Федерального закона от 12.01.1995 года, Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому нельзя назвать правомерным.

    Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2, 57 Конституции Российской Федерации.

    С учетом изложенного, суд считает установленным, что Тарасов В.А. на момент обращения в отдел социальной защиты населения по Советскому району Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», имел необходимый трудовой стаж и был награжден ведомственными наградами, в совокупности дающими право на присвоение звания «Ветеран труда».

    При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в лице отдела социальной защиты населения по Советскому району г. Тулы об отказе в присвоении Тарасову В.А. звания «Ветеран труда» является незаконным.

    В соответствии с п. 8 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО (ред. от 07.10.2008 года) «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», датой обращения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» считается дата приема территориальным органом органа исполнительной власти области по социальному развитию заявления со всеми необходимыми документами.

    Тарасов В.А. обратился с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», предоставив для этого необходимые документы, 15.07.2011 года.

    Постановлением администрации Тульской области от 14.05.2009 № 309 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда», утвержден регламент предоставления данной государственной услуги.

    В соответствии с данным регламентом результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю удостоверения «Ветеран труда». Заявителями являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Тульской области, которым присвоено звание «Ветеран труда».

Для получения государственной услуги заявитель подает в территориальный орган департамента социального развития Тульской области по месту жительства заявление в письменной форме (приложение № 1 к Административному регламенту) с приложением следующих документов: паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; решения о присвоении звания «Ветеран труда».

В связи с этим суд считает необходимым и возможным обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выдать Тарасову В.А. удостоверение «Ветеран труда».

Однако, поскольку обращение Тарасова В.В. разрешено ответчиком в установленном порядке, то есть имеется спор о праве Тарасова В.А. на присвоение звания «Ветеран труда», который разрешается в судебном порядке, то право на выдачу удостоверения истец приобретает по вступлению настоящего решения в законную силу.

    Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

        решил:

исковые требования Тарасова В.А. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании ответчика принять решение о присвоении указанного звания, удовлетворить.

    Признать решение Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения г. Тулы» от 21.07.2011 года        №25-13/1736 об отказе в присвоении Тарасову В.А. звания «Ветеран труда» незаконным.

    Признать за Тарасовым В.А. право на присвоение звания «Ветеран труда».

    Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» принять решение о присвоении Тарасову В.А. звания «Ветеран труда».

    Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

        Председательствующий