решение от 10.10.2011 по иску Кузнецова Д.Э. к ГУ ТО `УСЗН г.Тулы` о признании права на получение мер социальной поддержки.



                                                            РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 октября 2011 года                                               город Тула

Центральный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего Старцевой Т.Г.,

при секретаре Пушкиной Т.Е.,

    с участием представителя истца по доверенности Мурзина А.В., представителя ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г.Тулы» по доверенности Стрункиной К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 4020/11 по иску Кузнецова Д.Э. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Тулы» о признании права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и приобретения единого месячного льготного проездного билета, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, и об обязании предоставить меры социальной поддержки,

установил:

            Кузнецов Д.Э. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Тулы» о признании права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и приобретения единого месячного льготного проездного билета, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, и об обязании предоставить указанные меры социальной поддержки.

В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что он является пенсионером <данные изъяты> за выслугу лет с 27.03.2007 года и имеет удостоверение «Ветеран труда» от 17.08.2009 года.

По мнению истца, он как ветеран труда в силу ст. ст. 1, 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (с изменениями, внесенными Законом Тульской области от 31.10.2009 № 1352-ЗТО, вступившими в силу с 01.01.2010 г.) и Постановления администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» имеет право на указанные им в заявлении меры социальной поддержки.

Однако в предоставлении этих мер органом социальной защиты, куда он обращался 19.08.2009 года, ему было отказано.

           В связи с этим истец просил:

           - признать за ним право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и приобретения единого месячного льготного проездного билета, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление;

          - обязать ответчика назначить ему меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, а также ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление с 19.08.2009 года и выдать справку на приобретение единого месячного льготного проездного билета.

        Одновременно истец поставил вопрос о взыскании с ответчика понесенных им судебных расходов в виде оплаты услуг представителя в размере 3000 руб., оплаты доверенности на имя представителя в сумме 1000 руб., государственной пошлины в размере 200 руб. и расходов, связанных с оформлением квитанции на оплату государственной пошлины, в сумме 20 руб., а всего 4220 руб.

        В ходе судебного разбирательства по делу истец уточнил заявленные требования и просит суд:

            - признать за ним право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и приобретения единого месячного льготного проездного билета, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление;

          - обязать ответчика назначить ему меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты с 19.08.2009 года, а также ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление – с 01.01.2010 года, и выдать справку на приобретение единого месячного льготного проездного билета.

        Кроме того, просит взыскать с ответчика понесенные им судебные расходы в виде оплаты услуг представителя в размере 3000 руб., оплаты доверенности на имя представителя в сумме 1000 руб., государственной пошлины в размере 200 руб. и расходов, связанных с оформлением квитанции на оплату государственной пошлины, в сумме 20 руб., а всего 4220 руб.

        В судебное заседание истец Кузнецов Д.Э. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее в ходе судебного разбирательства по делу исковые требования просил удовлетворить в полном объеме.

        Представитель истца по доверенности Мурзин А.В. в судебном заседании заявленные Кузнецовым Д.Э. требования поддержал в полном объеме по тем же основаниям и просил их удовлетворить.

        Также указал, что 21.09.2011 года истец вновь обратился в орган социальной защиты населения г. Тулы с письменным заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, приобретения единого месячного льготного проездного билета, и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилищно-коммунальные услуги, приложив к заявлению соответствующие документы, однако в удовлетворении заявдления ему было отказано в связи с недостижением пенсионного возраста 60 лет, что, по мнению истца, является незаконным.

           Представитель ответчика – Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Стрункина К.А. в судебном заседании исковые требования Кузнецова Д.Э. не признала, просила в их удовлетворении отказать, мотивируя это тем, что истец является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть 60 лет, в связи с чем правовых оснований для предоставления ему указанных мер социальной поддержки не имеется.

        Кроме того, в момент обращения истца 19.08.2009 года и 06.10.2009 года в орган социальной защиты населения с вопросом о назначении ему ежемесячной денежной выплаты им не были представлены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, удостоверяющих личность, и дающих право на получение ежемесячной денежной выплаты, что в силу п. 4, п. 8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области» также исключало возможность предоставления ему указанной меры социальной поддержки.

        Что касается заявлений Кузнецова Д.Э. о предоставлении ему льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, то последнему было разъяснено, что для реализации названых мер социальной поддержки в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его обращения в орган социальной защиты населения 19.08.2009 года и 06.10.2009 года, необходимо обратиться в организации, осуществляющие начисление платежей по оплате жилых помещений и оказывающие коммунальные услуги.

        Выслушав объяснения представителя истца по доверенности Мурзина А.В., представителя ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г.Тулы» по доверенности Стрункиной К.А., исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Кузнецова Д.Э. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Настаивая на удовлетворении требований о предоставлении мер социальной поддержки, истец сослался на то, что с 27.03.2007 года он является пенсионером <данные изъяты> за выслугу лет и имеет удостоверение «Ветеран труда» от 17.08.2009 года, а поэтому обладает правом как ветеран труда на предоставление мер социальной поддержки, в том числе на получение ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги и на приобретение единого месячного льготного проездного билета, в чем ему было неправомерно отказано.

Проверяя состоятельность заявленных истцом требований, суд установил, что изложенные Кузнецовым Д.Э. обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании копиями его пенсионного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14), удостоверения «Ветеран труда» от 17.08.2009 года (л.д. 15).

Как следует из материалов дела, Кузнецов Д.Э. 19.08.2009 года обратился в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, о предоставлении льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, которое поступило в Отдел социальной защиты населения по <адрес> по почте 26.08.2009 года (л.д. 109-113).

В связи с неполучением ответа на указанное заявление 06.10.2009 года истец повторно обратился с тем же вопросом в орган социальной защиты населения, которое в тот же день было принято Отделом социальной защиты населения по <адрес> (л.д. 114).

        Ответами Отдела социальной защиты населения по <адрес> Комитета социальной защиты населения г. Тулы от 18.09.2009 года и от 07.10.2009 года в удовлетворении изложенных в заявлениях Кузнецова Д.Э. требований истцу было отказано со ссылкой на недостижение им возраста 60 лет, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также на непредставление им оригиналов или надлежащим образом заверенных копий документов, удостоверяющих личность, и дающих право на получение ежемесячной денежной выплаты.

        Одновременно Кузнецову Д.Э. было разъяснено, что с вопросом о предоставлении льгот по оплате жилья и коммунальных услуг ему в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством необходимо обратиться в организации, осуществляющие начисление платежей по оплате жилых помещений и оказывающие коммунальные услуги (л.д. 110-112, 115-117).

        Не согласившись с решением отдела социальной защиты населения по <адрес> Комитета социальной защиты населения г. Тулы об отказе в предоставлении ему мер социальной поддержки, истец 12.10.2009 года обратился с жалобой в Департамент социального развития Тульской области (л.д. 102-103), однако письмом названного органа от 19.10.2009 года в предоставлении льгот, предусмотренных ст. ст. 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», Кузнецову Д.Э. также было отказано со ссылкой на недостижение им пенсионного возраста 60 лет (л.д. 99-101).

Оценивая доводы истца о незаконности вышеуказанных отказов органов социальной защиты населения в предоставлении ему мер социальной поддержки, суд приходит к следующему.

В силу статьи 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.

Согласно п. 6 ст. 8 названного Закона меры социальной поддержки предоставляются в порядке, установленном администрацией Тульской области.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

На основании п. 4 указанного Порядка граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган социального развития по месту жительства.

К заявлению прилагаются: копии документов, удостоверяющих личность, место жительства гражданина; копия удостоверения (свидетельств установленного образца), дающего право на получение ежемесячной денежной выплаты.

В случае, если копии документов не заверены в установленном порядке, вместе с копиями представляются оригиналы.

При этом в силу п. 8 Порядка ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Принимая во внимание то обстоятельство, что при обращении в орган социальной защиты населения г. Тулы Кузнецовым Д.Э. не были представлены

оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, удостоверяющих личность, и дающих право на получение ежемесячной денежной выплаты, что подтверждается объяснениями представителя ответчика, вышеупомянутыми ответами Отдела социальной защиты населения по <адрес> Комитета социальной защиты населения г. Тулы от 18.09.2009 года (л.д. 110-112) и от 07.10.2009 года (л.д. 115-117) и истцом ничем опровергнуто не было, суд исходя из приведенных правовых норм    приходит к выводу о правомерности отказа Кузнецову Д.Э. в предоставлении ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда на основании его письменных обращений от 19.08.2009 года и от 06.10.2009 года.

Доводы истца и его представителя о том, что, по их мнению, предоставление вышеуказанных документов являлось необязательным в связи с тем, что удостоверение ветерана труда истцу выдавалось самим органом социальной защиты населения г. Тулы, являются несостоятельными, поскольку противоречат установленному приведенными выше нормативными актами порядку предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда.

По этим же основаниям нельзя согласиться и с утверждением стороны истца о том, что о необязательности предоставления указанных документов свидетельствует ответ Департамента социального развития Тульской области от 05.10.2011 года (л.д.60, 98), рассматривавшего в силу п. 10 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты поставленный им вопрос по существу, который не содержит ссылки на отсутствие документов, удостоверяющих личность, и удостоверения, дающего право на получение ежемесячной денежной выплаты, в качестве основания к отказу в предоставлении названной меры социальной поддержки.

При этом суд принимает во внимание, что в Департамент социального развития Тульской области Кузнецовым Д.Э. вышеупомянутые документы также представлены не были, что подтверждается сообщением указанного органа от 05.10.2011 года (л.д. 98), а отсутствие ссылки на это в ответе Департамента в адрес истца само по себе не могло освобождать его от соблюдения им соответствующего порядка обращения с вопросом о предоставлении мер социальной поддержки.

       Обоснованно на тот момент Кузнецову Д.Э. было отказано и в предоставлении льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, поскольку в соответствии с п. 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного постановлением Администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 и действовавшего до 01.01.2010 года, предоставление указанных мер социальной поддержки осуществлялось организациями, осуществляющими начисление платежей по оплате жилых помещений и оказывающими коммунальные услуги, услуги по продаже и доставке топлива, к числу которых органы социальной защиты населения не относятся.

Из объяснений истца следует, что в организации, осуществляющие начисление платежей по оплате жилых помещений и оказывающие коммунальные услуги, услуги по продаже и доставке топлива, с вопросом о предоставлении ему как ветерану труда льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг он в соответствующем порядке не обращался.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что 21.09.2011 года Кузнецов Д.Э. вновь обратился в органы социальной защиты населения с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, предоставления справки на приобретение единого месячного льготного проездного билета и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилищно-коммунальные услуги, приложив к заявлению копию паспорта, копию удостоверения «ветеран труда», копию пенсионного удостоверения и копии других документов, предусмотренных п. 8 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного постановлением администрации Тульской области от 15.01.2010 года № 30 и п. 4 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 (л.д. 90), которое в тот же день было принято отделом социальной защиты населения по <адрес> (л.д. 77).

       Таким образом, при подаче вышеуказанного заявления порядок обращения с вопросом о предоставлении мер социальной поддержки как ветерану труда истцом был соблюден, что представителем ответчика не оспаривалось.

       Решением отдела социальной защиты населения по <адрес> ГУ ТО «Управление социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении указанных мер социальной поддержки истцу было отказано по причине недостижения им возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть 60 лет (л.д. 77-78).

Данный отказ суд считает неправомерным исходя из следующего.

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, установлены статьей 3 названного выше Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО (в ред. Законов Тульской области от 31.10.2006 № 745-ЗТО, от 26.11.2008 № 1145-ЗТО, от 31.10.2009 № 1352-ЗТО).

Как следует из указанной нормы Закона, ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;

2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.

Таким образом, согласно данной норме Закона Тульской области право ветеранов труда на указанные выше меры социальной поддержки законодатель субъекта Федерации связывает с достижением ими возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и не ограничивает приобретение этого права с наличием какого-либо определенного возраста или видом пенсии.

По делу установлено, что истец является пенсионером <данные изъяты> за выслугу лет.

Указанная пенсия выплачивается ему с 27.03.2007 года в соответствии со статьями 2, 4, 5 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», назначенной ему на условиях, в порядке и по нормам (статьи 1, 2) Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

           Исходя из установленных обстоятельств и требований закона, суд находит исковые требования Кузнецова Д.Э. о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты подлежащими удовлетворению и признает за ним, как за ветераном труда право на реализацию мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилье и коммунальные услуги, предусмотренных Законом Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО.

            В силу подпункта 4 пункта 1 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 15.01.2010г. № 30, с 01.01.2010 года предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива в виде ежемесячной денежной выплаты осуществляется государственными учреждениями Тульской области, осуществляющими функции в сфере социальной защиты населения по месту регистрации граждан.

В данном случае таким учреждением является ГУ ТО «УСЗН г. Тулы», на которое и должна быть возложена обязанность по предоставлению истцу указанных мер социальной поддержки.

Согласно п.п.19 п.2 указанного Положения денежная выплата назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты, но не более чем за три месяца до месяца, в котором подано письменное заявление.

Принимая во внимание установленные выше обстоятельства, требования Закона, суд считает необходимым обязать ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» назначить истцу перечисленные выше меры социальной поддержки с 21.06.2011 года, то есть не более чем за три месяца до месяца, в котором подано письменное заявление о предоставлении указанной денежной выплаты.

Таким образом, заявленные Кузнецовым Д.Э. исковые требования в указанной части подлежат частичному удовлетворению.

Разрешая заявленные истцом требования в части наличия у него права на получение такой меры социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата, суд приходит к следующему.

В силу статьи 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.

Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

В ходе судебного разбирательства истцом доказан факт наличия у него как ветерана труда права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого он в установленном порядке обратился в органы социальной защиты населения 21.09.2011 года.

С учетом изложенного, а также в соответствии с п. 4, п. 8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением Администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201, суд считает необходимым обязать ответчика – УСЗН г. Тулы назначить Кузнецову Д.Э. ежемесячную денежную выплату с 21.09.2011 года, а не с 01.01.2010 года как просит истец.

Таким образом, заявленные истцом требования в указанной части также подлежат частичному удовлетворению.

Исковые требования Кузнецова Д.Э. о предоставлении ему права на получение единого месячного льготного проездного билета суд находит подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

В целях реализации прав отдельных категорий жителей Тульской области на получение социальной услуги – льготного транспортного обслуживания, Постановлением Администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» (в редакции Постановления Администрации Тульской области от 03.07.2006 года № 311, от 29.03.2008 года № 160), предусмотрено введение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) для категорий жителей Тульской области, в том числе ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

Единый месячный льготный проездной билет действителен при предъявлении удостоверения установленного образца либо иных документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки.

Лицу, имеющему право на приобретение льготного билета, органами социальной защиты населения выдается справка, подтверждающая право гражданина на данную льготу.

Реализация прав граждан на приобретение единого месячного льготного проездного билета производится путем продажи единого месячного льготного проездного билета транспортными организациями.

При этом названный выше нормативный правовой акт, принятый Администрацией Тульской области, не содержит указаний на возможность получения данной льготы на транспортное обслуживание лишь при достижении ветеранами труда возраста для назначения пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Таким образом, из приведенных выше обстоятельств следует, что основанием к отказу решением органа социальной защиты населения от 27.09.2011 года в предоставлении истцу мер социальной поддержки, в том числе в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги послужил тот факт, что Кузнецов Д.Э. не достиг возраста 60 лет, при наличии которого, по мнению ответчика, Закон Тульской области предусматривает право на получение указанных льгот.

Между тем, суд считает, что указанная позиция не согласуется с положениями Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Несостоятельными суд считает и доводы ответчика о том, что истцу не могут быть предоставлены указанные меры социальной поддержки, предусмотренные положениями ст. ст. 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области», поскольку он не является получателем пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».

Так, статьей 4 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к числу которых отнесены в том числе и военнослужащие.

В статье 2 названного выше Федерального закона дано понятие термину «военнослужащие» - это граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Как следует из статьи 5 указанного выше Федерального закона, где установлены виды пенсии по государственному пенсионному обеспечению, данной нормой закона предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, которая назначается гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 4 данного Федерального закона, то есть военнослужащим, к числу которых относится и истец.

Таким образом, приведенными нормами Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» достоверно подтверждено наличие у истца права на государственное пенсионное обеспечение.

Само по себе назначение истцу пенсии за выслугу лет в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», свидетельствует лишь о возможности реализации истцом указанного выше права на государственное пенсионное обеспечение, но по условиям, в порядке и по нормам названного выше Закона Российской Федерации, что основано на положениях статей 1 и 8 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ.

При таких данных суд не может рассматривать указанный факт как обстоятельство, исключающее право истца на получение мер социальной поддержки в соответствии с положениями Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области» и другими региональными нормативными правовыми актами.

Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области.

Принимая во внимание, что истец имеет право на получение пенсии в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», является ветераном труда, жителем <адрес> и не получает каких-либо мер социальной поддержки по иным основаниям и согласно другим законам, органами социальной защиты ему неправомерно было отказано в предоставлении названных выше льгот, суд считает, что Кузнецову Д.Э. подлежит назначению с 21.09.2011 года ежемесячная денежная выплата, с 21.06.2011 года - ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, а также ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление с возложением этой обязанности на ГУ ТО «УСЗН г. Тулы».

        Исходя из приведенных выше обстоятельств, удовлетворению подлежат и требования истца о возложении на ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» обязанности по выдаче ему справки на приобретение льготного проездного билета.

Согласно положениям ст. 98 ГПК РФ в пользу Кузнецова Д.Э. с ответчика подлежат взысканию судебные расходы, связанные с оплатой расходов на оформление доверенности на имя представителя в размере 1000 рублей (л.д. 46) и оплатой государственной пошлины в сумме 200 рублей (л.д. 200).

На основании ч.1 ст.100 ГПК РФ суд также считает возможным взыскать в пользу истца компенсацию расходов по оплате услуг представителя на основании квитанции-договора на оказание юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19) в размере 1000 рублей, полагая, что данная сумма с учетом характера возникшего спора, конкретно оказанной истцу правовой помощи, в том числе составления искового заявления, представления интересов истца в судебных заседаниях, размера удовлетворенных требований, отвечает требованиям разумности, установленным указанной правовой нормой.

Что касается требований истца о компенсации расходов на оформление банком квитанции по оплате государственной пошлины для подачи иска в суд в размере 20 руб. (л.д. 21), то правовых оснований для их удовлетворения не имеется, поскольку по смыслу гражданского процессуального законодательства компенсации подлежат лишь необходимые судебные расходы, понесенные сторонами по делу, в то время как вышеупомянутые расходы истца к числу таковых не относятся, так как невозможность заполнения Кузнецовым Д.Э. квитанции об оплате государственной пошлины собственноручно без оказания ему соответствующей услуги банком истцом не доказана.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

    решил:

исковые требования Кузнецова Д.Э. удовлетворить частично.

           Признать за Кузнецовым Д.Э. как за ветераном труда право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и приобретения единого месячного льготного проездного билета, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, предусмотренных Законом Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Тулы» назначить Кузнецову Д.Э. как ветерану труда ежемесячную денежную выплату с 21 сентября 2011 года.

    Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выдать Кузнецову Д.Э. справку установленного образца для приобретения единого месячного льготного проездного билета в порядке, предусмотренном Постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области».

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» предоставить Кузнецову Д.Э. как ветерану труда меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, предусмотренные Законом Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с 21 июня 2011 года.

Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в пользу Кузнецова Д.Э. судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя в размере 1000 рублей, оплатой расходов на оформление доверенности на имя представителя в размере 1000 рублей и оплатой государственной пошлины в сумме 200 рублей, а всего 2200 (две тысячи двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

                            Председательствующий