решение по иску Абдуллаева К.Ю. к администрации Тульской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области о признании бездействия незаконным



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    03 октября 2011 года                                                                           г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Голомидовой И.В.,

при секретаре Мишиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4282/11 по заявлению Абдуллаева К.Ю. к администрации Тульской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области о признании бездействия незаконным,

установил:

Абдуллаев К.Ю. обратился в суд с заявлением к администрации Тульской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области о признании бездействия незаконным.

В обоснование заявленных требований Абдуллаев К.Ю. указал на то, что ему на праве собственности принадлежат земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровые номера и , <адрес>, кадастровый номер . Земли относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с ходатайством в администрацию Тульской области о переводе принадлежащих ему земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначении с целью организации на данных земельных участках предприятия по изготовлению компрессорного оборудования для сжатия различных технических газов <данные изъяты>

Однако до настоящего времени администрация Тульской области не приняла и не направила в его адрес решения по ходатайству заявителя от ДД.ММ.ГГГГ.

Просит признать незаконным бездействие администрации Тульской области и Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области, выраженное в непринятии в установленные законом сроки акта (решения) о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земельных участков в земли промышленности и иного специального назначения, расположенных по адресу: <адрес>, кадастровые номера и , <адрес> кадастровый номер . Обязать Администрацию Тульской области и Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области принять акт (решение) о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, кадастровые номера и , <адрес> кадастровый номер в земли промышленности и иного специального назначения.

Заявитель Абдуллаев К.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

Представитель заявителя Абдуллаева К.Ю. по доверенности Титова М.В. поддержала заявленные Абдуллаевым К.Ю. требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Кузнецова И.В. возражала против удовлетворении заявленных требований, пояснив, что по поручению администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области подготовлен проект постановления администрации Тульской области о переводе земельных участков из одной категории в другую, который согласован с органами исполнительной власти Тульской области, в связи с чем в действиях Департамента имущественных и земельных отношений не допущено незаконного бездействия. Также представитель пояснила, что постановлением администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия по рассмотрению вопросов эффективного использования земельных участков, расположенных на территории Тульской области, в полномочия которой, в том числе, входит рассмотрение вопросов, связанных с переводом земельных участков из одной категории в другую. Решение вопроса о возможности осуществления перевода земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного назначения будет вынесено на заседании комиссии.

Представитель заинтересованного лица администрации Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

В соответствии со ст. 257 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав объяснения представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Абдуллаеву К.Ю. на праве собственности принадлежат земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровые номера и , <адрес>, кадастровый номер . Земли относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами по делу.

ДД.ММ.ГГГГ Абдуллаев К.Ю. письменно обратился в администрацию Тульской области с ходатайством о переводе вышеуказанных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности с целью организации предприятия по изготовлению компрессорного оборудования для сжатия различных технических газов <данные изъяты>, в котором он является одним из учредителей.

К ходатайству были приложены кадастровые выписки о земельных участках, свидетельства о праве собственности на земельные участки, выписки из ЕГРП на недвижимое имущество, ситуационный эскизный план участков относительно <адрес> с основными технико-экономическими показателями будущего объекта промышленного производства, копия паспорта Абдуллаева К.Ю.

Считая незаконным бездействие администрации Тульской области и Департамента имущественных отношений Тульской области по принятию решения о переводе земель из одной категории в другую, либо об отказе в таком переводе в установленный Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» срок, Абдуллаев К.Ю. обратился в суд с настоящим заявлением.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).

В силу статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» указано, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц входят проверка соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Абдуллаев К.Ю. обратился в администрацию Тульской области с письмом, в котором просил проинформировать его о результатах рассмотрения его ходатайства от ДД.ММ.ГГГГ по переводу принадлежащих ему земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.

Данное заявление в этот же день – ДД.ММ.ГГГГ было принято в приемной администрации Тульской области.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент имущественных и земельных отношений сообщил Абдуллаеву К.Ю., что решение вопроса о возможности осуществления перевода вышеуказанных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения будет вынесено на заседании комиссии, созданной постановлением администрации Тульской области от 01.02.2011 года № 50.

В суд с заявлением Абдуллаев К.Ю. обратился ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем суд считает, что срок, установленный ст. 256 ГПК РФ, заявителем не пропущен.

Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Из абз. 9 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в соответствии с ч. 1 и ч. 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков одной категории в другую.

На основании Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» постановлением администрации Тульской области от 08.09.2005 г. № 669 уполномоченным на рассмотрение ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и об отнесении земель к определенной категории, в пределах полномочий, установленных земельным законодательством для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, определен Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области.

Статьей 2 Закона № 172-ФЗ установлен состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

Так частями 3, 4 указанной статьи предусмотрено, что в ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.

Согласно п. 4 ст. 3 Закона № 172-ФЗ по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти субъекта или органом местного самоуправления в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также -акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия такого акта.

Из материалов дела судом установлено, что ходатайство Абдуллаева К.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ о переводе земельного участка с одной категории в другую было рассмотрено Департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области по поручению администрации Тульской области и подготовлен в ноябре 2010 года проект постановления о переводе земельного участка из одной категории в другую, который был направлен на согласование в администрацию Тульской области.

Однако до настоящего времени проект постановления не прошел согласования, решение вопроса о возможности осуществления перевода земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного назначения созданной постановлением администрации Тульской области от 01.02.2011 г. № 50 комиссией по рассмотрению вопросов эффективного использования земельных участков, расположенных на территории Тульской области, в полномочия которой, в том числе, входит рассмотрение вопросов, связанных с переводом земельных участков из одной категории в другую, не принято.

Таким образом, на момент рассмотрения дела акта о переводе земельного участка либо акта об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую не принято, что не оспаривается заинтересованными лицами.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое бездействие администрации Тульской области противоречит закону и нарушает права и законные интересы заявителя на рассмотрение его ходатайства в установленный законом срок.

Незаконного же бездействия Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области судом не установлено, поскольку данным органом ходатайство Абдуллаева К.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ о переводе земельного участка с одной категории в другую было рассмотрено и подготовлен в ноябре 2010 года проект постановления о переводе земельного участка из одной категории в другую, который был направлен на согласование в администрацию Тульской области.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В целях устранения нарушенного права заявителя суд считает необходимым обязать администрацию Тульской области принять акт о переводе либо об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую и направить его в адрес Абдуллаева К.Ю. в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно ст. 98 ГПК РФ

В связи с изложенным, с администрации тульской области в пользу Абдуллаева К.Ю. подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаченной госпошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Абдуллаева К.Ю. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Тульской области по непринятию в установленные законом сроки акта (решения) о переводе земель или земельных участков либо акта об отказе в переводе земельных участков в земли промышленности и иного специального назначения, расположенных по адресу: <адрес> кадастровые номера и , <адрес>, кадастровый номер .

Обязать администрацию Тульской области принять акт (решение) о переводе земельных участков либо об отказе в переводе земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> кадастровые номера и , <адрес> кадастровый номер , из одной категории в другую и направить его в адрес Абдуллаева К.Ю. в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части заявленных требований Абдуллаеву К.Ю. отказать.

Взыскать с администрации Тульской области в пользу Абдуллаева К.Ю. судебные расходы в виде уплаченной госпошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10-ти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий