РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 сентября 2011 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Голомидовой И.В.,
при секретаре Мишиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4079/11 по иску Медведевой Л.С. к ФГУП «Почта России» в лице УФПС Тульской области – филиалу ФГУП «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Медведева Л.С. обратилась в суд с иском к ФГУП «Почта России» в лице УФПС Тульской области – филиалу ФГУП «Почта России» о взыскании компенсацию морального вреда.
В обоснование заявленных требований истицей указывается на то, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Центртелеком» направило в её адрес простыми отправлениями письма, что подтверждено регистрациями исходящей корреспонденции. Однако письма ею не получены, об их отправке из <данные изъяты> ей стало известно ДД.ММ.ГГГГ. Медведева Л.С. обратилась в ФГУП «Почта России» с претензией, на которую получила ответ о том, что простые почтовые отправления принимаются без выдачи отправителям квитанций. Кроме того, со слов ответчика, факт отправки никаким образом не регистрируется, нигде не фиксируется. Исходя из всего вышеназванного истица считает, что в силу производственных недостатков, недоработок в оказании услуг выполнения работ при использовании данного вида отправки, отсутствия контроля за поступлением, отправкой, передвижением, получением, некачественным оказанием услуг связи, выразившимся недоставкой адресату почтовой корреспонденции со стороны ответчика ФГУП «Почта России», нарушены её права потребителя на получение почтового отправления, право на получении информации.
Просила взыскать с ФГУП «Почта России» в лице УФПС Тульской области – филиалу ФГУП «Почта России» компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании истец Медведева Л.С. заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить в полном объёме, после чего без разрешения председательствующего покинула зал судебного заседания.
Представитель ответчика ФГУП «Почта России» в лице УФПС Тульской области – филиалу ФГУП «Почта России» по доверенности Родичкина А.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, просила в иске отказать, пояснив, что при отправлении корреспонденции простым почтовым отправлением установить факт отправления, и соответственно, вину оператора почтовой связи, не представляется возможным в силу ст. 11 Почтовых правил, согласно которому простые почтовые отправления принимаются без выдачи отправителям квитанций, пересылаются без приписки к сопроводительным документам, вручаются адресатам без расписки.
Выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года № 2-ФЗ) моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 176-ФЗ (ред. от 28.06.2009 г.) «О почтовой связи» права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О связи», Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Граждане и организации имеют равные права на пользование услугами почтовой связи общего пользования на территории Российской Федерации.
Пользователи услуг почтовой связи имеют право на свободный доступ к информации о своих правах, об оказываемых услугах, о правилах оказания услуг почтовой связи, тарифах на них, сроках пересылки почтовых отправлений, запрещенных к пересылке предметах и веществах, номере и сроке действия лицензии на оказание услуг почтовой связи, об ответственности операторов почтовой связи перед пользователями услуг почтовой связи.
Пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу, до востребования или с использованием ячеек абонементного почтового шкафа. Адресат вправе отказаться от поступившего в его адрес почтового отправления или почтового перевода денежных средств.
Как следует из искового заявления, Медведева Л.С. в обоснование заявленных требований о компенсации морального вреда указывает на то, что <данные изъяты> в её адрес была отправлена корреспонденция от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, которую она не получила в связи с некачественным оказанием услуг связи операторами почтовой связи.
Разрешая заявленные истицей требования, суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 176-ФЗ (ред. от 28.06.2009 г.) «О почтовой связи» услугами почтовой связи являются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств. Письменной корреспонденцией являются простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, секограммы, бандероли и мелкие пакеты.
Статьей 4 вышеназванного Закона определено, что порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Процедура доставки (вручения) почтовых отправлений регламентирована разделом III Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 г. № 221.
В пункте 2 вышеуказанных Правил определено, что категорией почтового отправления является совокупность признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения) почтового отправления (простое, заказное, с объявленной ценностью, обыкновенное); письмом является это почтовое отправление с письменным сообщением, а также иным вложением, размеры и вес которого определяются Правилами; почтовым отправлением с уведомлением о вручении является почтовое отправление, при подаче которого отправитель поручает оператору почтовой связи сообщить ему или указанному им лицу, когда и кому вручено почтовое отправление.
В соответствии с пунктом 12 Правил почтовые отправления в зависимости от способа обработки подразделяются на: а) простые, принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые адресату (его законному представителю) без его расписки в получении; consultantplus://offline/main?base=LAW;n=52967;fld=134;dst=100071б) регистрируемые (в частности, заказные), принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его законному представителю) с его распиской в получении. Регистрируемые почтовые отправления могут пересылаться с описью вложения, с уведомлением о вручении и с наложенным платежом.
В соответствии с п. 32 Правил оказания услуг почтовой связи при приеме регистрируемого почтового отправления отправителю выдается квитанция. В квитанции указываются вид и категория почтового отправления (почтового перевода), фамилия адресата (наименование юридического лица), наименование объекта почтовой связи места назначения, номер почтового отправления (почтового перевода).
В соответствии с п. 392 Почтовых правил, принятых Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22 апреля 1992 года, введенных в действие с 1 октября 1992 года (далее по тексту - Почтовые правила), сдаваемые предприятиями, организациями, учреждениями и частными лицами внутренние регистрируемые почтовые отправления в количестве 10 штук и более в один или несколько адресов, называются партионными.
Партионные почтовые отправления сдаются на предприятия связи при списках ф. 103. В один список отправителем поименно записывается не более 35 почтовых отправлений одного вида.
Таким образом, отправление корреспонденции заказным письмом дает возможность подтвердить факт такого отправления на основании квитанции или списка ф. 103.
Согласно искового заявления, <данные изъяты> направила Медведевой Л.С. письма простыми почтовыми отправлениями.
В отличие от регистрируемых, простые почтовые отправления принимаются от отправителя без выдачи ему квитанции, список ф. 103 не оформляется. В соответствии с п. 29 Правил оказания услуг почтовой связи простая письменная корреспонденция, за исключением секограмм, оплата услуг по пересылке которой подтверждена почтовыми марками, может опускаться в почтовые ящики.
Также в соответствии с п. 33 Правил оказания услуг почтовой связи простые почтовые отправления опускаются оператором почтовой связи в ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов в соответствии с указанными на них адресами.
Указанный порядок доставки (вручения) почтовых отправлений незаконным и недействующим в установленном законодательством порядке признан не был.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что простые почтовые отправления оператором почтовой связи не регистрируются, на них не выдается квитанция (с ККМ) или квитанция ф. 1, не указывается номер штрих кода, не приписываются к накладной ф. 16, предоставить информацию о таком почтовом отправлении невозможно.
Таким образом, при отправлении корреспонденции простым почтовым отправлением достоверно установить факт не доставки адресату корреспонденции, и соответственно, вину оператора почтовой связи в ненадлежащем оказании услуг, не представляется возможным.
Согласно ч. 3 ст. 10 ГК РФ предполагается разумность и добросовестность лиц, пока не доказано обратное. Достаточных доказательств обратного истицей Медведевой Л.С. суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд считает, что порядок направления и доставки почтовой корреспонденции адресату ответчик нарушен не был.
При этом судом принимается во внимание то обстоятельство, что каких-либо претензий со стороны отправителя почтовой корреспонденции <данные изъяты> в адрес ответчика не предъявлялось.
Более того, в соответствии со статьей 37 Закона «О почтовой связи» при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств, которые предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств.
Такой же срок определен и п. 52 Правил оказания услуг почтовой связи, согласно которому претензии, связанные с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой внутреннего почтового отправления, невыплатой или несвоевременной выплатой переведенных денежных средств, предъявляются как оператору почтовой связи, принявшему отправление, так и оператору почтовой связи по месту назначения почтового отправления, в течение 6 месяцев со дня отправки почтового отправления или осуществления почтового перевода.
Как следует из материалов дела, Медведевой Л.С. претензии ответчику направлена ДД.ММ.ГГГГ года, то есть по истечении 6 месяцев со дня отправки почтового отправления.
При рассмотрении данной претензии Медведевой Л.С. ответчиком 03.06.2011 года был дан ответ о том, что согласно п. 11 Почтовых правил, простые почтовые отправления принимаются без выдачи отправителям квитанций, пересылаются без приписки к сопроводительным документам, вручаются адресатам без расписки, поэтому установить факт отправки и вручения простого почтового отправления не представляется возможным.
Данные обстоятельства подтверждаются копией письма от 03.06.2011 года № (л.д. 6), направленной в адрес истицы.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что претензия Медведевой Л.С. от 16.05.2011 года была рассмотрена ответчиком в соответствии с действующим законодательством, истице был дан ответ в предусмотренные Законом о почтовой связи сроки, в связи с чем ФГУП «Почта России» в лице УФПС Тульской области – филиалу ФГУП «Почта России» не нарушен порядок рассмотрения претензий потребителей услуг связи, установленный Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи».
Таким образом, нарушений со стороны ответчика прав Медведевой Л.С., как потребителя услуги почтовой связи как на доставку почтовой простой корреспонденции, так и на получение информации о своих правах, об оказываемых услугах, о правилах оказания услуг почтовой связи, тарифах на них, сроках пересылки почтовых отправлений, запрещенных к пересылке предметах и веществах, номере и сроке действия лицензии на оказание услуг почтовой связи, судом по делу не установлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Медведевой Л.С. о взыскании с ФГУП «Почта России» в лице УФПС Тульской области – филиалу ФГУП «Почта России» компенсации морального вреда.
Ссылку же истицы на нормы ст. 1099 ГК РФ суд находит необоснованной, поскольку в соответствии со ст. 1099 п. 2 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействиями), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Федеральный закон «О почтовой связи», Закон РФ «О защите прав потребителей» не содержит норм, которые предусматривали бы возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав гражданина в сфере указанных отношений при отсутствии вины причинителя в ненадлежащем оказании услуги. Кроме того, истицей не представлено суду доказательств нарушения ее имущественных прав действиями ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Медведевой Л.С. к ФГУП «Почта России» в лице УФПС Тульской области – филиалу ФГУП «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий