РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 октября 2011 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Голомидовой И.В.,
при секретаре Мишиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3933/11 по иску ООО «Зеленый патруль» к ЗАО «Туласпирт» об устранении нарушений действующего законодательства и приостановлении деятельности,
установил:
ООО «Зеленый патруль» обратилось в суд с иском к ЗАО «Туласпирт» об обязании произвести утилизацию накопленных отходов с границ населенного пункта и водоохранной зоны <адрес> на местах расположения бардонакопителей, произвести рекультивацию почвенного покрова на местах расположения бардонакопителей, приостановлении деятельности до устранения нарушений действующего законодательства.
В обоснование заявленных требований ООО «Зеленый патруль» сослалось на то, что ими в рамках всероссийской программы «Реки России» реализовывается проект «Малые реки России». Цель проекта: исследование малых рек <адрес>, влияющих на формирование фона загрязняющих веществ р. Ока (притока р. Волга).
В ходе проведенных мероприятий исследовались реки Плава, Колодня и Дубна, протекающие по территориям <адрес> и <адрес> <адрес>. В результате организованных экспедиций Общероссийской общественной организацией «Зеленый патруль», на основании письма жителей д. <адрес> от 2010 г. было установлено нарушение требований природоохранного законодательства РФ ответчиком, в частности факт поступления и незаконного захоронения, путем сброса в акваторию р. Плава, промышленных отходов производства этилового спирта - барды.
По просьбе ООО «Зеленый патруль» Тульской природоохранной прокуратурой совместно с Управлением Росприроднадзора по <адрес> по экологии и природным ресурсам были осуществлены проверки, по результатам которых были выявлены несоответствия сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям правовых актов; выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля и органов муниципального контроля; нарушения ст.ст. 11, 12, 4 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г., ст. 65 ч.16 ФЗ «Водного кодекса РФ».
Также ДД.ММ.ГГГГ Общероссийской общественной организацией «Зеленый патруль» были направлены письма в <данные изъяты>, в <данные изъяты>, в <данные изъяты> с просьбой оказать содействие в установлении фактов нарушения действующего законодательства РФ со стороны ответчика и причинения последним в результате осуществления своей производственно-хозяйственной деятельности вреда жизни и здоровью граждан, проживающих вблизи территории ответчика в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ письмом <данные изъяты> подтвердило факт нарушений ответчиком требований санитарного законодательства, в частности, по утилизации отходов производства ответчика (барды) и загрязнения водного объекта - реки Плава сточными водами.
ДД.ММ.ГГГГ Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль» обратилась за оказанием содействия по устранению нарушений действующего законодательства РФ в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Тульское областное региональное отделение ООО «Зеленый патруль» после проведения общественного контроля на территории структурного подразделения ЗАО «Туласпирт» - спиртовой завод <данные изъяты> обратилось с просьбой в <данные изъяты> провести внеплановую проверку ответчика. В ходе совместной проверки <данные изъяты> с инспекторами ТРО ООО «Зеленый патруль» были обнаружены новые нарушения природоохранного законодательства РФ ответчиком: несанкционированный сброс сточных вод в р. Плаву, строительство новых бардохранилищ в прибрежной защитной полосе р. Плава.
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> подтвердила факты нарушения природоохранного законодательства РФ ответчиком. <данные изъяты> были вынесены постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях предусмотренных ст. 7.6, ч. 4 ст. 8.13, ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ. Также ответчику внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, водного законодательства с требованиями ликвидировать отвалы размываемых грунтов и провести работы по рекультивации прибрежной защитной полосы р. Плава.
На текущий момент ответчик продолжает вести свою производственно-хозяйственную деятельность: основной объем отходов пивоваренного, зернового и ликероводочного производства (барда зерновая) Спиртовым заводом <данные изъяты> - структурное подразделение ЗАО «Туласпирт» откачивается в бардонакопители, расположенные в водоохранной зоне вдоль реки Плава. В нарушение требований действующего законодательства разрешительной документации на строительство бардонакопителей у ответчика не имеется. Не ведется контроль за санитарно-техническим состоянием бардонакопителей, нарушается технологический процесс сушки барды, что приводит к сбросу жидких отходов в водный объект.
В нарушение Водного кодекса РФ ответчик использует реку Плава в целях сброса сточных вод без решения соответствующего органа о предоставлении водного объекта - реки Плава в пользование, что влечет бесконтрольное использование водного объекта и причинение вреда окружающей среде.
Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль» полагает, что дальнейшая производственно-хозяйственная деятельность ответчика может повлечь за собой техногенные и экологические катастрофы либо гибель людей, проживающих в районах, подвергшихся загрязнению от деятельности Спиртового завода <данные изъяты> -структурного подразделения ЗАО «Туласпирт».
С учетом изложенного, ООО «Зеленый патруль» просит обязать ЗАО «Туласпирт» произвести утилизацию накопленных отходов с границ населенного пункта и водоохранной зоны р. Плава, а также рекультивацию почвенного покрова на местах расположения бардонакопителей. Приостановить производственно-хозяйственную деятельность структурного подразделения ЗАО «Туласпирт» спиртового завода <данные изъяты> до выполнения вышеуказанных действий.
В судебном заседании представитель ООО «Зеленый патруль» по доверенности Кутовой П.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика ЗАО «Туласпирт» по доверенностям Богомазова Н.А. и Родионова А.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, просили в иске отказать.
Представитель третьего лица Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в представленном суду ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тульской области по доверенности Сергиенко О.С., представитель Тульской природоохранной прокуратуры Дробышева И.В. в судебном заседании поддержали заявленные требования в части устранения требований законодательства об отходах производства и потребления, в остальной части разрешение требований оставили на усмотрение суда.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд, выслушав объяснения представителей истца, ответчика, третьих лиц, заслушав показания свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
На основании ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, соблюдение прав на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с Уставом ЗАО «Туласпирт», предприятием осуществляется производство, хранение и поставка этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, розничная и оптовая торговля этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, посреднические услуги и другие виды деятельности.
В соответствии с п. 3 Устава Общество имеет филиалы, осуществляющие свою деятельность от имени Общества. Общество несет ответственность за деятельность своих филиалом. Одним из филиалов Общества является спиртовой завод <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Статьей 1 Закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что под отходами производства и потребления следует понимать остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. При этом опасные отходы это такие отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно ГОСТ Р 52673-2006 «Спирт этиловый из пищевого сырья. Термины и определения», утвержденному Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2006 г. № 444-ст, барда - побочный продукт спиртового производства в виде жидкого остатка, образующегося в результате перегонки зрелой бражки, содержащего нерастворимую часть исходного пищевого сырья и дрожжевую биомассу.
Таким образом, вещество - барда, относится к отходам спиртового производства.
Статьей 11 вышеназванного Закона установлены требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, согласно которым юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.
В соответствии со статьей 12 Закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Как следует из материалов дела водозабор спиртового завода <данные изъяты> расположен в <адрес>
У ЗАО «Туласпирт» в аренде находится отстойник фильтрата барды, общей площадью <данные изъяты>, расположенный в <адрес>
Указанный отстойник фильтрата барды используется филиалом ЗАО «Туласпирт» спиртовым заводом <данные изъяты> без нарушения действующего законодательства.
В соответствии со статьёй 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с указанной статьей Водного кодекса РФ ширина водоохранной зоны реки Плава составляет 200 метров, ширина прибрежной защитной полосы – 50 метров.
В соответствии с пп. 2 п. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается размещение мест захоронения отходов производства и потребления, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ.
В силу п. 5 ст. 12 Закона «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов на территориях водоохранных зон, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Вместе с тем, судом установлено и следует из материалов дела, что в районе дер. <адрес> расположены в водоохранной и прибрежно-защитной полосе р. Плава ещё 6 отстойников фильтрата барды, которые используются филиалом ЗАО «Туласпирт» спиртовым заводом <данные изъяты> в нарушение требований действующего законодательства об отходах производства и потребления, без разрешения на их использование и отсутствии землеотвода.
Так, в целях реализации постановления межведомственного совещания руководителей надзорных и контролирующих органов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О результатах проверки исполнения природоохранного законодательства ЗАО «Туласпирт» структурное подразделение спиртовой завод <данные изъяты> департаментом Тульской области по экологии и природным ресурсам ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование водоохранной зоны <адрес> в районе спиртзавода «Плавский», в ходе которого выявлены следы поступления барды в бардонакопители – обнаружен действующий трубопровод, проложенный от промплощадки спиртового завода до одного из накопителей. От зеркала данного накопителя поднимается пар, свидетельствующий о сбросе горячего продукта. Отдельные накопители расположены в границах прибрежной защитной полосы р. Плава. На теле дамбы одного из данных объектов обнаружены многочисленные трещины. Накопитель заполнен на более чем 90%. Учитывая дождливый характер погоды возможно аварийное поступление барды в водный объект.
Указанные обстоятельства подтвердила и допрошенная в качестве свидетеля ФИО1., являющаяся главным государственным инспектором <адрес>
Свидетель ФИО2 также допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля, пояснила, что она работает ведущим специалистом-экспертом <данные изъяты>. В ходе неоднократных проверок деятельности спиртового завода <данные изъяты> по обращению с отходом производства было выявлено, что у спиртзавода не оборудованы места размещения и хранения отходов производства. Только 1 отстойник фильтрата барды находится в аренде и ЗАО «Туласпирт», остальные - самовольно выкопанные, разрешения на их использование у ответчика не имеется, эти отстойники находятся в водоохранной зоне реки Плава. ДД.ММ.ГГГГ она, ФИО2, находилась на проверке деятельности спиртового завода <данные изъяты> по обращению с отходом производства, в ходе которой установлено, что спиртзавод работал, а барда поступала в самовольно выкопанные отстойники, находящиеся в водоохранной зоне реки Плава.
В материалах дела имеются также фотографии, представленные истцом, с достоверностью свидетельствующие о нарушении ответчиком режима использования земельного участка, расположенного в водоохранной зоне р. Плава.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что ЗАО «Туласпирт» в границах в границах прибрежной защитной полосы и водоохранной зоне реки Плава осуществляется захоронение отходов производства, чем нарушается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе и в водоохранной зоне водного объекта.
Статьей 8 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ (ред. от 21.07.2011 г.) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» перечислены обязанности организаций, использующих оборудование для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В частности, п. 5 указанной статьи предусмотрено, что производство этилового спирта, технологией производства которого предусматривается получение барды (основного отхода спиртового производства), допускается только при условии ее полной переработки и (или) утилизации на очистных сооружениях.
Согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребеления» лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В целях обеспечения рекультивации земель, снятия, сохранения и рационального использования плодородного слоя почвы, а также усиления контроля за своевременным восстановлением нарушенных земель и вовлечения их в хозяйственный оборот Правительством Российской Федерации принято 23.02.1994 года постановление № 140, согласно которому установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами при проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц.
С учетом вышеизложенного, суд считает требования ООО «Зеленый патруль» об обязании ЗАО «Туласпирт» произвести утилизацию накопленных в бардонакопителях отходов с границ населенного пункта – деревни <адрес> и водоохранной зоны реки Плава на местах расположения бардонакопителей, провести рекультивацию почвенного покрова на местах расположения бардонакопителей, подлежащими удовлетворению.
Требования же истца о приостановлении производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «Туласпирт», также как и его структурного подразделения – спиртового завода <данные изъяты> суд находит не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Согласно статье 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
Как следует из заявленных требований истец вывод о необходимости приостановления деятельности ответчика и структурного подразделения последнего основывает на том, что ответчиком в нарушение требований Водного кодекса РФ и Закона об отходах производства размещаются в границах водоохранных зон отходы производства.
Однако эти основания не позволяют принудительно приостанавливать деятельность по ст. 1065 ГК РФ, поскольку истцом не доказан сам факт причинения вреда.
Кроме того, суд полагает, что приостановление деятельности ответчика приведет к потере работы значительного числа граждан, что дополнительно свидетельствует о нецелесообразности удовлетворения исковых требований в данной части.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ООО «Зеленый патруль» удовлетворить частично.
Обязать ЗАО «Туласпирт» произвести утилизацию накопленных в бардонакопителях отходов с границ населенного пункта – деревни <адрес> и водоохранной зоны р. Плава в местах расположения бардонакопителей, и произвести рекультивацию почвенного покрова на местах расположения бардонакопителей.
В остальной части иска ООО «Зеленый патруль» отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий