Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2011 года город Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего судьи Невмержицкой А.Н.,
при секретаре Шмелевой М.И.,
с участием истца Каптинаровой Н.Н., представителя истца по доверенности Настасиным С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4725/11 по иску Каптинаровой Н.Н. к Администрации г. Тулы, ИФНС России по Центральному району г. Тулы об установлении факта принятия наследства и признании права собственности в порядке наследования по завещанию,
установил:
Каптинарова Н.Н. обратилась в суд с иском к Администрации г. Тулы и ИФНС России по Центральному району г. Тулы об установлении факта принятия наследства, открывшегося после смерти ФИО3 и ФИО2, умерших ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, и признании права собственности в порядке наследования по завещанию на 2/3 доли в праве собственности на две комнаты площадью 21,1 кв.м и 15,3 кв.м в четырехкомнатной квартире, общей площадью 99,9 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований истец сослалась на то, что ФИО3 и ФИО2 на праве собственности принадлежит по 1/3 доле каждой в праве собственности на две комнаты площадью 21,1 кв.м и 15,3 кв.м в четырехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
Решением Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, за Каптинаровой Н.Н. признано право собственности на 1/3 долю в праве собственности на две комнаты площадью 21,1 кв.м и 15,3 кв.м в четырехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
Она (Каптинарова Н.Н.) является единственным наследником к имуществу ФИО3 и ФИО2 по завещанию, в том числе и в отношении спорного жилого помещения. Других наследников, в том числе и по закону, на имущество умерших не имеется.
В установленный законом шестимесячный срок со дня открытия наследства для оформления своих наследственных прав к нотариусу она не обращалась, полагая, что при наличии завещания в этом нет необходимости, однако в этот период она фактически вступила в наследство после смерти ФИО3 и ФИО2. Так, она с момента смерти наследодателей пользуется завещанными ей наследодателями комнатами, оплачивает коммунальные платежи и иные расходы, пользуется оставшимися в комнатах вещами – мягкой и корпусной мебелью, бытовыми предметами, за свой счет производила ремонт.
Как указывает истец, похороны ФИО3 и ФИО2 осуществляла также она, за счет своих средств.
Учитывая изложенное, Каптинарова Н.Н. просит суд установить факт принятия ею наследства, открывшегося после смерти ФИО3 и ФИО2, умерших ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, и признать за ней – Каптинаровой Н.Н. право собственности в порядке наследования по завещанию на 2/3 доли в праве собственности на две комнаты площадью 21,1 кв.м и 15,3 кв.м в четырехкомнатной квартире, общей площадью 99,9 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец Каптинарова Н.Н. и ее представитель по доверенности Настасин С.В. поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении, просили иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика – ИФНС России по Центральному району г. Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Причину неявки суду не сообщил, каких-либо возражений по существу заявленных истцом требований суду представлено не было.
Представитель ответчика – Администрации г. Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В представленном ходатайстве просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, каких-либо возражений по существу заявленных истцом требований суду не представил.
Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав объяснения истца Каптинаровой Н.Н., ее представителя по доверенности Настасина С.В., показания свидетелей ФИО10, ФИО11, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Статьей 1152 ГК РФ, предусмотрено, что для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (ст. 1154 ГК РФ).
В силу положений ч. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законодательством выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом в указанный выше срок, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества (ч. 2 ст. 1153 ГК РФ).
Из приведенных выше норм следует, что принятие наследства может осуществляться путем подачи заявления нотариусу по месту открытия наследства, либо путем фактического принятия наследства, но в том и ином случае в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В силу ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
На основании ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО2, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ №, выданным Комитетом ЗАГС администрации г. Тулы, а ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО3, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ серия №, выданным Комитетом ЗАГС администрации г. Тулы.
После смерти ФИО3 и ФИО2 открылось наследство, состоящее из 1/3 доли в праве собственности на две комнаты площадью 21,1 кв.м и 15,3 кв.м в четырехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей ФИО2, и 1/3 доли в праве собственности на две комнаты площадью 21,1 кв.м и 15,3 кв.м в четырехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей ФИО3
Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, договором передачи № от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из лицевого счета, выпиской из домовой книги, имеющимися в материалах дела, и лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
В силу положений ст.ст. 218, 1111 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно завещаниям от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенным нотариусом г. Тулы ФИО8, единственным наследником по завещанию к имуществу умерших ФИО3 и ФИО2 является Каптинарова Н.Н.
Из сообщения нотариуса г. Тулы ФИО9 № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что наследственных дел к имуществу умерших ФИО3, ФИО2 до настоящего времени не открывалось.
Из ответа нотариуса г. Тулы ФИО8 № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что завещания ФИО3 и ФИО2 не отменены и не изменены.
Доказательств, свидетельствующих о наличии у ФИО3 и ФИО2 других наследников, а также лиц, имеющих право на обязательную долю в наследстве в соответствии с положениями ст. 1149 ГК РФ, суду не представлено, и не установлено таковых судом в ходе судебного разбирательства.
Проверяя доводы истца о принятии ею наследства после смерти ФИО3 и ФИО2 в установленный законом срок путем вступления в фактическое владение этим имуществом, суд установил, что в шестимесячный срок со дня открытия наследства Каптинарова Н.Н. для оформления своих наследственных прав к нотариусу не обращалась, полагая, что при наличии завещания в этом нет необходимости, однако в этот период она фактически вступила в наследство, с момента смерти наследодателей предпринимает меры к сохранности их имущества, она им пользуется, несет бремя расходов по содержанию, оплачивая коммунальные платежи и иные расходы, производит текущий ремонт, пользуется находящимися в комнатах вещами.
Данные обстоятельства нашли свое объективное подтверждение в исследованных судом письменных доказательствах, в том числе и квитанциях об оплате коммунальных услуг, свидетельствующих о фактическом принятии наследственного имущества Каптинаровой Н.Н., показаниях свидетелей ФИО10 и ФИО11, и лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Так, свидетель ФИО10, являющийся сыном истца Каптинаровой Н.Н., показал, что по истечении сорока дней после смерти наследодателей его мать стала пользоваться вещами ФИО2 и Г.В., часть из которых принесла к себе в дом, а другие перевезла на дачу. Кроме того, она (ФИО4) оплачивает коммунальные услуги за счет собственных средств, несет расходы по содержанию жилья, производит текущий ремонт.
Свидетель ФИО11 в судебном заседании показал, что является соседом истца Каптинаровой Н.Н. Весной 2011 года, после смерти ФИО3 и З.В., он (ФИО11) помогал Каптинаровой Н.Н. в доставке приобретенных ею материалов для производства текущего ремонта в спорной квартире, а в июне 2011 года – помогал перевезти из квартиры ФИО2 и Г.В. на дачу истицы некоторые вещи, такие как шкаф, стулья, стол, тумбу.
Вышеприведенные показания свидетелей носят последовательный характер и не противоречат материалам дела, данных, свидетельствующих об их заинтересованности в исходе дела, суд не усматривает, в связи с этим в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ считает возможным признать данные показания достаточными и достоверными доказательствами по делу.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что Каптинарова Н.Н. фактически приняла наследство после смерти ФИО3 и ФИО2, являясь наследником к имуществу последних по завещанию.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что доводы Каптинаровой Н.Н. о фактическом принятии ею наследства, открывшегося после смерти ФИО3 и З.В., умерших ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, заслуживают внимания, и иным способом – внесудебным, удостоверить данный факт для истца не представляется возможным, в связи с чем ее требования в данной части подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, а также, принимая во внимание, что иные наследники к имуществу ФИО3 и З.В. отсутствуют, суд, исходя из совокупности приведенных выше доказательств, отнесенных судом к числу относимых, допустимых и достоверных, приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Каптинаровой Н.Н. о признании за ней права собственности на 2/3 доли (1/3 + 1/3) в праве собственности на две комнаты площадью 21,1 кв.м и 15,3 кв.м в четырехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес> – в порядке наследования по завещанию после смерти наследодателей – ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Каптинаровой Н.Н. удовлетворить.
Установить факт принятия Каптинаровой Н.Н. наследства, открывшегося после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Каптинаровой Н.Н. право собственности на 2/3 доли в праве собственности на две комнаты площадью 21,1 кв.м и 15,3 кв.м в четырехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес> в порядке наследования по завещанию после смерти наследодателей – ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий