по иску Прокурора г. Тулы в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Тулы, комитету имущественных и земельных отношений ТО об обязании поставить на учет в качестве бесхозного имущества КТП 7106 `Даломит`



    ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2011 г.                                                г.Тула

Центральный районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего Наумовой Т.К.,

при секретаре Сычевой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4077/11 по исковому заявлению Прокурора г. Тулы в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Тулы, комитету имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы об обязании постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества КТП 7106 «Даломит»,

установил:

Прокурор г. Тулы в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации г. Тулы, комитету имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы об обязании постановки на учет в качестве бесхозяйственного имущества КТП 7106 «Даломит».

В обоснование заявленных требований указал на то, что прокуратурой города Тулы проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о муниципальной собственности.

Проведенной прокуратурой города Тулы проверкой установлено следующее.

По адресу: <адрес> (вблизи <адрес>) расположена подстанция КТП 7106 «Даломит» 250 кВА.

Актом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей от ДД.ММ.ГГГГ установлены границы зон обслуживания в соответствии с балансовой принадлежностью сетевой организации ОАПО «<данные изъяты>» и ООО «Даломит» для снабжения группы индивидуальных застройщиков электрической энергией.

В соответствии с указанным актом, актом технологического присоединения энергопринимающего устройства к электрическим сетям филиала «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ , актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон от ДД.ММ.ГГГГ , актом ввода в эксплуатацию приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии у потребителей от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ООО «Даломит» и ОАО «<данные изъяты>» заключен договор на снабжение электрической энергией .

Аналогичные договоры на снабжение электрической энергией заключались ООО «Даломит» начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

С указанного срока ООО «Даломит» заключало договоры электроснабжения с жителями частных домов по <адрес>

Вместе с тем, в ходе проведенных прокуратурой Зареченского района г. Тулы проверок по факту законности эксплуатации КТП 7106 «Даломит» 250 кВА установлено, что указанная подстанция была построена на средства жителей <адрес>

Земельный участок в установленном законом порядке для строительства указанного объекта не выделялся, правоустанавливающие документы на данный земельный участок отсутствуют. Вышеуказанные лица с заявлениями о выдаче разрешения на строительство названной подстанции в уполномоченные органы не обращались.

Право собственности на КТП 7106 «Даломит» 250 кВА в установленном порядке зарегистрировано не было.

Учитывая, что КТП 7106 «Даломит» 250 кВА является самовольной постройкой, участники долевого строительства не являются ее правообладателями.

Также в ходе проведенного представителями прокуратуры города Тулы иотдела по надзору за электроустановками потребителей Приокского Управления Ростехнадзора обследования технического состоянии подстанции,расположенной по адресу: <адрес>, вывяленымногочисленные нарушения Правил технической эксплуатацииэлектроустановок потребителей.

А именно, в нарушение п.п. 1.2.3,, 1.3.9, 1.8.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее - «ПТЭЭП») на подстанции для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок не назначено лицо ответственное за электрохозяйство; отсутствует техническая документация по эксплуатации электроустановок

В соответствии с п. 1.6.7 ПТЭЭП по истечении установленного нормативно-технической документации срока службы все технологические системы и электрооборудование должны подвергаться техническому освидетельствованию комиссией, комиссией возглавляемой техническим руководителем потребителя, с целью оценки состояния, установления сроков дальнейшей работы и условий эксплуатации.

Результаты работы комиссии должны отражаться в акте и техническихпаспортах технологических систем и электрооборудования с обязательнымуказанием срока последующего освидетельствования. Техническоеосвидетельствование    может        производиться        специализированными организациями.

Однако, учитывая отсутствие собственника подстанции, либо лица, ответственного за электрохозяйство, документация, отражающая указанные освидетельствования данной подстанции, не представлена, в связи с чем, установить факт проведения освидетельствования подстанции не представляется возможным.

В нарушение п.п. 2.2.38, 2.3.12, 2.4.28, 2.7.8, 2.7.16, 2.12.17, 3.1.22, 3.5.11 ПТЭЭП, п. 5.1.1 Межотраслевых правил по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок (далее по тексту - «ПОТ Р М-016-2001») отсутствуют протоколы измерений и испытаний электрооборудования, электропроводки и заземляющих устройств; отсутствуют испытания силового трансформатора, не представлены протоколы на кабельные линии 6кВ и заземляющие устройства КТП.

Высота подвеса тросовых кабельных электропроводок в отдельных пролетах ниже значения - 6 метров, требуемого п. 2.4.37 Правила устройства электроустановок (далее по тексту - «ПУЭ»).

Часть опор воздушных линий и сооружение подстанции имеет отклонение от вертикальности выше регламентированных значений, установленных приложение 3.1, таблица 12 ПТЭЭП.

Нарушен порядок хранения и выдачи ключей от электроустановки, регламентированный п. 1.3.12 ПОТ Р М-016-2001.

Таким образом, указанная подстанция находится в аварийном состоянии, ее дальнейшая ненадлежащая эксплуатация в нарушение установленных норм и правил может привести к угрозе жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

Принимая во внимание, что бесхозяйная КТП 7106 «Даломит» 250 кВА, находящаяся в аварийном состоянии, для эксплуатации которой не назначено ответственное лицо, представляет потенциальную опасность для населения.

Ненадлежащая эксплуатация данной подстанции может привести к возникновению аварий и чрезвычайных ситуаций, угрозе жизни и здоровья населения, причинения вреда объектам экономики.

Одновременно жители вышеперечисленных домов, органы прокуратуры неоднократно обращались в администрацию города Тулы с заявлениями о принятии указанных объектов в муниципальную собственность.

Однако каких-либо мер для решения вопроса о принятии указанного имущества в муниципальную собственность администрацией города Тулы принято не было.

Кроме того, по информации администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ 1104-ф правовых оснований и возможностей для постановки КТП 7106 «Даломит» 250 кВА на учет в качестве бесхозяйного имущества либо принятии его в муниципальную собственность не имеется.

Между тем, в соответствии с п. 2.1 Положения «О комитете имущественных и земельных отношений администрации города Тулы», утвержденного решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , основными задачами Комитета, среди прочих, является управление и распоряжение в установленном порядке муниципальной собственностью и координация деятельности в этой сфере иных органов администрации города.

Комитет в целях исполнения возложенных на него полномочий согласно п. 2.2 Положения обеспечивает прием объектов в муниципальную собственность города Тулы; осуществляет учет муниципального имущества, в том числе имущества казны, путем ведения Единого реестра муниципального имущества города Тулы.

Таким образом, бездействие администрации города Тулы в части необходимости постановки КТП 7106 «Даломит» в качестве бесхозяйного имущества и последующего признания права муниципальной собственности на указанное имущество не соответствует требованиям федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, принадлежащего им имущества.

Вместе с тем, указанная подстанция подключена к жилым домам по улицам <адрес>.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложены обязанности по организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.

Иных источников электропитания к указанным домовладениям не имеется.

На основании изложенного, просит суд признать недвижимую вещь - КТП 7106 «Даломит» 250 кВА, расположенную по адресу: <адрес> -бесхозяйной.

Обязать администрацию города Тулы принять комплекс мер, необходимых для постановки на учет, органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, КТП 7106 «Даломит» 250 кВА, в соответствии с установленным действующим законодательством порядком.

В судебном заседании помощник прокурора г. Тулы Болтнева О.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации г. Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы в судебное заседание не явился, о времени, месте судебного заседания извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица Приокское управление Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору в судебное заседание не явился, о времени, месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица ООО «Даломит» в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщил.

При таких обстоятельствах, суд, в соответствии со ст.233 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, в порядке заочного судопроизводства.

Выслушав объяснения помощника прокурора г. Тулы Болтневой О.А., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил в соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ является самовольной постройкой.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется, согласно п. 5 части II Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 № 580, на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:

выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;

выданные      соответствующими      государственными           органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

Документом, подтверждающим отказ собственника от права собственности на объект недвижимого имущества, является заявление собственника об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества.

Заявление об отказе от права, собственности на объект недвижимого имущества представляется собственником (участниками общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) в орган местного самоуправления по месту нахождения объекта недвижимого имущества.

Если право собственности лица, отказавшегося от права собственности на объект недвижимого имущества, не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав, в заявлении органа местного самоуправления о принятии на учет данного объекта недвижимого имущества должны содержаться данные о правообладателе, указанные в Правилах ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. № 219. В этом случае к заявлению должны быть приложены копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица, отказавшегося от права собственности.

Судом установлено:

Прокуратурой города Тулы проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о муниципальной собственности.

Проведенной прокуратурой города Тулы проверкой установлено следующее.

По адресу: <адрес> (вблизи <адрес>) расположена подстанция КТП 7106 «Даломит» 250 кВА.

Актом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей от ДД.ММ.ГГГГ установлены границы зон обслуживания в соответствии с балансовой принадлежностью сетевой организации ОАПО «<данные изъяты>» и ООО «Даломит» для снабжения группы индивидуальных застройщиков электрической энергией.

В соответствии с указанным актом, актом технологического присоединения энергопринимающего устройства к электрическим сетям филиала «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ , актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон от ДД.ММ.ГГГГ , актом ввода в эксплуатацию приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии у потребителей от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ООО «Даломит» и ОАО «<данные изъяты>» заключен договор на снабжение электрической энергией .

Аналогичные договоры на снабжение электрической энергией заключались ООО «Даломит» начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

С указанного срока ООО «Даломит» заключало договоры электроснабжения с жителями частных домов по улицам <адрес>

Вместе с тем, в ходе проведенных прокуратурой Зареченского района г. Тулы проверок по факту законности эксплуатации КТП 7106 «Даломит» 250 кВА установлено, что указанная подстанция была построена на средства жителей <адрес>

Земельный участок в установленном законом порядке для строительства указанного объекта не выделялся, правоустанавливающие документы на данный земельный участок отсутствуют. Вышеуказанные лица с заявлениями о выдаче разрешения на строительство названной подстанции в уполномоченные органы не обращались.

Право собственности на КТП 7106 «Даломит» 250 кВА в установленном порядке зарегистрировано не было.

Учитывая, что КТП 7106 «Даломит» 250 кВА является самовольной постройкой, участники долевого строительства не являются ее правообладателями.

Также в ходе проведенного представителями прокуратуры города Тулы иотдела по надзору за электроустановками потребителей Приокского Управления Ростехнадзора обследования технического состоянии подстанции,расположенной по адресу: <адрес>, вывяленымногочисленные нарушения Правил технической эксплуатацииэлектроустановок потребителей.

А именно, в нарушение п.п. 1.2.3,, 1.3.9, 1.8.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее - «ПТЭЭП») на подстанции для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок не назначено лицо ответственное за электрохозяйство; отсутствует техническая документация по эксплуатации электроустановок

В соответствии с п. 1.6.7 ПТЭЭП по истечении установленного нормативно-технической документации срока службы все технологические системы и электрооборудование должны подвергаться техническому освидетельствованию комиссией, комиссией возглавляемой техническим руководителем потребителя, с целью оценки состояния, установления сроков дальнейшей работы и условий эксплуатации.

Результаты работы комиссии должны отражаться в акте и техническихпаспортах технологических систем и электрооборудования с обязательнымуказанием срока последующего освидетельствования. Техническоеосвидетельствование    может        производиться        специализированными организациями.

Однако, учитывая отсутствие собственника подстанции, либо лица, ответственного за электрохозяйство, документация, отражающая указанные освидетельствования данной подстанции, не представлена, в связи с чем, установить факт проведения освидетельствования подстанции не представляется возможным.

В нарушение п.п. 2.2.38, 2.3.12, 2.4.28, 2.7.8, 2.7.16, 2.12.17, 3.1.22, 3.5.11 ПТЭЭП, п. 5.1.1 Межотраслевых правил по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок (далее по тексту - «ПОТ Р М-016-2001») отсутствуют протоколы измерений и испытаний электрооборудования, электропроводки и заземляющих устройств; отсутствуют испытания силового трансформатора, не представлены протоколы на кабельные линии 6кВ и заземляющие устройства КТП.

Высота подвеса тросовых кабельных электропроводок в отдельных пролетах ниже значения - 6 метров, требуемого п. 2.4.37 Правила устройства электроустановок (далее по тексту - «ПУЭ»).

Часть опор воздушных линий и сооружение подстанции имеет отклонение от вертикальности выше регламентированных значений, установленных приложение 3.1, таблица 12 ПТЭЭП.

Нарушен порядок хранения и выдачи ключей от электроустановки, регламентированный п. 1.3.12 ПОТ Р М-016-2001.

Таким образом, указанная подстанция находится в аварийном состоянии, ее дальнейшая ненадлежащая эксплуатация в нарушение установленных норм и правил может привести к угрозе жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

Принимая во внимание, что бесхозяйная КТП 7106 «Даломит» 250 кВА, находящаяся в аварийном состоянии, для эксплуатации которой не назначено ответственное лицо, представляет потенциальную опасность для населения.

Ненадлежащая эксплуатация данной подстанции может привести к возникновению аварий и чрезвычайных ситуаций, угрозе жизни и здоровья населения, причинения вреда объектам экономики.

Одновременно жители вышеперечисленных домов, органы прокуратуры неоднократно обращались в администрацию города Тулы с заявлениями о принятии указанных объектов в муниципальную собственность.

Однако каких-либо мер для решения вопроса о принятии указанного имущества в муниципальную собственность администрацией города Тулы принято не было.

Кроме того, по информации администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ 1104-ф правовых оснований и возможностей для постановки КТП 7106 «Даломит» 250 кВА на учет в качестве бесхозяйного имущества либо принятии его в муниципальную собственность не имеется.

Между тем, в соответствии с п. 2.1 Положения «О комитете имущественных и земельных отношений администрации города Тулы», утвержденного решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , основными задачами Комитета, среди прочих, является управление и распоряжение в установленном порядке муниципальной собственностью и координация деятельности в этой сфере иных органов администрации города.

Комитет в целях исполнения возложенных на него полномочий согласно п. 2.2 Положения обеспечивает прием объектов в муниципальную собственность города Тулы; осуществляет учет муниципального имущества, в том числе имущества казны, путем ведения Единого реестра муниципального имущества города Тулы.

Таким образом, бездействие администрации города Тулы в части необходимости постановки КТП 7106 «Даломит» в качестве бесхозяйного имущества и последующего признания права муниципальной собственности на указанное имущество не соответствует требованиям федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, принадлежащего им имущества.

Вместе с тем, указанная подстанция подключена к жилым домам по улицам <адрес>.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложены обязанности по организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.

Иных источников электропитания к указанным домовладениям не имеется.

    Статьей 45 Гражданско-процессуального Кодекса РФ определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

    Таким образом, заявленные прокурором Центрального района г. Тулы исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд

    решил:

          Исковые требования прокурора г. Тулы в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Тулы, комитету имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы об обязании постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества КТП 7106 «Даломит», удовлетворить.

Признать недвижимую вещь - КТП 7106 «Даломит» 250 кВА, расположенную по адресу: <адрес> -бесхозяйной.

Обязать администрацию города Тулы принять комплекс мер, необходимых для постановки на учет, органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, КТП 7106 «Даломит» 250 кВА, в соответствии с установленным действующим законодательством порядком.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручении копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в судебную коллегию Тульского областного суда путем подачи жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчикам заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

    Председательствующий