РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 октября 2011 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Наумовой Т.К.,
при секретаре Сычевой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4287/11 по иску Прокурора г. Тулы, действующего в интересах Петровой Н.В. к Правительству Тульской области, Комитету Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству, о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения,
установил:
Прокурор г. Тулы, действующий в интересах Петровой Н.В. обратился в суд с иском к Администрации Тульской области, Комитету Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал на то, что Петрова Н.В. относится к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что её мать ФИО14, решением Пролетарского районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, лишена родительских прав, сведения об отце в актовую запись о рождении Петровой Н.В. внесены со слов матери.
На основании постановления Главы администрации Пролетарского района г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетняя Петрова Н.В. была направлена в общеобразовательную школу-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Одновременно, в соответствии с вышеназванным постановлением, несовершеннолетняя Петрова Н.В. жилой площади и имущества не имела, по данным ЦАБ УВД ТО значилась убывшей с адреса: <адрес>, с 1994 года.
В момент направления Петровой Н.В. в общеобразовательную школу интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей она проживала по адресу: <адрес>, в домовую книгу девочка вписана не была.
После окончания обучения в ГОУ ТО «<данные изъяты>» несовершеннолетняя Петрова Н.В. ДД.ММ.ГГГГ поступила в <данные изъяты>» на специальность «Парикмахерское искусство», на период учебы, Петровой Н.В. было предоставлено общежитие, в котором она проживала до окончания учебы в указанном учреждении.
ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Петрова Н.В. поступила на обучение в ГОУ НПО «<данные изъяты>» на специальность «Мастер по обработке цифровой информации», где на период её обучения (1 год), предоставлено общежитие, в котором она проживает в настоящее время.
Согласно адресной справке УФМС России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, регистрации на территории города Тулы и Тульской области Петрова Н.В. не имеет.
Из заявления Петровой Н.В., поступившего в прокуратуру города Тулы, следует, что при отсутствии регистрации и места жительства, она не имеет возможности трудоустроиться, встать на учет в качестве безработного. В объяснениях, полученных в ходе проверки, Петрова Н.В. просит прокуратуру города Тулы обратиться в её интересах в суд.
Не закрепление жилья за несовершеннолетней, оставшейся без попечения родителей привело к нарушению её конституционных прав.
В настоящее время на основании постановления администрации г. Тулы от 10.02.2011г. № 256 Петрова Н.В. поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Тульской области.
Однако, в нарушение ч. 1, ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ч. 2 ст. 57 ЖК РФ Петровой Н.В. до настоящего времени жилое помещение не предоставлено. Таким образом, нарушены её права, гарантированные государством детям-сиротам.
В виду нарушения прав Петровой Н.В., относящейся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, прокурор вынужден обратиться в суд с исковым заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения Петровой Н.В., отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям.
На основании изложенного, просит суд обязать администрацию Тульской области, комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеки и попечительству предоставить Петровой Н.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям на территории муниципального образования г. Тула, в срок до 31.12. 2011г.
Определением суда от 12.10.2011 года ответчик администрация Тульской области заменен на правительство Тульской области, которое является правопреемником администрации Тульской области в соответствии с Законом Тульской области от 01 сентября 2011 года № 1637-ЗТО «О системе органов исполнительной власти Тульской области».
В судебном заседании помощник прокурора г. Тулы Пономаренко Е.В. и Петрова Н.В. заявленные требования поддержали в полном объеме, просили суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеки попечительству по доверенности Богданов С.С. в судебном заседании исковые требования не признал, в обоснование указав, что в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей», Законом Тульской области от 07.10.2009г. № 1336-ЗТО «О защите прав ребенка» и Закон Тульской области от : 12.11.2007г. № 902-ЗТО «О жилищном фонде Тульской области предусматривается предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма детям-сиротам и детям оставшимся без попечения - родителей, лицам из числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).
Жилые помещения жилищного фонда Тульской области по договорамсоциального найма предоставляются гражданам в соответствии со сводным -Списком на основании решения уполномоченного органа; Пунктом 3 постановления администрации Тульской области от 04.03.2009 г. № 105 органом, исполнительной власти Тульской области, уполномоченным на предоставление жилых помещений и на осуществление управления жилищным фондом Тульской области, определен комитет.
Уполномоченный орган на основании сведений, полученных из органов учета, включает гражданина в сводный список на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма. Позиция в сводном списке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ №.
Комитет права Петровой Н.В. на предоставление ей жилья не нарушал.
Представитель ответчика администрации Тульской области по доверенности И.А. Савостьянова в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила.
В представленных возражениях, указала, что в соответствии с Законом Тульской области от 01 сентября 2011 года № 1637-ЗТО «О системе органов исполнительной власти Тульской области» правительство Тульской области является правопреемником администрации Тульской области.
Правительство Тульской области, рассмотрев исковые требования прокурора города Тулы в интересах Петровой Н.В. о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения Петровой Н.В. на правительство Тульской области, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку в соответствии со статьей 3 Закона Тульской области от 12 ноября 2007 гола № 902-ЗТО «О жилищном фонде Тульской области» к категориям граждан, имеющим право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, относятся, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно статье 5 данного Закона Тульской области жилые помещения жилищного фонда Тульской области предоставляются гражданам по договорам социального найма на основании решения уполномоченного органа.
Постановлением администрации Тульской области от 04.03.2009 г. № 105 «Об органах исполнительной власти Тульской области, уполномоченных на предоставление жилых помещений и на осуществление управления жилищным фондом Тульской области» органом, уполномоченным на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, определен комитет Тульской области по семейной, демографической политике.
В соответствии с Положением о комитете Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству, утвержденным постановлением администрации Тульской области от 05.12.2008г. № 792 (далее -Положение), комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству (далее - Комитет) является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим функции по реализации семейной, демографической политики и деятельность по опеке и попечительству на территории Тульской области.
Комитет обладает статусом органа опеки и попечительства Тульской области.
Как следует из Положения, Комитет осуществляет функции по организации в установленном порядке обеспечения вне очереди жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федераций, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставлению жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма данной категории граждан, а также выступает наймодателем по договору социального найма жилого помещения для указанной категории граждан.
Таким образом, органом исполнительной власти Тульской области, уполномоченным на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, является комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству.
Правительство Тульской области не является участником правоотношений по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан.
Таким образом, правительство Тульской области не является надлежащим ответчиком по делу, в связи с чем требования прокурора города Тулы, предъявленные к правительству Тульской области, являются незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, просит суд отказать прокурору города Тулы, действующему в интересах Петровой Н.В., в удовлетворении требований к правительству Тульской области о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения в полном объеме.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя правительства Тульской области.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к следующему.
Из свидетельства о рождении усматривается, что Петрова Н.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ, отец – ФИО3, мать – ФИО2 (л.д.30).
Согласно сообщения Отдела ЗАГС администрации Зареченского района г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № в актовой записи о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ на Петрову Н.В., сведения об отце ребенка записаны со слов заявительницы – Петровой ФИО20). Мать ребенка ФИО2 в данный период в браке не состояла (л.д. 19).
Решением Пролетарского районного суда г. Тулы ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, мать – ФИО2 лишена родительских прав в отношении ребенка Петровой Н.В. (л.д. 14).
На основании постановления Главы администрации Пролетарского района г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетняя Петрова Н.В. была направлена в общеобразовательную школу-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 13).
Одновременно, в соответствии с вышеназванным постановлением, несовершеннолетняя Петрова Н.В. жилой площади и имущества не имела, по данным ЦАБ УВД ТО значилась убывшей с адреса: <адрес>, с 1994 года.
В момент направления Петровой Н.В. в общеобразовательную школу интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей она проживала по адресу: <адрес>, в домовую книгу вписана не была.
После окончания обучения в <данные изъяты>» несовершеннолетняя Петрова Н.В. ДД.ММ.ГГГГ поступила в <данные изъяты>» на специальность «Парикмахерское искусство», на период учебы, Петровой Н.В. было предоставлено общежитие, в котором она проживала до окончания учебы в указанном учреждении.
ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Петрова Н.В. поступила на обучение в <данные изъяты>» на специальность «Мастер по обработке цифровой информации», где на период её обучения (1 год), предоставлено общежитие, в котором она проживает в настоящее время.
Согласно адресной справке УФМС России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, регистрации на территории города Тулы и Тульской области Петрова Н.В. не имеет.
Из заявления Петровой Н.В., поступившего в прокуратуру города Тулы, следует, что при отсутствии регистрации и места жительства, она не имеет возможности трудоустроиться, встать на учет в качестве безработного.
В настоящее время на основании постановления администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № Петрова Н.В. поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Тульской области.
Указанные обстоятельства ответчиками в судебном заседании не оспаривались.
С учетом изложенного, суд установил, что фактически Петрова Н.В. является сиротой и нуждается в предоставлении жилого помещения.
Исходя из определения сироты, предполагается, что ребенок лишается родителей до достижения им возраста 18 лет.
Данный вывод подтверждается положениями действующего в настоящее время Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым урегулирован порядок предоставления указанной категории детей жилья.
Из ст. 1 Закона усматривается, что для целей настоящего Федерального закона на момент его принятия использовались понятия: дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав.
С учетом изложенного Петрова Н.В. обладает статусом сироты.
Согласно ст. 13 названного выше Федерального закона он вступает в силу со дня его официального опубликования.
Судом установлено, что дата официального опубликования закона – 27.12.1996 года.
Действие данного закона не распространяется на правоотношения, возникшие до введения его в действие. Данный вывод подтвержден определением Конституционного Суда РФ от 19.11.2002 года № 295-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО10 на нарушение его конституционных прав положениями преамбулы ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
На момент введения в действие названного закона Петровой Н.В. исполнилось <данные изъяты>.
Исходя из указанных обстоятельств, истец мог обладать правом на получение жилья в порядке, предусмотренном данным законом.
В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Частью 2 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Порядок предоставления жилья детям-сиротам урегулирован Законом Тульской области № 902-ЗТО от 12.11.2007 года «О жилищном фонде Тульской области».
На основании ст. 3 закона к категориям граждан, имеющим право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. 1 ст. 4 названного Закона, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Тульской области, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), имеют право граждане, отнесенные к категориям граждан, указанным в статье 3 настоящего Закона, признанные нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным пунктами 1 - 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Петрова Н.В. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения (л.д. 16-17).
Постановлением администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № Петрова Н.В. на основании представленных документов была принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении жилищного фонда Тульской области, предоставляемом по договору социального найма, относящуюся к категории граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составом семьи 1 человек.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Законом Тульской области «О жилищном фонде Тульской области» и Постановлением администрации Тульской области от 04.03.2009 года № 105 «Об органах исполнительной власти Тульской области, уполномоченных на предоставление жилых помещений и на осуществление управление жилищным фондом Тульской области», обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на органы исполнительной власти субъекта и не может быть реализована ни за счет Администрации г. Тулы, ни за счет Администрации Тульской области.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 5 Закона Тульской области «О жилищном фонде Тульской области» жилые помещения жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма предоставляются гражданам в соответствии со сводными списками граждан на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, на основании решения уполномоченного органа.
Жилые помещения жилищного фонда Тульской области предоставляются на всех членов семьи, проживающих совместно с гражданином, включенных им в заявление о принятии на учет.
Общая площадь предоставляемого жилого помещения, приходящаяся на одного человека, не должна быть менее нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной органом местного самоуправления, где гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Жилое помещение площадью менее нормы предоставления на одного человека может предоставляться только с согласия гражданина без снятия его с учета.
Уполномоченным органом в данном случае является Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству, согласно Постановлению администрации Тульской области от 04.03.2009 года № 105 «Об органах исполнительной власти Тульской области, уполномоченных на предоставление жилых помещений и на осуществление управление жилищным фондом Тульской области».
На основании пп. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, исходя из изложенного, требования прокурора г. Тулы, действующего в интересах Петровой Н.В. об обязании Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству, правительству Тульской области, предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в срок до 31.12.2011 года, подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора г. Тулы, действующего в интересах Петровой Н.В. к Правительству Тульской области, Комитету Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству, о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения, удовлетворить частично.
Обязать Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству предоставить Петровой Н.В. вне очереди, благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, на территории муниципального образования г. Тулы, в срок до 31.12.2011 года.
В остальной части заявленных требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий –