по иску Кармановой Г.А. к ГУ ТО `УСЗН г. Тулы` о присвоении звания `Ветеран труда`



    Р Е Ш Е Н И Е

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    04 октября 2011 года                                                                                г. Тула

    Центральный районный суд г. Тулы в составе:

    председательствующего Наумовой Т.К.,

    при секретаре Сычевой Е.О.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4163/11 по иску Кармановой Г.А. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании ответчика принять решение о присвоении указанного звания, о взыскании судебных расходов,

    установил:

        Карманова Г.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании ответчика принять решение о присвоении указанного звания, о взыскании судебных расходов.

В обоснование своих требований Карманова Г.А. указала на то, что она обратилась в отдел социальной защиты населения по Пролетарскому району ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив для этого необходимые документы. Однако, комиссией по рассмотрению вопросов, связанных с присвоением звания «Ветеран труда», отдела социальной защиты населения по Пролетарскому району ГУ ТО УСЗН г. Тулы принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Кармановой Г.А. в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что грамота, выданная в соответствии с поручением Министра обороны Российской Федерации и подписанная начальником главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны Российской Федерации не является ведомственной наградой, так как вручена не на основании Приказа Министра обороны и не поименована в перечне ведомственных наград Министерства обороны. Данный отказ считает несостоятельным и не основанным на нормах действующего законодательства.

Истица имеет Грамоту за высокое профессиональное мастерство, достигнутые успехи, большой личный вклад в дело укрепления обороноспособности Российской Федерации и в связи с празднованием 429 годовщины со дня создания Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны Российской Федерации, выданной на основании приказа начальника главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны Российской Федерации, а также в соответствии с поручением Министра обороны Российской Федерации.

С учетом выше изложенного, а также на основании того, что на момент подачи заявления в отдел социальной защиты населения по Пролетарскому району ГУ ТО УСЗН г. Тулы истица имела необходимый трудовой стаж и Грамоту, выданную в соответствии с поручением Министра обороны Российской Федерации (копию награды и приказа прилагаю), в совокупности дающими право на присвоение звания «Ветеран труда»: просит суд признать право истицы на присвоение звания «Ветеран труда» и получение соответствующего удостоверения; обязать ответчика присвоить Кармановой Г.А., звание «Ветеран труда», а также выдать в соответствии с установленным порядком удостоверение «Ветеран труда»; взыскать с ответчика в мою пользу судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

    Истец Карманова Г.А. в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.

    Представитель истца Кармановой Г.А. по доверенности Карманов В.П. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить. Дополнительно просил суд взыскать с ответчика расходы понесенные истицей за оформление доверенности в сумме 1000 рублей.

Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Гусева Т.А. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, указала на то, что заявленные в иске требования основаны на субъективном толковании норм материального права и не соответствуют действующему законодательству.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В соответствии с п.3 ст.2 Закона Тульской области от 28.02.2007г. № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде (в ред. Закона Тульской области от 07.10.2008 N 1093-ЗТО).

Приказом Министерства обороны РФ от 30.11.2006 года №510 «О грамотах Министерства обороны» утверждены образец и описание Грамоты для награждения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

Грамота, врученная заявительнице согласно приказу начальника главногоракетно-артиллерийского управления Министерства обороны РФ, не является ведомственной наградой, так как вручена не на основании Приказа Министра обороны и не поименована в перечне ведомственных наград Министерства обороны. Прошу в удовлетворении отказать, от возмещения расходов освободить.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, пришел к следующему.

    Как установлено в судебном заседании, Кармановой Г.А. назначена пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается:

    - удостоверением выданного ДД.ММ.ГГГГ Пенсионным фондом РФ, согласно которому Кармановой Г.А. назначена пенсия с ДД.ММ.ГГГГ;

Карманова Г.А. имеет Грамоту за высокое профессиональное мастерство, достигнутые успехи, большой личный вклад в дело укрепления обороноспособности Российской Федерации и в связи с празднованием 429 годовщины со дня создания Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны Российской Федерации, выданной на основании приказа начальника главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, а также в соответствии с поручением Министра обороны Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ Карманова Г.А. обратилась в отдел социальной защиты населения по Пролетарскому району с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», предоставив для этого необходимые документы.

Однако, отделом социальной защиты населения по Пролетарскому району ГУ ТО УСЗН г. Тулы было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Кармановой Г.А. в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что грамота, выданная в соответствии с поручением Министра обороны Российской Федерации и подписанная начальником главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны Российской Федерации не является ведомственной наградой, так как вручена не на основании Приказа Министра обороны и не поименована в перечне ведомственных наград Министерства обороны.

Отказ Кармановой Г.А. в присвоении звания «Ветеран труда» и позицию, поддержанную в судебном заседании представителем ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», суд считает несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

22.08.2004 года в данный Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона).

В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области 28.02.2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в редакции Закона Тульской области от 22.07.2010 года № 1470-ЗТО) условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются: 1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно п. 2, 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда», подает в государственное учреждение Тульской области, осуществляющее функции в сфере социальной защиты населения, по месту жительства заявление и подлинники документов либо их копии, заверенные в установленном порядке, подтверждающие основания для присвоения звания «Ветеран труда».

Лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» по условиям, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, представляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, а также представляют документы, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Таким образом, Закон Тульской области не изменил основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах».

Согласно п. 2 Постановления Администрации Тульской области от 08.05.2007 года № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда» -лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца.

В нормативных актах Российской Федерации отсутствует определение «ведомственный знак отличия в труде», нет также нормативных актов, содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», равно как и нет определения понятия «ведомство». В связи с чем, применение термина «ведомство» исключительно к органам государственной власти или управления, не основано на законе, противоречит главной цели принятия Федерального закона «О ветеранах», которая заключается в оказании мер социальной поддержки перечисленных в нем категориям граждан и создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения, влечет дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности организации, в которой они плодотворно, добросовестно трудились, с отличием выполняя свои трудовые функции.

Право на присвоение звания «Ветеран труда» имеют граждане, награжденные ведомственными знаками отличия за успехи в трудовой деятельности.

Как следует из материалов дела, Карманова Г.А. награждена Грамотой за высокое профессиональное мастерство, достигнутые успехи, большой личный вклад в дело укрепления обороноспособности Российской Федерации и в связи с празднованием 429 годовщины со дня создания Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны Российской Федерации, выданной на основании приказа начальника главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, а также в соответствии с поручением Министра обороны Российской Федерации.

Главное ракетно-артиллерийское управление Министерства обороны Российской Федерации непосредственно входит в структуру Министерства обороны Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление в области обороны. Министерство обороны является центральным органом военного управления и состоит из центральных управлений, управлений и иных подразделений, входящих в его структуру.

Приказом Министра обороны РФ от 30.11.2006 года № 510 (в ред. 08.05.2009 года №349) «О грамотах Министерства обороны» утверждены образец и описание Грамоты для награждения военнослужащих и служащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

Хотя федеральное законодательство не содержит определения «ведомственного знака отличия в труде» и перечня таких знаков, суд приходит в выводу, что по сущностным признакам «Грамота за высокое профессиональное мастерство, достигнутые успехи, большой личный вклад в дело укрепления обороноспособности Российской Федерации и в связи с празднованием 429 годовщины со дня создания Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны Российской Федерации», выданная на основании приказа начальника главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, которой награждена Карманова Г.А. может быть признана таковым, поскольку присвоена за высокое профессиональное мастерство, достигнутые успехи, большой личный вклад в дело укрепления обороноспособности Российской Федерации, в период исполнения своих трудовых обязанностей Кармановой Г.А. в Тульском ВАИИ.

Изменение порядка применения п. 1 ст. 7 ФЗ «О ветеранах» в смысле его ограничительного толкования, носит дискриминационный характер по отношению к лицам, обращающимся в органы социальной защиты в целях присвоения звания «Ветеран труда» в настоящее время, поскольку ставит их в неравное положение с лицами, ранее уже получившими данное звание по тем же основаниям.

Судом принимается во внимание также и то обстоятельство, что ранее порядок учета ведомственных знаков отличия при присвоении звания «Ветеран труда» был разъяснен в совместном письме Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10.11.1995 года № 2026-ВЯ/4276/1-30. Согласно данному письму к ведомственным знакам отличия в труде следует относить: нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета бывших СССР и РСФСР, Советом Министров бывших СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывших СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.

В соответствии с совместным письмом Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10 ноября 1995 г. № 2026-ВЯ/4276/1-30 и письмом Минтруда России от 7 октября 1998 г. N 5635-КС при присвоении звания «Ветеран труда» наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации учитываются нагрудные знаки, знаки и значки, почетные грамоты, похвальные грамоты, дипломы.

Одновременно Минтруд России разъяснил, что приведенный в данном письме перечень не является исчерпывающим и поэтому отказ в присвоении звания «Ветеран труда» только по причине отсутствия названия той или иной награды в этом перечне является необоснованным.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российской Федерации социальное государство - это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Все государственные органы без исключения обязаны соблюдать Конституцию РФ и не имеют права издавать законы, ущемляющие конституционные права граждан, в частности право на социальное обеспечение.

Ограничительные условия противоречат ст.ст. 19, 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым все равны перед Законом, перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из статей 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, а также положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное, «ограничительное» толкование норм Федерального закона от 12.01.1995 года, Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому нельзя назвать правомерным.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2, 57 Конституции Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд считает установленным, что Карманова Г.А. на момент обращения в отдел социальной защиты населения по Пролетарскому району Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», имела необходимый трудовой стаж и была награждена ведомственной наградой, в совокупности дающими право на присвоение звание «Ветеран труда».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение отдела социальной защиты населения по Пролетарскому району г. Тулы Государственного учреждения Тульской области «Управления     социальной защиты населения г. Тулы» об отказе в присвоении Кармановой Г.А. звания «Ветеран труда» является незаконным.

В соответствии с п. 8 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО (ред. от 07.10.2008 года) «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», датой обращения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» считается дата приема территориальным органом органа исполнительной власти области по социальному развитию заявления со всеми необходимыми документами.

Карманова Г.А. обратилась с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в лице отдела социальной защиты населения по <адрес> с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив для этого необходимые документы ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации Тульской области от 14.05.2009 № 309 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда», утвержден регламент предоставления данной государственной услуги.

В соответствии с данным регламентом результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю удостоверения «Ветеран труда». Заявителями являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Тульской области, которым присвоено звание «Ветеран труда».

Для получения государственной услуги заявитель подает в территориальный орган департамента социального развития Тульской области по месту жительства заявление в письменной форме (приложение № 1 к Административному регламенту) с приложением следующих документов: паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; решения о присвоении звания «Ветеран труда».

В связи с этим суд считает необходимым и возможным обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выдать Кармановой Г.А. удостоверение «Ветеран труда».

Однако, поскольку обращение Кармановой Г.А. разрешено ответчиком в установленном порядке, то есть имеется спор о праве Кармановой Г.А. на присвоение звания «Ветеран труда», который разрешается в судебном порядке, то право на выдачу удостоверения истец приобретает по вступлению настоящего решения в законную силу.

К тому же, в силу ст. 98 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в пользу Кармановой Г.А. понесенные по делу судебные расходы по оплате госпошлины при подаче иска в суд в размере 200 рублей, расходы по составлению нотариально оформленной доверенности в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

        исковые требования Кармановой Г.А. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании ответчика принять решение о присвоении указанного звания, о взыскании судебных расходов – удовлетворить.

      Признать за Кармановой Г.А. право на присвоение звания «Ветеран труда».

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» присвоить Кармановой Г.А. звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».

Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в пользу Кармановой Г.А. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей, расходы по составлению нотариально оформленной доверенности в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий-