22.09.2011 года Иск Поповой В.П. к ГУ ТО УСЗН г. Тулы о присвоении звания Ветеран труда



Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 сентября 2011 года г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Илларионовой А.А.,

при секретаре Тимашове Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4216/11 по иску Поповой В.П. к Государственному учреждению Тульской области «Управление защиты населения г. Тулы» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании вынести решение о присвоении звания «Ветеран труда», взыскании судебных издержек,

установил:

Попова В.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании вынести решение о присвоении звания «Ветеран труда», взыскании судебных издержек.

В обоснование своих требований Попова В.П. указала на то, что она обратилась в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» и предоставила для этого необходимые документы. Однако решением отдела социальной защиты населения по <данные изъяты> району г. Тулы от 15.07.2011 года в этом ей было отказано в связи с тем, что знак «Победитель социалистического соревнования 1975 года», врученный от имени облисполкома и президиума облсовпрофа не является ведомственной наградой и не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

С отказом в присвоении ей звания «Ветеран труда» она не согласна и считает данный отказ необоснованным и неправомерным, так как она имеет необходимый трудовой стаж, получает пенсию по старости и награждена нагрудным знаком «Победитель социалистического соревнования 1975 года», который является ведомственной наградой.

В связи с этим, просит суд признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» вынести решение о присвоении звания «Ветеран труда», взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.

Истец Попова В.П. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Стрункина К.А. заявленные исковые требования не признала, просила в иске отказать, указала на то, что в соответствии с Законом Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО к условиям, определяющим право гражданина на присвоение звания «Ветеран труда», относятся: наличие у заявителя государственных или ведомственным наград, трудовой стаж, подтвержденный документами, продолжительность трудового стажа, соответствующая стажу, необходимому для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

В целях реализации права на получение звания «Ветеран труда» принимаются во внимание те ведомственные знаки отличия, решение о награждении которыми за продолжительность и добросовестный труд отдельных граждан принято руководством министерств и ведомств бывшего Союза ССР или РФ. Знак «Победитель социалистического соревнования 1975 года», врученный Поповой В.П. от имени облисполкома и облсовпрофа не является ведомственной наградой и не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда». В связи с этим просит отказать в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, пришел к следующему.

Как установлено в судебном заседании, Попова В.П. имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, что подтверждается удостоверением от 10.09.2004 года, выданным <данные изъяты>, согласно которому ей назначена пенсия по старости лет с 29.08.2004 года.

Данный факт также подтверждается трудовой книжкой Поповой В.П. и вкладышем к ней , согласно которым она имеет периоды трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.

Как следует из сведений трудовой книжки Попова В.П. работала маляром в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, уволена по собственному желанию (приказ от ДД.ММ.ГГГГ года).

В период работы в <данные изъяты> совместным постановлением облисполкома и президиума облсовпрофа от 27.02.2006 года Попова В.П. награждена нагрудным знаком «Победитель социалистического соревнования 1975 года».

Данные обстоятельства подтверждаются исследованным в судебном заседании наградным удостоверением к знаку «Победитель социалистического соревнования 1975 года» и архивной справкой выданной <данные изъяты> от 01.04.2011 года , согласно которой по документам <данные изъяты> архивному фонду <данные изъяты> в списках, приложенных к решению Исполнительного комитета Тульского областного Совета депутатов трудящихся и Президиума областного Совета профсоюзов от 27.02.1976 года , значится: Попова В.П. – маляр <данные изъяты> - награждена знаком «Победитель социалистического соревнования 1975 года».

12.07.2011 года Попова В.П. обратилась в отдел социальной защиты населения по <данные изъяты> району Управления социальной защиты населения г. Тулы с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы.

Как следует из материалов дела, основанием для отказа в присвоении Поповой Н.П. звания «Ветеран труда» отделом социальной защиты населения по <данные изъяты> району Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» послужило то обстоятельство, что знак «Победитель социалистического соревнования 1975 года», врученный от имени облисполкома и президиума облсовпрофа не является ведомственной наградой. На основании изложенного данные награды не могут служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Отказ Поповой В.П. в присвоении звания «Ветеран труда» и позицию, поддержанную в судебном заседании представителем ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», суд считает несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

22.08.2004 года в данный Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона).

В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области 28.02.2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в редакции Закона Тульской области от 22.07.2010 года № 1470-ЗТО) условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются:

1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;

2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно п. 2, 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда», подает в государственное учреждение Тульской области, осуществляющее функции в сфере социальной защиты населения, по месту жительства заявление и подлинники документов либо их копии, заверенные в установленном порядке, подтверждающие основания для присвоения звания «Ветеран труда».

Лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» по условиям, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, представляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, а также представляют документы, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах».

Таким образом, Закон Тульской области не изменил основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах».

В нормативных актах Российской Федерации отсутствует определение «ведомственный знак отличия в труде», нет также нормативных актов, содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», равно как и нет определения понятия «ведомство». В связи с чем, применение термина «ведомство» исключительно к органам государственной власти или управления, не основано на законе, противоречит главной цели принятия Федерального закона «О ветеранах», которая заключается в оказании мер социальной поддержки перечисленных в нем категориям граждан и создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения, влечет дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности организации, в которой они плодотворно, добросовестно трудились, с отличием выполняя свои трудовые функции.

Исходя из указанного обстоятельства, определение ответчиком понятия «ведомство» как относящегося исключительно к органам государственной власти, суд находит ошибочным, противоречащим цели принятия ФЗ «О ветеранах», заключающейся в создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения.

Право на присвоение звания «Ветеран труда» имеют граждане, награжденные ведомственными знаками отличия за успехи в трудовой деятельности.

Судом установлено, что в соответствии с Положением о едином общесоюзном знаке «Победитель социалистического соревнования 1975 года», утвержденным Постановлением Президиума Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов 07.03.1975 года, единым общесоюзным знаком «Победитель социалистического соревнования 1975 года» награждались передовые рабочие и колхозники, а также руководящие, инженерно-технические работники, служащие предприятий, строек, совхозов, колхозов, сотрудники научно-исследовательских, проектно-конструкторских и других организаций и учреждений, добившиеся высоких трудовых показателей во Всесоюзном социалистическом соревновании за долгосрочное выполнение народно-хозяйственного плана на 1975 год и успешное завершение девятой пятилетки.

Награждение данным знаком производится как в течение года, так и по его итогам.

Данным знаком награждались:

- работники предприятий и организаций союзного подчинения – совместным постановлением министерства (ведомства) СССР и ЦК профсоюза;

- работники предприятий и организаций союзно-республиканского и республиканского подчинения – совместным решением министерства (ведомства) союзной республики и республиканского комитета профсоюза или совета профсоюзов, где республиканского комитета профсоюза нет (по РСФСР – министерства (ведомства) РСФСР и ЦК профсоюзов);

- работники предприятий и организаций районного, областного, краевого подчинения, совхозов и колхозов – совместным решением обл(край)исполкома и областного, краевого совета профсоюзов.

Таким образом, в вышеуказанный период времени награждение знаком «Победитель социалистического соревнования 1975 года» от имени министерства (ведомства) и ЦК профсоюза было предоставлено в том числе обл(край)исполкому и областному, краевому совету профсоюзов.

При таких обстоятельствах доводы представителя ответчика, что знак «Победитель социалистического соревнования 1975 года», которым награждена Попова В.П., не является ведомственной наградой и не может служить основанием для рассмотрения вопросов о присвоении звания «Ветеран труда», являются несостоятельными, поскольку:

- знаком «Победитель социалистического соревнования 1975 года» Попова В.П. – маляр <данные изъяты>, награждена за высокие трудовые показатели во Всесоюзном социалистическом соревновании, за долгосрочное выполнение народно-хозяйственного плана на 1975 год и успешное завершение девятой пятилетки, следовательно, данный знак присвоен за заслуги и достижения в труде;

- награждение осуществлено уполномоченными на то органами от имени министерства (ведомства) и ЦК профсоюза - Исполнительным комитетом Тульского областного Совета народных депутатов трудящихся и Президиумом областного Совета профсоюзов.

Хотя федеральное законодательство не содержит определения «ведомственного знака отличия в труде» и перечня таких знаков, суд приходит к выводу, что по сущностным признакам знак «Победитель социалистического соревнования 1975 года» которым награжден истец, может быть приравнен к такой награде, поскольку он присвоен истице за достигнутые успехи в труде в период исполнения ею своих трудовых обязанностей.

Изменение порядка применения п. 1 ст. 7 ФЗ «О ветеранах» в смысле его ограничительного толкования, носит дискриминационный характер по отношению к лицам, обращающимся в органы социальной защиты в целях присвоения звания «Ветеран труда» в настоящее время, поскольку ставит их в неравное положение с лицами, ранее уже получившими данное звание по тем же основаниям.

Судом установлено, что ранее порядок учета ведомственных знаков отличия при присвоении звания «Ветеран труда» был разъяснен в совместном письме Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10.11.1995 года № 2026-ВЯ/4276/1-30. Согласно данному письму к ведомственным знакам отличия в труде следует относить: нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета бывших СССР и РСФСР, Советом Министров бывших СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывших СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.

В соответствии с совместным письмом Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10 ноября 1995 г. № 2026-ВЯ/4276/1-30 и письмом Минтруда России от 7 октября 1998 г. № 5635-КС при присвоении звания «Ветеран труда» наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации учитываются почетные грамоты, похвальные грамоты, дипломы, нагрудные знаки и значки, в перечне которых указан и знак «Победитель социалистического соревнования …. года».

Одновременно Минтруд России разъяснил, что приведенный в данном письме перечень не является исчерпывающим и поэтому отказ в присвоении звания «Ветеран труда» только по причине отсутствия названия той или иной награды в этом перечне является необоснованным.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российской Федерации социальное государство - это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Все государственные органы без исключения обязаны соблюдать Конституцию РФ и не имеют права издавать законы, ущемляющие конституционные права граждан, в частности право на социальное обеспечение.

Ограничительные условия противоречат ст.ст. 19, 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым все равны перед Законом, перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из статей 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, а также положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное, «ограничительное» толкование норм Федерального закона от 12.01.1995 года, Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому нельзя назвать правомерным.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2, 57 Конституции Российской Федерации.

С учетом изложенного суд считает установленным, что Попова В.П., на момент обращения в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», имела необходимый трудовой стаж для назначения пенсии, и была награжден ведомственной наградой, в совокупности дающими право на присвоение звание «Ветеран труда».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об отказе в присвоении Поповой В.П. звания «Ветеран труда» является незаконным.

В соответствии с п. 8 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО (ред. от 07.10.2008 года) «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», датой обращения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» считается дата приема территориальным органом органа исполнительной власти области по социальному развитию заявления со всеми необходимыми документами.

Попова В.П. обратилась с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в лице отдела социальной защиты населения по Привокзальному району с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив для этого необходимые документы 12.07.2011 года.

Постановлением администрации Тульской области от 14.05.2009 № 309 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда», утвержден регламент предоставления данной государственной услуги.

В соответствии с данным регламентом результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю удостоверения «Ветеран труда». Заявителями являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Тульской области, которым присвоено звание «Ветеран труда».

Для получения государственной услуги заявитель подает в территориальный орган департамента социального развития Тульской области по месту жительства заявление в письменной форме (приложение № 1 к Административному регламенту) с приложением следующих документов: паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; решения о присвоении звания «Ветеран труда».

В связи с этим суд считает необходимым и возможным обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выдать Поповой В.П. удостоверение «Ветеран труда».

Однако, поскольку обращение Поповой В.П. разрешено ответчиком в установленном порядке, то есть имеется спор о праве Поповой В.П. на присвоение звания «Ветеран труда», который разрешается в судебном порядке, то право на выдачу удостоверения истец приобретает по вступлению настоящего решения в законную силу.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Соответственно, с ответчика необходимо взыскать расходы истца по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб. 00 коп., которые подтверждены соответствующей квитанцией.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Поповой В.П. к Государственному учреждению Тульской области «Управление защиты населения г. Тулы» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании вынести решение о присвоении звания «Ветеран труда», взыскании судебных издержек удовлетворить.

Признать за Поповой В.П. право на присвоение звания «Ветеран труда».

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» вынести решение о присвоении Поповой В.П. звания «Ветеран труда».

Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в пользу Поповой В.П. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий