16.11.201 по иску Военного прокурора Тульского гарнизона в интересах Агапкиной З.П. о взыскании пенсии с учетом индексации



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2011 года                             г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Невмержицкой А.Н.

при секретаре Шмелевой М.И.,

с участием представителя истца по доверенности Купкенова И.Р., представителя ответчика по доверенности Беркутова И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4964/11 по иску Военного прокурора Тульского гарнизона в интересах Агапкиной З.П. к Военному комиссариату Тульской области о взыскании недополученной пенсии по случаю потери кормильца с учетом индексации,

установил:

Военный прокурор Тульского гарнизона в интересах Агапкиной З.П. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Тульской области о взыскании недополученной пенсии по случаю потери кормильца с учетом индексации.

В обоснование заявленных требований истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ Агапкина З.П. получает пенсию по случаю потери кормильца как вдова умершего ДД.ММ.ГГГГ военнослужащего в отставке ФИО7, являвшегося ветераном боевых действий на территории республики Афганистан.

Однако при назначении и выплате ей, Агапкиной З.П., пенсии по случаю потери кормильца Военным комиссариатом Тульской области не было учтено ее право на повышение пенсии, предусмотренное п. «г» ч.1 ст. 45 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В ходе проведенной Военной прокуратурой Тульского гарнизона проверки был получен ответ Военного комиссариата Тульской области о том, что оснований для выплаты Агапкиной З.П. данного повышения не имеется, в связи с чем указанные выплаты не производились и производиться не будут.

Находя доводы Военного комиссара Тульской области необоснованными и незаконными, истец обратился в суд с иском, в котором просит взыскать с Военного комиссариата Тульской области в пользу Агапкиной З.П. недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца за период с 01.08.2009 года по 30.09.2011 года с учетом индексации в сумме 24 276 рублей 92 копеек; обязать Военный комиссариат Тульской области ежемесячно рассчитывать, начислять и выплачивать Агапкиной З.П. пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона РФ от12.02.1993 года № 4468-1, как вдове участника боевых действий.

В судебном заседании помощник военного прокурора Тульского гарнизона Купкенов И.Р. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.

Истец Агапкина З.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика Военного комиссариата Тульской области по доверенности Беркутов И.Ю. возражал против удовлетворения исковых требований, просил в иске отказать в полном объеме, указав в обоснование своих доводов на то, что льготы, установленные п. «г» ст. 45 Закона, носят личностный характер и применяются к самим участникам боевых действий и другим категориям граждан, прямо перечисленным в данной норме; распространение льготы на членов семьи участников боевых действий не предусмотрено.

Согласно действующему законодательству повышение пенсий в соответствии со ст. 45 Закона предусмотрено только самим пенсионерам, имеющим на это право. Пенсия назначается на основании подлинных документов, дающих право на отнесение к конкретной категории льготников.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца Агапкиной З.П.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

В силу п.п. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 27.11.2002 N 158-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ).

Разрешая возникший между сторонами спор, судом установлено, что ФИО7 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в войсковой части 13879 на территории Республики Афганистан, где принимал участие в боевых действиях, имеет награды за участие в боевых действиях в Республике Афганистан, что подтверждается материалами личного дела ФИО7 и стороной ответчика не отрицалось. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 назначена пенсия по линии МО РФ.

Учитывая установленные обстоятельства по делу, положения п.п. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», Приложение (Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации) к указанному Закону, суд приходит к выводу о том, что ФИО7 являлся ветераном боевых действий, указанных в п.п. 1 п. 1 ст. 3 названного Закона.

Как указано в свидетельстве о смерти , выданного ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ.

По делу также установлено, что Агапкина З.П. является вдовой умершего пенсионера МО РФ, являвшегося участником боевых действий, ФИО7, что подтверждается свидетельством о браке , выданным ДД.ММ.ГГГГ.

Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее Закон РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года) предусматривается три вида пенсии: пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет и пенсии по случаю потери кормильца.

Пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.

Агапкина З.П. с ДД.ММ.ГГГГ получает пенсию по случаю потери кормильца – мужа ФИО7, что подтверждается пенсионным удостоверением серии от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании п. «г» ст. 45 Закона РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года (в ред. Федеральных законов от 12.06.2002 г. № 68-ФЗ; от 25.07.2002 г. № 116-ФЗ, от 30.06.2003 г. № 86-ФЗ) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах") из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

В соответствии с п. «г» ст. 45 вышеуказанного Закона (в ред. Федерального закона от 03.12.2007 г. № 319-ФЗ) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Из справки о размере выплат, произведенных Агапкиной З.П., следует, что пенсия по случаю потери кормильца выплачивалась без учета повышения на 100%, установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 Закона РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года в редакции Федеральных законов от 12.06.2002 г. № 68-ФЗ; от 25.07.2002 г. № 116-ФЗ, от 30.06.2003 г. № 86-ФЗ, и на 32% (в ред. Федерального закона от 03.12.2007 г. № 319-ФЗ).

Как усматривается из материалов дела, решением Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ с Военного комиссариата Тульской области в пользу Агапкиной З.П. была взыскана недополученная сумма пенсии с учетом индексации за период с 22 мая 2002 года по 31 июля 2009 года.

Из возражений представителя ответчика Венного комиссариата Тульской области в судебном заседании следует, что Агапкина З.П. не имеет права на повышение пенсии, поскольку льготы, установленные п. «г» ст. 45 Закона РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года, носят личностный характер и применяются к самим участникам боевых действий, а распространение этих льгот на членов семьи погибшего (умершего) участника боевых действий не предусмотрена.

Однако с данными доводами суд согласиться не может.

Закон РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предусматривает три вида пенсии, две из которых – пенсию по инвалидности и за выслугу лет – получают сами военнослужащие, а пенсию по случаю потере кормильца, в соответствии со ст. 28 данного Закона, получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со ст.ст. 43 и 44 Закона, то есть дохода, который получал сам кормилец.

Статья 45 помещена в разделе «Исчисление пенсии», где учитывается общее повышение для всех видов пенсий.

Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.

Субъектами получения пенсии по выслуге лет и по инвалидности являются живые военнослужащие. Субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 29 Закона являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.

Из этого следует, что данная надбавка начисляется к пенсии, получаемой членом семьи и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии указан в ст. 45 Закона, дающей право на повышение.

Этот же вывод вытекает и из содержания части 4 ст. 46 того же Закона (в ред. Федерального закона от 19 декабря 1997 года № 153-ФЗ), предусматривающей повышение пенсии по случаю смерти кормильца всем нетрудоспособным членам семьи умершего (погибшего).

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что положения п. «г» ст. 45 Закона распространяют свое действие на члена семьи умершего ветерана боевых действий в Республике Афганистан ФИО7, жену – Агапкину З.П., являющуюся получателем данного вида пенсии.

Тем самым, назначенная Агапкиной З.П. пенсия по случаю потери кормильца ФИО7, который является ветераном боевых действий в Республике Афганистан, подлежит повышению в соответствии с п. «г» ст. 45 названного Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона (в ред. Федерального закона от 03.12.2007 г. № 319-ФЗ), с 01 августа 2009 года.

Согласно ст. 58 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы и их семей» сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно и по вине органа, назначавшего и выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Пенсии выплачиваются по месту жительства пенсионера пенсионными органами Министерства обороны РФ.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст. 193 ГК РФ должник обязан возместить убытки лицу, которому они были причинены, исходя из цен, существующих в том месте, где обязательство должно быть исполнено.

Нормы федерального законодательства, в т.ч. регулирующие правоотношения в области пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, к каковым относится истец, определяют механизм реального возмещения убытков в условиях нестабильности цен - индексацию по индексам роста потребительских цен.

В результате инфляционных процессов своевременно невыплаченные Агапкиной З.П. денежные суммы утратили свою покупательную способность, что, безусловно, причинило убытки, которые в соответствии со ст. ст. 15, 1064 и 1082 ГК РФ должны быть полностью возмещены. Это правило распространяется и на обязанность возмещения причиненных убытков в результате несвоевременной выплаты пенсии.

Таким образом, размер недополученной суммы пенсии по случаю смерти кормильца с учетом повышения с 01.08.2009 года по 30.09.2011 года и с учетом индексации по состоянию на 01.10.2011 года составляет 24 507 рублей 64 копеек согласно следующему расчету:

Период проведения расчета

Недоплата в расчетный месяц

Предыдущая недоплата

Общая недоплата

Коэффициент ИПЦ, %

Недоплата за расчетный месяц с учетом ИПЦ

Август 2009 г.

624,00р.

0,00р.

624,00р.

100,1

624,62р.

Сентябрь

624,00р.

624,62р.

1 248,62р.

100,2

1 251,12р.

Октябрь

624,00р.

1 251,12р.

1 875,12р.

100,7

1 888,25р.

ноябрь

624,00р.

1 888,25р.

2 512,25р.

100,5

2 524,81р.

Декабрь

819,84р.

2 524,81р.

3 344,65р.

101,9

3 408,20р.

январь 2010 г.

819,84р.

3 408,20р.

4 228,04р.

101,1

4 274,55р.

Февраль

819,84р.

4 274,55р.

5 094,39р.

100,8

5 135,14р.

Март

819,84р.

5 135,14р.

5 954,98р.

100,4

5 978,80р.

Апрель

891,99р.

5 978,80р.

6 870,79р.

100,5

6 905,14р.

май

891,99р.

6 905,14р.

7 797,13р.

100,3

7 820,53р.

Июнь

891,99р.

7 820,53р.

8 712,52р.

100,4

8 747,37р.

Июль

922,40р.

8 747,37р.

9 669,77р.

100,6

9 727,78р.

Август

922,40р.

9 727,78р.

10 650,18р.

101,3

10 788,64р.

Сентябрь

922,40р.

10 788,64р.

11 711,04р.

100,5

11 769,59р.

Октябрь

922,40р.

11 769,59р.

12 691,99р.

100,8

12 793,53р.

Ноябрь

922,40р.

12 793,53р.

13 715,93р.

101,2

13 880,52р.

Декабрь

922,40р.

13 880,52р.

14 802,92р.

102,7

15 202,60р.

январь 2011 г.

922,40р.

15 202,60р.

16 125,00р.

100,9

16 270,12р.

февраль

922,40р.

16 270,12р.

17 192,52р.

100,5

17 278,49р.

март

922,40р.

17 278,49р.

18 200,89р.

100,4

18 273,69р.

апрель

1 017,13р.

18 273,69р.

19 290,82р.

100,3

19 348,69р.

май

1 017,13р.

19 348,69р.

20 365,82р.

100

20 365,82р.

июнь

1 017,13р.

20 365,82р.

21 382,95р.

100

21 382,95р.

июль

1 017,13р.

21 382,95р.

22 400,08р.

100

22 400,08р.

август

1 017,13р.

22 400,08р.

23 417,21р.

100

23 417,21р.

сентябрь

1 017,13р.

23 417,21р.

24 434,34р.

100,3

24 507,64р.

Однако, суд при определении суммы, подлежащей ко взысканию с ответчика в пользу истца в счет недополученной суммы пенсии по случаю смерти кормильца с учетом повышения с 01.08.2009 года по 30.09.2011 года и с учетом индексации по состоянию на 01.10.2011 года, руководствуясь ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, в соответствии с которой суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, находит подлежащей ко взысканию сумму в размере 24 276 рублей 92 копейки.

Исходя из изложенных положений действующего законодательства, требования Военного прокурора Тульского гарнизона об обязании Военного комиссариата Тульской области ежемесячно рассчитывать, начислять и выплачивать Агапкиной З.П. пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ч.1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», как вдове участника боевых действий, также подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Военного прокурора Тульского гарнизона в интересах Агапкиной З.П. к Военному комиссариату Тульской области о взыскании недополученной пенсии с учетом индексации удовлетворить.

Взыскать с Военного комиссариата Тульской области в пользу Агапкиной З.П. недополученную пенсию по случаю потери кормильца за период 01.08.2009 года по 31.09.2011 года с учетом индексации в сумме 24 276 (двадцать четыре тысячи двести семьдесят шесть) рублей 92 копейки.

Обязать Военный комиссариат Тульской области ежемесячно рассчитывать, начислять и выплачивать Агапкиной З.П. пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ч.1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10-ти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий