1 ноября 2011 года г. Тула Центральный районный суд г. Тулы в составе: председательствующего Илларионовой А.А., при секретаре Тимашове Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 4817/11 по иску Гавриковой Т.Д. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании ответчика принять решение о присвоении указанного звания и выдать удостоверение «Ветеран труда», установил: Гаврикова Т.Д. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании ответчика принять решение о присвоении указанного звания и выдать удостоверение «Ветеран труда». В обоснование своих требований Гаврикова Т.Д. указала на то, что 05.10.2011 года она обратилась в отдел социальной защиты населения по <данные изъяты> г. Тулы с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» и предоставила для этого необходимые документы. Однако своим решением от 07.10.2011 года № ответчик отказал ей в присвоении звания «Ветеран труда», так как Почетная грамота ФНПР, которой она награждена, не может рассматриваться как ведомственный знак, и не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда». С отказом в присвоении звания «Ветеран труда» она не согласна и считает его незаконным, ущемляющим ее права и противоречащим действующему законодательству, так как почетная грамота ФНПР является для работников системы профсоюзов одной из высших наград за трудовую деятельность, в связи с этим считает, что имеет право на присвоение звания «Ветеран труда». Просила суд признать незаконным решение об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», признать ее право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать ответчика присвоить ей звания «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение. Истец Гончарова Т.Д. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в представленном суду заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, что в соответствии с ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в отсутствие истца. Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Шестаков М.С. в судебном заседании исковые требования Гавриковой Т.Д. не признал, просил в иске отказать, указал на то, что «ведомство» определяется как центральный орган государственного управления, образуемый в случае необходимости для руководства отдельными сферами хозяйственного и социально-культурного строительства. Федеральный закон от 12.01.1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» определяют профсоюз как добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов и, таким образом, не входит в структуру органов исполнительной власти РФ. В связи с этим, награды данной общественной организации не могут являться ведомственными и служить основанием для рассмотрения вопросов о присвоении звания «Ветеран труда». В связи с этим почетная грамота ФНП России, выданная Гавриковой Т.Д., не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Суд, выслушав объяснения представителя ответчика по доверенности Шестакова М.С., изучив письменные доказательства по делу, пришел к следующему. Как установлено в судебном заседании, Гаврикова Т.Д. имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, что подтверждается трудовой книжкой и вкладышем к ней №, с первоначальной датой заполнения – ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются. Как следует из сведений о работе, содержащихся в трудовой книжке, Гаврикова Т.Д. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в должности <данные изъяты>. В период осуществления трудовой деятельности в <данные изъяты> Гаврикова Т.Д., на основании постановления Федерации Независимых Профсоюзов России от 05.05.2011 года №, награждена Почетной грамотой Федерации Независимых Профсоюзов России (ФНПР) за долголетний добросовестный труд в санаторно-курортном комплексе профсоюзов. Вышеуказанная Почетная грамота подписана председателем ФНПР, данная подпись скреплена соответствующей печатью. Данные обстоятельства подтверждаются Постановлением Федерации Независимых Профсоюзов России от 05.05.2011 года №, Почетной грамотой на имя Гавриковой Т.Д. 05.10.2011 года Гаврикова Т.Д. обратилась в отдел социальной защиты населения по <данные изъяты> Государственного учреждения Тульской области «Управлении социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы. Комиссией по рассмотрению вопросов, связанных с присвоением звания «Ветеран труда», отдела социальной защиты населения по <данные изъяты> Государственного учреждения Тульской области «Управлении социальной защиты населения г. Тулы» принято решение № от 07.10.2011 года об отказе Гавриковой Т.Д. в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что Почетная грамота, врученная ей ФНПР, не является ведомственной наградой и не может служить основанием для рассмотрения вопросов о присвоение звания «Ветеран труда». Отказ Гавриковой Т.Д. в присвоении звания «Ветеран труда» и позицию, поддержанную в судебном заседании представителем ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», суд считает несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства по следующим основаниям. В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) ветеранами труда являются лица: - имеющие удостоверение «Ветеран труда»; - награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. 22.08.2004 года в данный Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона). В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области 28.02.2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда». В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в редакции Закона Тульской области от 07.10.2008 № 1093-ЗТО) условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются: 1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Согласно п. 2, 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда», подает в государственное учреждение Тульской области, осуществляющее функции в сфере социальной защиты населения, по месту жительства заявление и подлинники документов либо их копии, заверенные в установленном порядке, подтверждающие основания для присвоения звания «Ветеран труда». Лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» по условиям, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, представляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, а также представляют документы, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Таким образом, Закон Тульской области не изменил основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах». В нормативных актах Российской Федерации отсутствует определение «ведомственный знак отличия в труде», нет также нормативных актов, содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», равно как и нет определения понятия «ведомство». В связи с чем, применение термина «ведомство» исключительно к органам государственной власти или управления, не основано на законе, противоречит главной цели принятия Федерального закона «О ветеранах», которая заключается в оказании мер социальной поддержки перечисленных в нем категориям граждан и создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения, влечет дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности организации, в которой они плодотворно, добросовестно трудились, с отличием выполняя свои трудовые функции. Исходя из указанного обстоятельства, определение ответчиком понятия «ведомство» как относящегося исключительно к органам государственной власти, суд находит ошибочным, противоречащим цели принятия ФЗ «О ветеранах», заключающейся в создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения. Гаврикова Т.Д. награждена Почетной грамотой, подписанной председателем ФНПР, за долголетний добросовестный труд в санаторно-курортном комплексе профсоюзов. Согласно частям 1, 5 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами. Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения. В соответствии с Положением о Почетной грамоте ФНПР, являющейся приложением к постановлению Генерального Совета ФНПР от 28.11.1997 года № 4-5 (с учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлением Исполнительного комитета ФНПР от 09.04.2008 года № 2-7), Почетная грамота ФНПР учреждается для награждения профсоюзных работников за длительную и безупречную работу в профсоюзах, активистов профсоюзного движения за многолетний добросовестный труд и активную работу в профсоюзах, а также профсоюзных организаций, внесших большой вклад в работу по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюзов, и трудовых коллективов. Награждение Почетной грамотой ФНПР производится Исполнительным комитетом ФНПР по представлению членских организаций Федерации Независимых Профсоюзов России, предприятий, организаций и учреждений ФНПР, структурных подразделений Аппарата Федерации (п. 1.1 Положения). Почетной грамотой награждаются лица, проработавшие в профсоюзных органах не менее 10 лет и награжденные ранее почетными грамотами профорганов общероссийских (межрегиональных) профсоюзов и территориальных объединений организаций профсоюзов (п. 1.2 Положения). Доводы представителя ответчика о том, что почетная грамота Федерации независимых профсоюзов России не является ведомственной наградой и не может служить основанием для рассмотрения вопросов о присвоении звания «Ветеран труда», являются несостоятельными, поскольку Гаврикова Т.Д. была награждена Почетной грамотой за подписью председателя ФНПР, на основании постановления № от 05.05.2011 года, при осуществлении своей трудовой деятельности в профсоюзной организации, работая <данные изъяты>. Хотя федеральное законодательство не содержит определения «ведомственного знака отличия в труде» и перечня таких знаков, суд приходит к выводу, что по сущностным признакам Почетная грамота за подписью председателя ФНПР, может быть признана таковым, поскольку присвоена истцу за долголетний добросовестный труд в период осуществления трудовой деятельности в профсоюзной организации в качестве <данные изъяты>. Изменение порядка применения п. 1 ст. 7 ФЗ «О ветеранах» в смысле его ограничительного толкования, носит дискриминационный характер по отношению к лицам, обращающимся в органы социальной защиты в целях присвоения звания «Ветеран труда» в настоящее время, поскольку ставит их в неравное положение с лицами, ранее уже получившими данное звание по тем же основаниям. Судом принимается во внимание также то обстоятельство, что ранее порядок учета ведомственных знаков отличия при присвоении звания «Ветеран труда» был разъяснен в совместном письме Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10.11.1995 года № 2026-ВЯ/4276/1-30. Согласно данному письму к ведомственным знакам отличия в труде следует относить: нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета бывших СССР и РСФСР, Советом Министров бывших СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывших СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства. В соответствии с совместным письмом Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10 ноября 1995 года № 2026-ВЯ/4276/1-30 и письмом Минтруда России от 7 октября 1998 года № 5635-КС при присвоении звания «Ветеран труда» наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации учитываются почетные звания, нагрудные знаки и значки, почетные грамоты, похвальные грамоты, дипломы и указано, что при присвоении звания «Ветеран труда» учитывается, в том числе, и Почетная грамота ФНПР. Также указано, что награды Союза обществ Красного креста и Красного Полумесяца СССР, Центросоюза, Роспотребсоюза, ВЦСПС, ФНПР, ЦК профсоюзов … рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде, с соблюдением условий, что ими были награждены работники непосредственно этих организаций, то есть они состояли в штате этих организаций или работали в их системе (согласно записям в трудовой книжке). Согласно ст. 7 Конституции РФ Российской Федерации социальное государство - это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Все государственные органы без исключения обязаны соблюдать Конституцию РФ и не имеют права издавать законы, ущемляющие конституционные права граждан, в частности право на социальное обеспечение. Ограничительные условия противоречат ст.ст. 19, 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым все равны перед Законом, перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Из статей 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, а также положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное, «ограничительное» толкование норм Федерального закона от 12.01.1995 года, Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому нельзя назвать правомерным. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2, 57 Конституции Российской Федерации. С учетом изложенного, суд считает установленным, что Гаврикова Т.Д., на момент обращения в отдел социальной защиты населения по <данные изъяты> Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения г. Тулы», с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», имела необходимый трудовой стаж и была награждена ведомственной наградой, в совокупности дающими право на присвоение звание «Ветеран труда». При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение отдела социальной защиты населения по <данные изъяты> г. Тулы Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения г. Тулы» об отказе в присвоении Гавриковой Т.Д. звания «Ветеран труда» является незаконным. В соответствии с п. 8 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО (ред. от 07.10.2008 года) «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», датой обращения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» считается дата приема территориальным органом органа исполнительной власти области по социальному развитию заявления со всеми необходимыми документами. Гаврикова Т.Д. обратилась с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив для этого необходимые документы, 05.10.2011 года. Постановлением администрации Тульской области от 14.05.2009 № 309 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда», утвержден регламент предоставления данной государственной услуги. В соответствии с данным регламентом результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю удостоверения «Ветеран труда». Заявителями являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Тульской области, которым присвоено звание «Ветеран труда». Для получения государственной услуги заявитель подает в территориальный орган департамента социального развития Тульской области по месту жительства заявление в письменной форме (приложение № 1 к Административному регламенту) с приложением следующих документов: паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; решения о присвоении звания «Ветеран труда». В связи с этим суд считает необходимым и возможным обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выдать Гавриковой Т.Д. удостоверение «Ветеран труда». Однако, поскольку обращение Гавриковой Т.Д. было разрешено ответчиком в установленном порядке, то есть имеется спор о праве Гавриковой Т.Д. на присвоение звания «Ветеран труда», который разрешается в судебном порядке, то право на выдачу удостоверения истец приобретает по вступлению настоящего решения в законную силу. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Гавриковой Т.Д. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании ответчика принять решение о присвоении указанного звания и выдать удостоверение «Ветеран труда» удовлетворить. Признать решение Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения г. Тулы» об отказе в присвоении Гавриковой Т.Д. звания «Ветеран труда» незаконным. Признать за Гавриковой Т.Д. право на присвоение звания «Ветеран труда». Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» принять решение о присвоении Гавриковой Т.Д. звания «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда». Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий