РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2011 года город Тула
Центральный районный суд города Тулы в составе:
председательствующего Старцевой Т.Г.,
при секретаре Пушкиной Т.Е.,
с участием истца Потапова М.С., представителя ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г.Тулы» по доверенности Гусевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 5125/11 по иску Потапова М.С. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г.Тулы» об обязании предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, ежемесячной денежной выплаты и выдачи справки для приобретения льготного проездного билета,
установил:
Потапов М.С. обратился в суд с иском к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г.Тулы» об обязании предоставить меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, ежемесячной денежной выплаты и выдачи справки для приобретения льготного проездного билета.
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что он является пенсионером <данные изъяты> за выслугу лет, а также ветераном труда.
В соответствии со ст. ст. 1, 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним, по состоянию на 31.12.2004 года, имеют право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, а также на ежемесячную денежную выплату.
По его мнению, на него распространяются положения приведенного выше закона в части предоставления ему названных мер социальной поддержки, а поэтому 28.04.2011 года он обратился с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в Отдел социальной защиты населения по <адрес>, однако получил отказ, который считает незаконным.
В связи с этим истец просит обязать ответчика предоставлять ему с 28.04.2011 года меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, а также выдать справку на приобретение единого месячного льготного проездного билета.
В судебном заседании истец Потапов М.С. исковые требования уточнил и просит суд предоставлять ему с 28.04.2011 года меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, с 28.01.2011 года – в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, а также выдать справку на приобретение единого месячного льготного проездного билета.
Представитель ответчика – ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г.Тулы» по доверенности Гусева Т.А. в судебном заседании исковые требования Потапова М.С. не признала, просила в их удовлетворении отказать, мотивируя это тем, что истец является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть 60 лет, в связи с чем, правовых оснований для назначения и выплаты ему ежемесячной денежной выплаты и выдачи справки для приобретения единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского транспорта, а также для предоставления ему мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты не имеется.
Выслушав объяснения истца Потапова М.С., представителя ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г.Тулы» по доверенности Гусевой Т.А., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд установил, что Потапов М.С. с 19.01.1999 года является пенсионером <данные изъяты>, с 22.07.2002 года – ветераном труда, о чем свидетельствуют копии соответствующих удостоверений (л.д. 7) и не оспаривается представителем ответчика.
В силу ст. 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 года) меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Для реализации права на получение мер социальной поддержки данной категории граждан 28.12.2004 года был принят Закон Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
В статье 1 данного Закона определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Согласно ст.7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.
При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
Как следует из материалов дела, 28.04.2011 года Потапов М.С.В..к участию в деле в качестве со времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть в установленном порядке обратился в органы социальной защиты населения с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальные услуги, о выдаче ему справки для реализации права на приобретение единого месячного льготного проездного билета.
Из ответа Отдела социальной защиты населения по <адрес> управления социальной защиты населения г.Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Потапова М.С. усматривается, что ему отказано в предоставлении вышеуказанных мер социальной поддерждки ввиду не достижения им возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, то есть 60 лет (л.д.5-6).
Между тем, суд считает, что указанная позиция, поддержанная в судебном заседании представителем УСЗН г. Тулы, не согласуется с положениями Закона № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст.7 Закона «О трудовых пенсиях в РФ»), то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
Исходя из приведенных выше обстоятельств и норм материального права, суд находит, что ответчик ошибочно истолковал положения упомянутого закона, ограничив круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, а поэтому отказ органов социальной защиты населения в назначении и в выплате ежемесячной денежной выплаты при установленных обстоятельствах нельзя признать правомерным.
При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Учитывая, что истцом доказан факт наличия у него, как ветерана труда, права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого он обратился в органы социальной защиты населения 28.04.2011 года, то его требования о назначении ежемесячной денежной выплаты с 28.04.2011 года в соответствии с п.4, п. 8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением Администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201, подлежат удовлетворению.
Как следует из искового заявления Потапова М.С., истцом также заявлены требования о признании за ним как за ветераном труда права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Тульской области № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года, одной из которых является ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилье и коммунальные услуги.
В соответствии с п.п. «ж» ч.1 ст. 72, 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
Согласно ст.10, 13, 22 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (в редакции от 22 августа 2004 года № 122 – ФЗ) социальная поддержка ветеранов, предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно–ортопедическое обслуживание.
Статьей 22 указанного Федерального закона установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение названной нормы закона 27 декабря 2004 года принят Закон Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО, статьей 1 которого определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе, и ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Действие Закона Тульской области № 493-ЗТО распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.
В силу ст.3 указанного Закона (с изменениями, внесенными Законом Тульской области от 31.10.2009 № 1352-ЗТО, вступившими в силу с 01.01.2010 г.) в качестве меры социальной поддержки ветеранам труда, а также лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляется ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, а также за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Из содержания перечисленных норм закона, принятого в Тульской области по вопросу определения мер социальной поддержки ветеранов труда, следует, что законодатель предусмотрел в качестве условия для получения права на данные меры социальной поддержки – достижение возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В судебном заседании представитель УСЗН г.Тулы по доверенности Гусева Т.А. пояснила, что предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилье и коммунальные услуги в соответствии со ст.3 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» возможно только по достижении ветераном труда возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, то есть 60 лет для мужчин, в связи, с чем Потапову М.С. в настоящее время указанные меры социальной поддержки предоставлены быть не могут, поскольку он является получателем пенсии за выслугу лет и не достиг возраста 60 лет.
С данными доводами суд согласиться не может.
В настоящее время условия и нормы пенсионного обеспечения устанавливаются Федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с настоящим федеральным законом имеют военнослужащие. К видам пенсии, которые назначаются по государственному пенсионному обеспечению, относятся пенсии за выслугу лет.
По смыслу пенсионного законодательства РФ к военнослужащим относятся граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством.
Статья 8 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусматривает, что пенсия за выслугу лет …, назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что пенсия за выслугу лет, получаемая Потаповым М.С. в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральным законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, и их семей», относится к государственным пенсиям в Российской Федерации.
Положения ст. 3 Закона № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не содержат конкретных указаний на необходимость достижения ветераном труда возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Закона «О трудовых пенсиях в РФ»), то есть 60 лет, предусматривая право на получение мер социальной поддержки для ветеранов труда, достигших возраста, дающего право на назначение пенсии и в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Принимая во внимание, что пенсия Потапову М.С. назначена за выслугу лет, которая относится к государственным пенсиям в Российской Федерации, Потапов М.С. достиг возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», он является ветераном труда, а, следовательно, имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 3 Закона Тульской области от 18.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Доводы ответчика о необходимости для реализации мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 3 Закона Тульской области от 18.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», достижения ветераном труда возраста 60 лет основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут быть положены в основу решения суда.
Исходя из установленных обстоятельств и требований закона, суд находит исковые требования Потапова М.С. о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты подлежащими удовлетворению.
В силу подпункта 4 пункта 1 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 15.01.2010г. № 30, предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива в виде ежемесячной денежной выплаты осуществляется государственными учреждениями Тульской области, осуществляющими функции в сфере социальной защиты населения по месту регистрации граждан.
Согласно п.п.19 п.2 указанного Положения денежная выплата назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты, но не более чем за три месяца до месяца, в котором подано письменное заявление.
Принимая во внимание установленные выше обстоятельства, требования Закона, суд полагает необходимым обязать ответчика предоставлять Камаеву А.С. перечисленные выше меры социальной поддержки с 28.01.2011 года, то есть не более чем за три месяца до месяца, в котором им подано письменное заявление в орган социальной защиты населения.
Не вызывает сомнений и состоятельность требований Потапова М.С. о предоставлении льгот на получение единого месячного льготного проездного билета, исходя из следующего.
В целях реализации прав отдельных категорий жителей Тульской области, оказания мер социальной поддержки, государственная социальная помощь которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на получение социальной услуги – льготного транспортного обслуживания Постановлением Администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» (в редакции Постановления Администрации Тульской области от 03.07.2006 года № 311, от 29.03.2008 года № 160), предусмотрено введение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) для категорий жителей Тульской области, в том числе ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года.
Единый месячный льготный проездной билет действителен при предъявлении удостоверения установленного образца либо иных документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки, государственную социальную помощь.
Лицу, имеющему право на приобретение льготного билета, органами социальной защиты населения выдается справка, подтверждающая право гражданина на данную льготу.
Реализация прав граждан на приобретение единого месячного льготного проездного билета производится путем продажи единого месячного льготного проездного билета транспортными организациями.
Как усматривается из материалов дела, Потапов М.С. 28.04.2011 года обратился в орган социальной защиты населения и просил выдать ему справку для реализации права на приобретение единого месячного льготного проездного билета.
Указанная справка не была выдана Потапову М.С. по причине не достижения им возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, то есть 60 лет, что не оспаривалось представителем ответчика.
Данный отказ органа социальной защиты населения в выдаче справки суд считает неправомерным, поскольку действующее законодательство не содержит указаний на возможность получения данной льготы на транспортное обслуживание лишь при достижении ветеранами труда возраста для назначения пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а поэтому требования истца и в этой части подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Потапова М.С. удовлетворить.
Обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г.Тулы» назначить Потапову М.С. ежемесячную денежную выплату как ветерану труда с 28.04.2011 года.
Обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г.Тулы» выдать Потапову М.С. справку для приобретения единого месячного льготного проездного билета как ветерану труда.
Обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г.Тулы» предоставить Потапову М.С., как ветерану труда, меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, предусмотренные Законом Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с 28.01.2011 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий