о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, обязании выдать разрешение на строительство



Дело № 2-5060/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 ноября 2011 года г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Юрковой Т.А.,

при секретаре Юдакове С.А.,

с участием представителя заявителя Чигинской К.В. по устному заявлению Чигинского С.Л., представителей заинтересованного лица администрации г. Тулы по доверенностям Паршутиной Н.В., Колыхалова Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чигинской К.В. о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, обязании выдать разрешение на строительство,

установил:

Чигинская К.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, обязании выдать разрешение на строительство, в котором просила признать незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, обязать администрацию г. Тулы выдать разрешение на строительство.

В обоснование заявленных требований Чигинская К.В. указала на то, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области заключен договор аренды земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.

На его заявление о выдаче разрешения на строительство, письмом начальника управления градостроительства и архитектуры администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ отказано по тем основаниям, что принятым постановлением администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ прекращена выдача разрешений на строительство индивидуальных жилых домов.

Считает данный отказ не основанным на нормах действующего законодательства, создающим препятствия в осуществлении прав на строительство индивидуального жилого дома.

В судебное заседание заявитель Чигинская К.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о чем имеется уведомление о получении повестки, об уважительности причин неявки суду не сообщила, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием ее представителя по устному заявлению Чигинского С.Л.

Представитель заявителя Чигинской К.В. по устному заявлению Чигинский С.Л. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, просил удовлетворить.

Представители заинтересованного лица администрации г. Тулы по доверенностям Паршутина Н.В., Колыхалов Е.Н. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, считая их необоснованными.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Согласно статье 72 (пункт "в" части 1) Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

ДД.ММ.ГГГГ между департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области, с одной стороны, и Чигинской К.В., с другой стороны, заключен договор аренды земельного участка, по условиям которого Чигинской К.В. предоставляется из земель населенного пункта земельный участок площадью 1200 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, для строительства индивидуального жилого дома. Разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома (п. 2.1 договора).

Договор заключен на 5 лет (п. 3.1 договора).

Одной из обязанностей арендатора является получение в течение шести месяцев с момента заключения договора разрешения на строительство (п. 9.1.6).

Во исполнение условий договора, ДД.ММ.ГГГГ Чигинская К.В. обратилась в администрацию г. Тулы с заявлением на имя начальника управления градостроительства и архитектуры о выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, в соответствии с договором аренды земельного участка.

Письмом начальника управления градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ Чигинской К.В. в выдаче такого разрешения было отказано на основании п. 3 постановления администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому прекращена выдача разрешений на строительство индивидуальных жилых домов до утверждения градостроительных регламентов территориальной зоны Ж-3.

Считая отказ незаконным, Чигинская К.В. обратилась в суд с указанным заявлением.

Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

При рассмотрении дела по существу судом установлено, что отказ Чигинской К.В. в выдаче разрешения на строительство по изложенному в письме от ДД.ММ.ГГГГ основанию и не рассмотрение в установленном законом порядке заявления о выдаче разрешения на строительство является неправомерным.

Ст. 37 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.

09 сентября 2011 года администрацией г. Тулы издано постановление "О подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула", согласно которому Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула в течение одного года с даты принятия настоящего Постановления подготовить проект о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула в отношении регламентов территориальных зон: Ж-1 (зона застройки многоэтажными жилыми домами), ОЖ (зона общественно-жилого назначения, О-1 (зона делового, общественного и коммерческого назначения), Ж-2 (зона застройки малоэтажными и среднеэтажными жилыми домами), Ж-3 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), Р-1 (зона городских парков, скверов, садов, бульваров) (п. 1), а Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Тулы до утверждения градостроительных регламентов территориальной зоны Ж-3 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) предписано прекратить выдачу разрешений на строительство индивидуальных жилых домов.

Градостроительные регламенты определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (п. 1 ст. 4 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденных Решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 N 65/1406 (далее Правила землепользования и застройки).

Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (п. 5 ст. 4 Правил землепользования и застройки).

Градостроительный регламент в части видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства включает: а) основные виды разрешенного использования; б) условно разрешенные виды использования; б) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

На предоставленный Чигинской К.В. для строительства индивидуального жилого дома земельный участок, расположенный в зоне Ж-2, что следует из градостроительного плана земельного участка, утвержденного постановлением администрации г. Тулы от 17 февраля 2011 года № 347 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного в <адрес>», и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, существует градостроительный регламент, установленный Правилами землепользования и застройки. Строительство жилого дома предполагается в зоне Ж-2.

Так, согласно названным Правилам землепользования и застройки зона Ж-2 – это зона застройки предназначена для застройки средней плотности многоквартирными малоэтажными и среднеэтажными жилыми домами с объектами социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам.

Основными видами разрешенного использования земельного участка являются, в том числе, отдельно стоящие индивидуальные жилые дома в 1 - 3 этажа с приквартирными участками.

Назначение зоны застройки Ж-2, где предполагается строительство Чигинской К.В. индивидуального жилого дома, и на строительство которого заявителем истребуется разрешение, совпадает с разрешенным использованием земельного участка, указанного в договоре аренды.

Правилами землепользования и застройки также предусмотрен градостроительный регламент для зоны Ж-3.

Чигинской К.В. представлен документ, подтверждающий установленное использование земельного участка, который расположен в границах территориальной зоны, границы которой определены и находится в зоне застройки Ж-2, в то время как постановлением администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ выдача разрешений на строительство приостановлена до утверждения градостроительных регламентов территориальной зоны Ж-3 (зона застройки индивидуальными жилыми домами).

Иных оснований в отказе в выдачи разрешения на строительство не приведено.

При таких обстоятельствах, суд признает незаконным отказ начальника управления градостроительства и архитектуры администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче Чигинской К.В. разрешения на строительство незаконным и обязывает управление градостроительства и архитектуры администрации города Тулы рассмотреть заявление Чигинской К.В. от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче разрешения на строительство в установленном законом порядке.

Что касается требований Чигинской К.В. об обязании администрации г. Тулы выдать разрешение на строительство, то суд находит их не подлежащими удовлетворению, поскольку Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию", утвержденным постановлением администрации г. Тулы от 30 марта 2011 года № 752, предусмотрена обязательная процедура рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство, проведение правовой экспертизы представленных документов.

Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача разрешения на строительство.

При таких обстоятельствах, оснований для обязания администрации г. Тулы выдать Чигинской К.В. разрешения на строительство не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

требования Чигинской К.В. о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, обязании выдать разрешение на строительство удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ начальника управления градостроительства и архитектуры администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче Чигинской К.В. разрешения на строительство.

Обязать управление градостроительства и архитектуры администрации города Тулы рассмотреть заявление Чигинской К.В. от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче разрешения на строительство в установленном законом порядке.

В остальной части в удовлетворении заявления Чигинской К.В. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10-ти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий