решение по иску Киселеич А.В. к администрации г.Тулы об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 ноября 2011 года г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Голомидовой И.В.

при секретаре Мишиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4850/11 по иску Киселевич А.В. к администрации г. Тулы об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,

установил:

Киселевич А.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Тулы об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение в связи с признанием принадлежащего ей жилого помещения непригодным для проживания.

В обоснование заявленных требований Киселевич А.В. указала на то, что ей на праве собственности принадлежит 3-х комнатная квартира, общей площадью 60,90 кв.м, жилой 46,00 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>.

Вместе с истицей в указанной квартире зарегистрированы и проживают: дочь – ФИО3, сын ФИО1, внучка – ФИО2

Постановлением главы <адрес> указанный дом признан непригодным для проживания.

Считает, что дальнейшее проживание в жилом доме, признанным непригодным для проживания, нарушает ее права и может привести к тяжелым последствиям.

Просит суд обязать администрацию г. Тулы предоставить ей благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта не менее равнозначного по общей площади ранее занимаемому помещению, переселив ее из <адрес>, признанного непригодным для проживания, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание истец Киселевич А.В. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в представленном суду заявлении исковые требования поддержала и просила гражданское дело рассмотреть в ее отсутствие.

Представитель истца по ордеру адвокат Королев А.В. уточнил заявленные требования, просил обязать администрацию г. Тулы предоставить Киселевич А.В. в собственность благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим требованиям и находящемся в черте г. Тулы, не менее равнозначного ранее занимаемому.

Представитель ответчика администрации г. Тулы по доверенности Синдеев М.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, считая их необоснованными.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Судом достоверно установлено, что 3-комнатная квартира, общей площадью 60,90 кв.м, в том числе жилой 46,00 кв.м по адресу: <адрес>, находится в собственности Киселевич А.В. на основании свидетельства о государственной регистрации права, выданного ДД.ММ.ГГГГ серия <данные изъяты> (л.д. 11), договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10).

Согласно названного договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Киселевич А.В. купила принадлежащее ФИО4 жилое помещение – трехкомнатную квартиру <адрес>, со всеми коммунальными удобствами, общей площадью квартиры 60,9 кв.м, в том числе жилой площадью 46,0 кв.м. Указанная квартира <адрес> принадлежала продавцу ФИО4 на основании договора передачи <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , договора купли-продажи, удостоверенного нотариусом <адрес> ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ.

В квартире, расположенной по адресу: <адрес>, на регистрационном учете состоят: с ДД.ММ.ГГГГ года дочь истицы – ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ сын истицы – ФИО3., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ внучка истицы - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 13), что подтверждается выписками из домовой книги (л.д. 13) и лицевого счета (л.д. 12).

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Постановлением главы города Тулы «Об утверждении акта межведомственной комиссии о признании ветхими жилых домов в городе Туле» от ДД.ММ.ГГГГ года утвержден акт межведомственной комиссии о признании ветхими жилых домов по городу Туле от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан ветхим жилым домом.

Из акта междуведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного вышеуказанным постановлением главы города Тулы, следует, что жилой дом <адрес> признан ветхим ввиду неудовлетворительного технического состояния основных несущих конструкций, износ которых составляет 53% по данным последней инвентаризации от 2004 года.

Постановлением главы администрации г. Тулы от 05 мая 2008 года № 1579 «О внесении изменений в постановление Главы города Тулы от 28 сентября 2001 года № 1293» внесены изменения и постановлено по всему тексту вместо слова «ветхими» читать «непригодными для постоянного проживания».

Отселение граждан из ветхих жилых домов до 2008 года осуществлялось в рамках областной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2002-2010 годы», утвержденной Законом Тульской области от 05 ноября 2002 года № 341-ЗТО «Об Областной целевой программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2002 - 2010 годы».

Закон Тульской области от 05 ноября 2002 года № 341-ЗТО «Об Областной целевой программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2002 - 2010 годы» утратил силу с 01 января 2009 года в связи с изданием Закона Тульской области от 25 ноября 2008 года № 1141-ЗТО «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Тульской области».

В целях переселения граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, постановлением администрации г. Тулы от 08 мая 2009 года № 1195 утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, по городу Туле на 2010 -2012 годы».

При этом согласно списку муниципальных жилых домов по <адрес>, признанных непригодными для проживания, для отселения граждан в 2010-2012 годах по городу Туле, дом <адрес>

До настоящего времени Киселевич А.В. другое жилое помещение в связи с проживанием в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, не предоставлено.

В судебном заседании достоверно установлено и не оспаривалось сторонами по делу, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в установленном законом порядке признано непригодным для проживания.

Согласно ст. 49.1 ЖК РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года (до вступления в законную силу ЖК РФ), если дом, в котором находятся приватизированные квартиры, подлежит сносу по основаниям, предусмотренным законодательством, выселяемым из него собственникам квартир с их согласия предоставляется равноценное жилое помещение на праве собственности либо иная компенсация местным Советом народных депутатов, предприятием, учреждением, организацией, осуществляющими снос дома (введена Законом РСФСР от 06.07.91 г. № 1552-1 - Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1991, № 28, ст. 963).

Из содержания указанной статьи следует, что если в доме, подлежащем сносу, имелись квартиры, находящиеся в собственности граждан в результате их приватизации, то этим гражданам по их выбору предоставляется либо равноценное жилое помещение, либо иная компенсация.

Этого права не могли быть лишены и те лица, которые стали собственниками квартир в доме, подлежащем сносу, и по иным гражданско-правовым основаниям.

Еще в 2001 года у администрации г. Тулы возникла обязанность по предоставлению жильцам дома <адрес> других жилых помещений, однако до настоящего времени данная обязанность не выполнена.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что право Киселевич А.В. на получение другого жилого помещения в связи с непригодностью для проживания дома, в котором расположена принадлежащая ей квартира № <данные изъяты> возникло в период ранее действовавшего законодательства, гарантировавшего право требовать защиты прав, в том числе путем предоставления другого жилого помещения.

Внесение изменений в порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, являющимися собственниками квартир в доме, подлежащем сносу, после принятия ЖК РФ и факт не изъятия земельного участка, являющегося в силу статьи 32 ЖК РФ основанием для последующего изъятия жилых помещений в доме, подлежащем сносу, не может являться причиной для отказа в удовлетворении исковых требований Киселеви А.В., поскольку бездействие органов местного самоуправления по ликвидации жилищного фонда, непригодного для проживания, длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в доме, подлежащем сносу, не лишает граждан права требовать защиты их прав, в том числе путем предоставления другого жилого помещения, если право на его получение было гарантировано ранее действовавшим законодательством и возникло в период его действия.

При этом, судом также принимается во внимание и то обстоятельство, что ранее действовавшее законодательство не связывало право гражданина требовать защиты его прав в виде предоставления другого жилого помещения, находящемся в его собственности, с необходимостью постановки на учет в качестве малоимущего либо нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В силу статьи 87 ЖК Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (ч. 5 ст. 15 ЖК Российской Федерации).

Тем самым, при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК Российской Федерации).

Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Исходя из установленных обстоятельств и требований закона, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Киселевич А.В. требований и возложении на администрацию г. Тулы обязанности по предоставлению Киселевич А.В. благоустроенного, отвечающего установленным требованиям, находящегося в черте г. Тулы, жилого помещения в собственность, равнозначного по площади, ранее занимаемому им жилому помещению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Киселевич А.В. к администрации г. Тулы об обязании предоставить жилое помещение удовлетворить.

Обязать администрацию города Тулы предоставить Киселевич А.В. в собственность благоустроенное, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте г. Тулы, жилое помещение, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10-ти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий