7 октября 2011 года г. Тула Центральный районный суд г. Тулы в составе: председательствующего Илларионовой А.А., при секретаре Тимашове Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 4409/11 по иску Гончаровой Т.Н. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании ответчика принять решение о присвоении звания «Ветеран труда», установил: Гончарова Т.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании ответчика принять решение о присвоении звания «Ветеран труда». В обоснование своих требований Гончарова Т.Н. указала на то, что она с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты> <данные изъяты>, а далее 2 месяца отработала в <данные изъяты> и вернулась на работу в <данные изъяты>, ныне <данные изъяты>, где продолжает трудиться и в настоящее время рентгенлаборантом рентгеновского отделения. За время работы в городской больнице она была награждена знаком «Победитель социалистического соревнования 1973 года» на основании решения исполнительного комитета Тульского областного Совета депутатов трудящихся и Президиума областного Совета профсоюзов № от 23.05.1974 года. Она обратилась с соответствующим заявлением в отдел социальной защиты населения по <данные изъяты> Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с приложением всех необходимых документов. Однако ей было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения «Ветеран труда», так как представленная награда – знак «Победитель социалистического соревнования 1973 года» не принадлежит к ведомственным знакам отличия в труде. С отказом в присвоении ей звания «Ветеран труда» она не согласна, считает его незаконным, ограничивающим ее право на получение мер социальной поддержки и препятствующим осуществлению прав на социальную поддержку. В связи с этим, просит суд признать незаконным решение об отказе в присвоении ей звания «Ветеран труда», признав за ней право на присвоение звания «Ветеран труда» и обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» вынести решение о присвоении ей звания «Ветеран труда». В судебном заседании истец Гончарова Т.Н. и ее представитель, допущенная к участию в деле в порядке п. 3 ст. 56 ГПК РФ – Сотник О.Н., заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивали на их удовлетворении. В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Хамитова О.В. заявленные исковые требования не признала, просила в иске отказать. В письменных возражениях, представленных суду, указала на то, что в соответствии с Законом Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют документы подтверждающие награждение орденами и медалями, либо присвоение почетных званий СССР или РФ, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Награды и звания, врученные или присвоенные местными органами власти, руководством предприятий, учитываться при определении статуса «Ветеран труда» не могут. Представленные Гончаровой Т.Н. документы отражают ее награждение совместным постановлением Тулоблисполкома и президиума облсовпрофа, а не совместным решением министерства, ведомства СССР (министерств, ведомств союзных республик) и ЦК профсоюза (республиканским комитетом профсоюза). Учитывая вышеизложенное, оснований для присвоения Гончаровой Т.Н. звания «Ветеран труда» не имеется. В связи с этим просит отказать в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме. Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, пришел к следующему. Как установлено в судебном заседании, Гончарова Т.Н. имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, что подтверждается удостоверением № от 15.08.1995 года, согласно которому ей назначена пенсия по старости с 05.08.1995 года. Данный факт также подтверждается трудовой книжкой Гончаровой Т.Н. и вкладышем к ней №, согласно которым она имеет периоды трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Как следует из сведений трудовой книжки, Гончарова Т.Н. работала в <данные изъяты> (после переименования 01.10.1975 года - <данные изъяты> и 01.05.1997 года - <данные изъяты>) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Данный факт также подтверждается справкой от 18.02.2010 года №, выданной <данные изъяты>, согласно которой Гончарова Т.Н. работает в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности <данные изъяты>, ее общий трудовой стаж составляет 39 лет 10 месяцев 14 дней. Согласно решению Исполнительного комитета Тульского областного Совета депутатов трудящихся и Президиума областного Совета профсоюзов от 23.05.1974 года № «О награждении Знаком «Победитель социалистического соревнования 1973 года» работников здравоохранения Тульской области» ФИО11 (в настоящее время Гончарова Т.Н.) награждена знаком «Победитель социалистического соревнования 1973 года». Как следует из свидетельства о расторжении брака I№ от ДД.ММ.ГГГГ, выданном <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 (ранее ФИО11) расторгла брак с ФИО9, после расторжения брака ей присвоена фамилия – ФИО8. В соответствии со свидетельством о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 заключила брак к ФИО10, в связи с чем ей была присвоена фамилия – Гончарова. Факт награждения Гончаровой Т.Н. (ранее ФИО11) знаком «Победитель социалистического соревнования 1973 года» подтверждается следующими документами, исследованными в судебном заседании: - трудовой книжкой, согласно которой сведения о награждении ФИО11 (Гончаровой) Т.Н. внесены в её трудовую книжку; - архивной справкой от 14.07.2010 года №, выданной <данные изъяты>, согласно которой по документам <данные изъяты>, фонду «Исполнительный комитет Тульского областного Совета депутатов трудящихся», решением исполкома Тульского областного Совета депутатов трудящихся и Президиума областного Совета профсоюзов № от 25.05.1974 года Максимова Т.Н. - <данные изъяты>, награждена знаком «Победитель социалистического соревнования 1973 года» за достигнутые успехи в социалистическом соревновании и активное участие в общественной жизни; - решением Исполнительного комитета Тульского областного Совета депутатов трудящихся и Президиума областного Совета профсоюзов от 23.05.1974 года № «О награждении Знаком «Победитель социалистического соревнования 1973 года» работников здравоохранения Тульской области» за достигнутые успехи в социалистическом соревновании и активное участие в общественной жизни согласно прилагаемому списку, в котором значится Максимова Т.Н. – <данные изъяты>. Гончарова Т.Н. обратилась в отдел социальной защиты населения по <данные изъяты> Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы. Как следует из материалов дела, основанием для отказа в присвоении Гончаровой Т.Н. звания «Ветеран труда» отделом социальной защиты населения по <данные изъяты> Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» послужило то обстоятельство, что знак «Победитель социалистического соревнования 1973 года» не принадлежит к ведомственному знаку отличия в труде и не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Отказ Гончаровой Т.Н. в присвоении звания «Ветеран труда» и позицию, поддержанную в судебном заседании представителем ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», суд считает несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства по следующим основаниям. В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. 22.08.2004 года в данный Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона). В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области 28.02.2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда». В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в редакции Закона Тульской области от 22.07.2010 года № 1470-ЗТО) условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются: 1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Согласно п. 2, 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда», подает в государственное учреждение Тульской области, осуществляющее функции в сфере социальной защиты населения, по месту жительства заявление и подлинники документов либо их копии, заверенные в установленном порядке, подтверждающие основания для присвоения звания «Ветеран труда». Лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» по условиям, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, представляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, а также представляют документы, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах». Таким образом, Закон Тульской области не изменил основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах». В нормативных актах Российской Федерации отсутствует определение «ведомственный знак отличия в труде», нет также нормативных актов, содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», равно как и нет определения понятия «ведомство». В связи с чем, применение термина «ведомство» исключительно к органам государственной власти или управления, не основано на законе, противоречит главной цели принятия Федерального закона «О ветеранах», которая заключается в оказании мер социальной поддержки перечисленных в нем категориям граждан и создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения, влечет дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности организации, в которой они плодотворно, добросовестно трудились, с отличием выполняя свои трудовые функции. Исходя из указанного обстоятельства, определение ответчиком понятия «ведомство» как относящегося исключительно к органам государственной власти, суд находит ошибочным, противоречащим цели принятия ФЗ «О ветеранах», заключающейся в создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения. Право на присвоение звания «Ветеран труда» имеют граждане, награжденные ведомственными знаками отличия за успехи в трудовой деятельности. Судом установлено, что в соответствии с Положением о знаке «Победитель социалистического соревнования 1973 года», утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС от 30.05.1973 года, награждались лучшие рабочие, колхозники, руководящие и инженерно-технические работники, служащие, мастера, сотрудники научно-исследовательских, проектно-конструкторских и других организаций, добившиеся наиболее высоких трудовых показателей во Всесоюзном социалистическом соревновании за выполнение и перевыполнение государственного плана 1973 года. Награждение данным знаком производится как по результатам работы за год, так и в течение года – за досрочное выполнение годового задания и социалистических обязательств. Данным знаком награждались: - работники предприятий и организаций союзного подчинения – совместным постановлением министерства, ведомства СССР и ЦК профсоюза; - работники предприятий и организаций республиканского подчинения – совместным постановлением министерства, ведомства союзной республики и республиканского комитета профсоюза или совета профсоюзов, где республиканского комитета профсоюза нет (по РСФСР – министерства, ведомства РСФСР и ЦК профсоюзов); - работники предприятий и организаций районного, областного, краевого подчинения, совхозов и колхозов – совместным постановлением обл/край/исполкома и областного, краевого совета профсоюзов. Ходатайства о награждении Знаком «Победитель социалистического соревнования 1973 года» возбуждаются администрацией, комитетом профсоюза и комитетом комсомола предприятия, организации, учреждения, колхоза. На представляемых к награждению Знаком составляются списки, в которых указываются фамилия, имя, отчество, выполняемая работа и краткая характеристика их успехов в социалистическом соревновании, Списки направляются в соответствующие министерства, ведомства, обл(край)исполкомы. В данном случае Гончарова (ФИО11) Т.Н. была награждена знаком «Победитель социалистического соревнования 1973 года» совместным Постановлением Исполнительного комитета Тульского областного Совета депутатов трудящихся и президиума областного Совета профсоюзов. Таким образом, в вышеуказанный период времени награждение знаком «Победитель социалистического соревнования 1973 года» от имени министерства (ведомства) и ЦК профсоюза было предоставлено в том числе обл(край)исполкому и областному, краевому совету профсоюзов. При таких обстоятельствах доводы представителя ответчика, что знак «Победитель социалистического соревнования 1973 года», которым награждена Гончарова Т.Н., не является ведомственной наградой и не может служить основанием для рассмотрения вопросов о присвоении звания «Ветеран труда», являются несостоятельными, поскольку: - знаком «Победитель социалистического соревнования 1973 года» Гончарова Т.Н. (ранее ФИО25) – медсестра <данные изъяты>, награждена как передовик учреждения здравоохранения за достигнутые успехи в социалистическом соревновании, следовательно, данный знак присвоен истице за заслуги и достижения в труде; - награждение осуществлено уполномоченными на то органами от имени министерства (ведомства) и ЦК профсоюза - Исполнительным комитетом Тульского областного Совета народных депутатов трудящихся и Президиумом областного Совета профсоюзов. Хотя федеральное законодательство не содержит определения «ведомственного знака отличия в труде» и перечня таких знаков, суд приходит к выводу, что по сущностным признакам знак «Победитель социалистического соревнования 1973 года» которым награжден истец, может быть приравнен к такой награде, поскольку он присвоен за достигнутые успехи в труде в период исполнения своих трудовых обязанностей. Изменение порядка применения п. 1 ст. 7 ФЗ «О ветеранах» в смысле его ограничительного толкования, носит дискриминационный характер по отношению к лицам, обращающимся в органы социальной защиты в целях присвоения звания «Ветеран труда» в настоящее время, поскольку ставит их в неравное положение с лицами, ранее уже получившими данное звание по тем же основаниям. Судом установлено, что ранее порядок учета ведомственных знаков отличия при присвоении звания «Ветеран труда» был разъяснен в совместном письме Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10.11.1995 года № 2026-ВЯ/4276/1-30. Согласно данному письму к ведомственным знакам отличия в труде следует относить: нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета бывших СССР и РСФСР, Советом Министров бывших СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывших СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства. В соответствии с совместным письмом Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10 ноября 1995 г. № 2026-ВЯ/4276/1-30 и письмом Минтруда России от 7 октября 1998 г. № 5635-КС при присвоении звания «Ветеран труда» наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации учитываются почетные грамоты, похвальные грамоты, дипломы, нагрудные знаки и значки, в перечне которых указан и знак «Победитель социалистического соревнования …. года». Одновременно Минтруд России разъяснил, что приведенный в данном письме перечень не является исчерпывающим и поэтому отказ в присвоении звания «Ветеран труда» только по причине отсутствия названия той или иной награды в этом перечне является необоснованным. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российской Федерации социальное государство - это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Все государственные органы без исключения обязаны соблюдать Конституцию РФ и не имеют права издавать законы, ущемляющие конституционные права граждан, в частности право на социальное обеспечение. Ограничительные условия противоречат ст.ст. 19, 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым все равны перед Законом, перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Из статей 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, а также положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное, «ограничительное» толкование норм Федерального закона от 12.01.1995 года, Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому нельзя назвать правомерным. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2, 57 Конституции Российской Федерации. С учетом изложенного суд считает установленным, что Гончарова Т.Н., на момент обращения в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», имела необходимый трудовой стаж для назначения пенсии, и была награждена ведомственной наградой, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда». При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об отказе в присвоении Гончаровой Т.Н. звания «Ветеран труда» является незаконным. В соответствии с п. 8 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО (ред. от 07.10.2008 года) «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», датой обращения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» считается дата приема территориальным органом органа исполнительной власти области по социальному развитию заявления со всеми необходимыми документами. Гончарова Т.Н. обратилась с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в лице отдела социальной защиты населения по <данные изъяты> с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив для этого необходимые документы. Постановлением администрации Тульской области от 14.05.2009 № 309 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда», утвержден регламент предоставления данной государственной услуги. В соответствии с данным регламентом результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю удостоверения «Ветеран труда». Заявителями являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Тульской области, которым присвоено звание «Ветеран труда». Для получения государственной услуги заявитель подает в территориальный орган департамента социального развития Тульской области по месту жительства заявление в письменной форме (приложение № 1 к Административному регламенту) с приложением следующих документов: паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; решения о присвоении звания «Ветеран труда». В связи с этим суд считает необходимым и возможным обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выдать Гончаровой Т.Н. удостоверение «Ветеран труда». Однако, поскольку обращение Гончаровой Т.Н. разрешено ответчиком в установленном порядке, то есть имеется спор о праве Гончаровой Т.Н. на присвоение звания «Ветеран труда», который разрешается в судебном порядке, то право на выдачу удостоверения истец приобретает по вступлению настоящего решения в законную силу. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Гончаровой Т.Н. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании ответчика принять решение о присвоении звания «Ветеран труда» удовлетворить. Признать решение Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения г. Тулы» об отказе в присвоении Гончаровой Т.Н. звания «Ветеран труда» незаконным. Признать за Гончаровой Т.Н. право на присвоение звания «Ветеран труда». Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» принять решение о присвоении Гончаровой Т.Н. звания «Ветеран труда». Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий