РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 ноября 2011 года город Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Голомидовой И.В.,
при секретаре Мишиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4833/11 по иску прокурора города Тулы в интересах Чекмазовой Л.Н. к Комитету Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству об обязании предоставить жилое помещение,
установил:
прокурор г. Тулы обратился в суд с иском в интересах Чекмазовой Л.Н. к Комитету Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству об обязании предоставить жилое помещение, указав в обоснование требований на то, что Чекмазова Л.Н. относится к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что её мать ФИО1 решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, лишена родительских прав, сведения об отце в актовую запись о рождении Чекмазовой Л.Н. внесены со слов матери.
Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> ФИО2 была назначена опекуном и за Чекмазовой Л.Н. было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>
Постановление Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> сняты опекунские обязанности с опекуна ФИО2 по отношению к несовершеннолетней Чекмазовой Л.Н.
Согласно справке <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №, Чекмазова Л.Н. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в указанном учреждении и находилась на полном государственном обеспечении.
Решением Привокзального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ пункт 2 постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, которым за Чекмазовой Л.Н. закреплена площадь по адресу: <адрес>, признан недействительным.
Согласно адресной справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, регистрации на территории города Тулы и Тульской области Чекмазова Л.Н. не имеет.
При отсутствии регистрации и места жительства, она не имеет возможности трудоустроиться, встать на учет в качестве безработного.
В настоящее время постановлением главы администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Чекмазова Л.Н. принята на учет нуждающихся в предоставлении жилищного фонда социального использования Тульской области, в связи с чем, включена в сводный список на предоставление ей жилой площади по договору социального найма.
Однако до настоящего времени жилое помещение Чекмазовой Л.Н. не предоставлено, чем нарушаются её права, гарантированные государством детям-сиротам.
Просил суд обязать Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеки и попечительству предоставить Чекмазовой Л.Н. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям на территории муниципального образования г.Тула, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора г. Тулы по доверенности Никонорова О.Б. иск поддержала и просила его удовлетворить по основаниям, изложенным в нем.
Истица Чекмазова Л.Н. просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству по доверенности Богданов С.С. иск не признал и просил отказать за необоснованностью.
Представитель третьего лица Администрации Тульской области в судебное заседании не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
При таких обстоятельствах в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к следующему.
Согласно записи акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ Чекмазова Л.Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Матерью истицы указана ФИО1, отцом – ФИО3.
Судом также установлено, что сведения об отце в актовую запись о рождении Чекмазовой Л.Н. были внесены со слов матери истицы.
Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 лишена родительских прав в отношении Чекмазовой Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 13).
Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «<данные изъяты> ФИО2 назначена опекуном над несовершеннолетней Чекмазовой Л.Н. Этим же постановлением за несовершеннолетней было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> (л.д. 21).
Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 291 <данные изъяты> с опекуна ФИО2 по отношению несовершеннолетней Чекмазовой Л.Н. (л.д. 22).
Согласно справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № Чекмазова Л.Н. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в <данные изъяты> и находилась на полном государственном обеспечении (л.д. 23).
Из паспорта истицы Чемазовой Л.Н. следует, что последняя была зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ по адресу: г<данные изъяты>, откуда была снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из свидетельства № о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ Чекмазова Л.Н. состояла в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на регистрационном учете по месту пребывания по адресу <адрес>.
Указанное жилое помещение - <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО4, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Привокзального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ пункт 2 постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, которым за Чекмазовой Л.Н. закреплена площадь по адресу: <адрес>, признан недействительным (л.д. 9-12).
Согласно адресной справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, регистрации на территории города Тулы и Тульской области Чекмазова Л.Н. не имеет.
В настоящее время истец Чекмазова Л.Н. не имеет постоянного места жительства.
С учетом изложенного фактически истец Чекмазова Л.Н. является сиротой и нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
Исходя из определения сироты, предполагается, что ребенок лишается родителей до достижения им возраста 18 лет.
Данный вывод подтверждается положениями действующего в настоящее время ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым урегулирован порядок предоставления указанной категории граждан жилья.
Из ст. 1 закона усматривается, что для целей настоящего Федерального закона на момент его принятия использовались понятия: дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав.
С учетом изложенного истец обладает статусом сироты.
Согласно ст. 13 закона настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Судом установлено, что дата официального опубликования закона – ДД.ММ.ГГГГ.
Действие данного закона не распространяется на правоотношения, возникшие до введения его в действие. Данный вывод подтвержден определением Конституционного Суда РФ от 19.11.2002 года № 295-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Яковлева А.В. на нарушение его конституционных прав положениями преамбулы ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
На момент введения в действие названного закона Чемазовой Л.Н. исполнилось 9 лет.
Исходя из указанных обстоятельств, Чекмазова Л.Н. могла обладать правом на получение жилья в порядке, предусмотренном данным законом.
В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Частью 2 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Порядок предоставления жилья детям-сиротам урегулирован Законом Тульской области № 902-ЗТО от 12.11.2007 года «О жилищном фонде Тульской области».
На основании ст. 3 закона к категориям граждан, имеющим право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. 1 ст. 4 названного закона состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Тульской области, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), имеют право граждане, отнесенные к категориям граждан, указанным в статье 3 настоящего Закона, признанные нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным пунктами 1 - 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании в настоящее время постановлением главы администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № Чекмазова Л.Н., как относящаяся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет нуждающихся в жилом помещении жилищного фонда Тульской области, предоставляемом по договору социального найма, и включена в сводный список на предоставление ей жилой площади по договору социального найма (л.д.15).
Номер позиции в сводном списке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Законом Тульской области «О жилищном фонде Тульской области» и Постановлением администрации Тульской области от 04.03.2009 года № 105 «Об органах исполнительной власти Тульской области, уполномоченных на предоставление жилых помещений и на осуществление управление жилищным фондом Тульской области», обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на органы исполнительной власти субъекта.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 5 Закона Тульской области «О жилищном фонде Тульской области» жилые помещения жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма предоставляются гражданам в соответствии со сводными списками граждан на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, на основании решения уполномоченного органа.
Жилые помещения жилищного фонда Тульской области предоставляются на всех членов семьи, проживающих совместно с гражданином, включенных им в заявление о принятии на учет. Общая площадь предоставляемого жилого помещения, приходящаяся на одного человека, не должна быть менее нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной органом местного самоуправления, где гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Жилое помещение площадью менее нормы предоставления на одного человека может предоставляться только с согласия гражданина без снятия его с учета.
Уполномоченным органом в данном случае является Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству на основании Постановления администрации Тульской области от 04.03.2009 года № 105 «Об органах исполнительной власти Тульской области, уполномоченных на предоставление жилых помещений и на осуществление управление жилищным фондом Тульской области».
На основании пп.2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Суд находит необоснованным довод представителя ответчика о том, что поскольку Чекмазова Л.Н. постановлением главы администрации г. Тулы от 17.03.2010 года № 868 Чекмазова Л.Н., как относящаяся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет нуждающихся в жилом помещении жилищного фонда Тульской области, предоставляемом по договору социального найма, и включена в сводный список на предоставление ей жилой площади по договору социального найма, требования прокурора не могут быть удовлетворены, поскольку норма ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других лиц, проживающих в домах, признанных непригодными для проживания, от времени включения в список домов, признанных непригодными для проживания, для отселения. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.
С учетом изложенного требования прокурора об обязании Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству предоставить Чекмазовой Л.Н. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее нормы предоставления, установленной в городе Туле, подлежат удовлетворению частично без указания срока предоставления Чекмазовой Л.Н. жилого помещения.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора г. Тулы, действующего в интересах Чекмазовой Л.Н., удовлетворить частично.
Обязать Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству предоставить Чекмазовой Л.Н. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, общей площади не менее нормы предоставления, установленной в городе Туле.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы, кассационного представления через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10-ти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий