08.12.2011г. по иску Вдовиченко В.И. о перерасчете сумм возмещения вреда, взыскании задолженности и индексации сумм возмещения вреда



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 декабря 2011 года                             г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Сеничевой А.Н.,

при секретаре Кузнецове Е.А.,

с участием прокурора Ильина Д.М., истца Вдовиченко В.И., представителя ответчика по доверенности Журавлевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5073/11 по иску Вдовиченко В.И. к Военному комиссариату Тульской области, Минфину РФ о перерасчете сумм возмещения вреда, взыскании задолженности и индексации сумм возмещения вреда,

установил:

Вдовиченко В.И. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Тульской области, Минфину РФ о перерасчете сумм возмещения вреда, взыскании задолженности и индексации сумм возмещения вреда, указав в обоснование заявленных требований, что с 04.08.1989 года по 01.12.1989 года он был откомандирован для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в результате чего получил увечье, в связи с чем 25.02.1998 года ему установлена инвалидность 3 группы с утратой трудоспособности 60%, а с 07.01.2003 года – инвалидность 2 группы с утратой трудоспособности 90%.

Истец считает, что получал ежемесячную денежную компенсацию в сумме, назначенной ему без его согласия. В связи с этим просил установить сумму возмещения вреда с 02.06.1998 года исходя из его заработка за период работы на ЧАЭС за неполный календарный месяц – 01 декабря 1989 года, как наиболее выгодного для расчета.

Также истец просил проиндексировать суммы возмещения вреда с учетом роста величины МРОТ за период с 01.07.2000 года по 31.12.2000 года с учетом коэффициента 1,581, с 01.01.2001 года по 31.12.2001 года с учетом коэффициента 1,515. Кроме того, истец считает, что ему необходимо провести индексацию суммы возмещения вреда с 01.01.2002 года по 31.12.2002 года, с 01.01.2003 года по 31.12.2003 года, с 01.01.2004 года по 01.01.2005 года с применением коэффициентов роста величины прожиточного минимума для пенсионеров, согласно данным величин прожиточного минимума для данной категории граждан, установленной Постановлениями губернатора Тульской области. В связи с этим истец просил применить с 01.01.2002 года коэффициент 1,258, с 01.01.2003 год – 1,458, с 01.01.2004 года – 1,229. Кроме того, истец указывает, что Постановлениями Правительства РФ ежегодно устанавливается порядок индексации сумм в возмещение вреда здоровью, согласно которому указанные суммы индексируются исходя из уровня инфляции, установленного федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Согласно названному закону коэффициент инфляции составил с 01.01.2005 года - 1,11. С 01.01.2006 года истец считает, что сумма в возмещение вреда должна быть увеличена на коэффициент 1,09, с 01.01.2007 по 31.12.2007 года - на коэффициент 1,08, с 01.01.2008 года – 1,105, с 01.01.2009 года – 1,13, с 01.01.2010 года – 1,1, с 01.01.2011 года – 1,065.

С учетом изложенного истец просил взыскать с Военного комиссариата Тульской области недополученную им сумму возмещения вреда за период с 02.06.1998 года по 30.09.2011 года с учетом индекса роста потребительских цен на 30.09.2011 года в размере 4114642,71 рублей и обязать выплачивать ему ежемесячную сумму возмещения вреда, начиная с 01.11.2011 года в размере 84877,8 рублей с последующей индексацией в предусмотренном законом порядке.

Истец – Вдовиченко В.И. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика – Военного комиссариата Тульской области по доверенности Журавлева Н.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ – в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников по делу.

Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.

Судом установлено, что истец Вдовиченко В.И. в период с 04.08.1989 года по 01.12.1989 года был направлен для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и находился на работах в 30-тикилометровой зоне, что подтверждено справкой (л.д.16).

25.02.1998 года Вдовиченко В.И. была установлена 3 группа инвалидности и степень утраты профессиональной трудоспособности 60%.

Согласно справке МСЭ-2001 от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время Вдовиченко В.И. имеет 2 группу инвалидности с утратой 90% трудоспособности. Увечье им получено в период прохождения военной службы в связи с аварией на ЧАЭС (л.д. 19).

Таким образом, установлено, что право на получение возмещения вреда у истца возникло до внесения изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которые вступили в действие с 15.02.2001 года.

До внесения изменений порядок определения сумм возмещения вреда регулировался п. 25 ст. 14 названного закона, согласно которого возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже 700 рублей.

До 6 января 2000 года данный порядок регулировался Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 24 декабря 1992 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ).

С 6 января 2000 г. названные выше Правила были признаны утратившими силу и введен в действие Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в редакции Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ), которым предусмотрен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (далее - Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решением Центрального районного суда г.Тулы от 01.11.2010 года по гражданскому делу по иску Вдовиченко В.И. к Военному комиссариату Тульской области, Минфину РФ о перерасчете сумм возмещения вреда, взыскании задолженности и индексации сумм возмещения вреда, вступившим в законную силу 12.11.2010 года, установлено, что согласно пенсионного дела истец не обращался с заявлением о назначении ему выплат возмещения вреда в порядке, предусмотренном Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (л.д.44-49).

Сведений о заработке до получения увечья истцом также не представлялось ответчику до обращения с настоящим иском.

Судом установлено, что архивная правка о размере заработка истца за 12 месяцев перед наступлением увечья и в период нахождения на работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1989 году была представлена истцу по его запросу лишь в мае 2008 года (л.д. 24).

Также указанным решением суда установлено, что согласно справке о выплаченных суммах возмещения вреда, расчета Военного комиссариата Тульской области от 18.12.2003 года и извещения о выплате от 22.01.2004 года за период с 02.06.1998 года по 14.02.2001 года Вдовиченко В.И. получал денежную компенсацию сумм в возмещение вреда здоровью в размере 3608 рублей 60 копеек.

Указанная сумма была рассчитана в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 455 от 08.06.2001 года «Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы» (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ № 629 от 24.08.2002 года).

Согласно п. 3 названного Постановления гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, из числа военнослужащих, получающим пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 2 июня 1998 г. по 15 февраля 2001 г. органами, осуществляющими пенсионное обеспечение указанных граждан, исходя из денежного довольствия в зависимости от степени утраты трудоспособности. В денежное довольствие, учитываемое при определении размера денежной компенсации, включать оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому (специальному) званию, присвоенному ко дню увольнения со службы, а также процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную исходя из этих окладов. При этом указанное денежное довольствие принимается в размере, действующем на день выплаты.

С учетом изложенного указанная сумма фактически не является суммой возмещения вреда, рассчитанной в порядке, предусмотренном Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.

Федеральным законом от 12.02.2001 N 5-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", вступившим в силу 15.02.2001 года, была произведена замена выплаты инвалидам-чернобыльцам суммы возмещения вреда, размер которой определялся в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, на выплату компенсации в фиксированном размере 1000 рублей инвалидам 3 группы, в размере 2500 рублей – инвалидам 2-й группы.

Однако истцу с 15.02.2001 года фактически не выплачивалась компенсация возмещения вреда в твердой денежной сумме, установленная Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Судом установлено, что решением Центрального районного суда г. Тулы от 19.05.2000 года по гражданскому делу по иску Вдовиченко В.И. к Военному комиссариату Тульской области об индексации ежемесячной выплаты возмещения вреда и взыскании недоплаченной суммы возмещения вреда, вступившим в законную силу 25.07.2006 года, рассчитанная Военным комиссариатом Тульской области ежемесячная выплата возмещения вреда в размере 3608 рублей 60 копеек, была проиндексирована с применением повышающих коэффициентов МРОТ и ВПМ за период с 01.07.2000 года по 31.12.2005 года, в пользу истца взыскана сумма задолженности в размере 962464 рубля 39 копеек, ежемесячная сумма возмещения вреда с 01.01.2006 года установлена в размере 31943,9 рулей.

Таким образом, истцу выплачивалось возмещение вреда здоровью в размере, превышающем твердую денежную сумму, установленную законом.

В дальнейшем решениями Центрального районного суда г. Тулы от 12.07.2006 года, от 06.08.2008 года, от 06.08.2008 года, от 13.07.2009 года, от 29.07.2009 года и от 08.09.2010 года по искам Вдовиченко В.И. к Военному комиссариату Тульской области была проведена неоднократная индексация получаемых им ежемесячных сумм возмещения вреда с применением более выгодных коэффициентов, индексов роста потребительских цен и ежегодных коэффициентов инфляции, устанавливаемых Постановлением Правительства РФ.

С учетом указанных обстоятельств решением Центрального районного суда г. Тулы от 08.09.2010 года ежемесячная сумма возмещения вреда установлена истцу с 01.06.2010 года в размере 50444,37 рублей с дальнейшей индексацией, которая устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Согласно представленной в судебное заседание Военным комиссариатом Тульской области с 01.01.2011 года истец получает возмещение вреда здоровью в размере 53723,25 рублей с учетом индексации, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Таким образом, истец реализовал свое право на получение возмещения вреда здоровью путем обращения в суд и перерасчет с целью установления в судебном порядке суммы возмещения вреда иным способом не представляется возможным.

Кроме того, в действующим в настоящее время п. 9 ст. 12 ФЗ № 125-ФЗ от 24.07.1998 года «Об обязательном социальном страховании от несчастных случав на производстве и профессиональных заболеваний» закреплено положение о том, что исчисленная и назначенная ежемесячная страховая выплата в дальнейшем перерасчету не подлежит, за исключением случаев изменения степени утраты профессиональной трудоспособности, изменения круга лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, а также случаев индексации ежемесячной страховой выплаты.

Аналогичные положения содержатся в законе РФ от 12.02.2001 года 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которому основанием для перерасчета ежемесячной денежной компенсации сумм возмещения вреда является изменение группы инвалидности, ежегодная индексация исходя из уровня инфляции, устанавливаемая федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Истцом заявлены иные основания для перерасчета сумм возмещения вреда, не предусмотренные законодательством.

При таких обстоятельствах правовые основания для удовлетворения иска Вдовиченко В.И. о перерасчете сумм возмещения вреда, взыскании задолженности и индексации сумм возмещения вреда отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

иск Вдовиченко В.И. к Военному комиссариату Тульской области, Минфину РФ о перерасчете сумм возмещения вреда, взыскании задолженности и индексации сумм возмещения вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней со дня его принятия судом в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы.

Председательствующий