Дело №2-5186/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2011 года город Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Юрковой Т.А.,
при секретаре Сорокиной О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитракова В.И. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об оспаривании решения по отказу в присвоении звания «ветеран труда», признании права на присвоение звания «ветеран труда»,
установил:
Дмитраков В.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об оспаривании решения по отказу в присвоении звания «ветеран труда», признании права на присвоение звания «ветеран труда», в котором просил признать отказ Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда».
В обоснование заявленных требований Дмитраков В.И. указал на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел, награжден медалью «За отличие в службе III степени», имеет необходимый трудовой стаж, для назначение пенсии за выслугу лет, в связи с чем, по его мнению, на основании ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на получение удостоверения «Ветеран труда».
Однако в выдаче удостоверения «Ветеран труда» органами социальной защиты ему отказано, что считает незаконным и противоречащим действующему законодательству.
В судебное заседание истец Дмитраков В.И. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление о получении судебной повестки, об уважительности причин неявки суду не сообщил, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Московский М.В. в судебном заседании исковые требования Дмитракова В.И. не признал, просил в их удовлетворении отказать.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Дмитраков В.И. проходит службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки УМВД России по Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Дмитраков В.И. имеет право на пенсию по выслуге лет с ДД.ММ.ГГГГ, выслуга лет на ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении составляет <данные изъяты>, в льготном исчислении – <данные изъяты>.
Приказом УВД по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № Дмитраков В.И. награжден медалью «За отличие в службе III степени», что подтверждается соответствующим удостоверением.
Тем самым, Дмитраков В.И. награжден ведомственным знаком отличия в труде, что ответчиком не оспаривалось.
ДД.ММ.ГГГГ Дмитраков В.И. обратился в органы социальной защиты населения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив необходимые для этого документы, предусмотренные действующим законодательством.
Однако решением Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» № от ДД.ММ.ГГГГ Дмитракову В.И. в присвоении звания «ветеран труда» и выдачи удостоверения «ветеран труда» отказано по тем основаниям, что его общий трудовой стаж составляет менее 25 лет, т.е. не выработал стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Суд считает, что указанная позиция, поддержанная в судебном заседании представителем Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения» г. Тулы, является несостоятельной по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. «ж» ч.1 ст. 72, 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года (с последующими изменениями) «О ветеранах» ветеранами труда являются:
1) имеющие удостоверение "Ветеран труда";
2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (п. 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 введен Федеральным законом от 19.12.2005 N 163-ФЗ).
Во исполнение названной нормы закона 27 декабря 2004 года принят Закон Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО, статьей 1 которого определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе, и ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Действие Закона Тульской области № 493-ЗТО распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде.
Таким образом, Закон Тульской области не изменил основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах».
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО для присвоения звания «Ветеран труда» необходимо: наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.В настоящее время условия и нормы пенсионного обеспечения устанавливаются Федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с настоящим федеральным законом имеют военнослужащие. К видам пенсии, которые назначаются по государственному пенсионному обеспечению, относятся пенсии за выслугу лет.
По смыслу пенсионного законодательства РФ к военнослужащим относятся, в том числе, лица рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в Государственной противопожарной службе и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Ст. 88 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусматривает, что пенсия за выслугу лет …, назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, и их семей».
Правовой анализ ФЗ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» позволяет прийти к выводу, что право на пенсию имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным Законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе и военнослужащие по выслуге лет.
Факт достижения ветераном труда пенсионного возраста, дающего право на реализацию льгот, факт назначения (установления) пенсии и дата получения пенсионного удостоверения не могут совпадать по времени и, следовательно, при таком подходе реализация ветераном прав и льгот будет зависеть от воли органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, целью которого является социальная защита ветеранов, создание им условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие и обеспечивающих им достойную жизнь, почет и уважение.
Реализация льгот ветеранов труда не может зависеть от фактического назначения им пенсии еще и потому, что в соответствии с Федеральным законом РФ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обращение за назначением пенсии является правом, а не обязанностью и может осуществляться в любое время после возникновения такого права на трудовую пенсию, тогда как предусмотренные ст. 28 ФЗ «О ветеранах» льготы гарантируются самим Законом и реализуются при предъявлении лишь соответствующего удостоверения.
Кроме того, как ФЗ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, так и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ предусматривают назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста - 60 лет в зависимости от конкретных условий назначения пенсии различными категориями граждан, возраст, дающий право на ее назначение, может быть различным.
Пенсия за выслугу лет согласно ст.13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4469-1 назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной 20 лет, вместе с тем, в исключение из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.
Как следует из ст. 2 ФЗ № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года пенсия за выслугу лет предоставляется в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы при достижении установленной законом выслуги.
Применительно к проходившим военную службу, назначение пенсии за выслугу лет независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста призвано, кроме того, создавать условия для их адаптации к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии.
Принимая во внимание, что Дмитраков В.И. достиг возраста, дающего права на назначение пенсии в соответствии с ФЗ №166-ФЗ от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», награжден ведомственными знаками отличия в труде, то он относится к категории ветеранов труда.
Согласно ч. 2 Постановления Администрации Тульской области от 08 мая 2007 года № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда» - лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца.
Поскольку Дмитраков В.И. имеет награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, то суд находит его требования о признании за ним права на присвоение звания «Ветеран труда», обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд считает необходимым и возможным обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выдать Дмитракову В.И. удостоверение «Ветеран труда».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Дмитракова В.И. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об оспаривании решения по отказу в присвоении звания «ветеран труда», признании права на присвоение звания «ветеран труда» удовлетворить.
Признать за Дмитраковым В.И. право на присвоение звания «Ветеран труда».
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выдать Дмитракову В.И. удостоверение «Ветеран труда».
Решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней со дня его принятия судом в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы.
Председательствующий