РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 декабря 2011 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего судьи Петренко Р.Е.
при секретаре Молофеевой Н.В.
с участием заявителя Казакова В.Л., его представителя по доверенности Рыжова Г.А., представителя заинтересованного лица Администрации г.Тулы по доверенности Паршутиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4847/11 по заявлению Казакова В.Л. об оспаривании бездействия Администрации г. Тулы о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории,
у с т а н о в и л:
Казаков В.Л. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Администрации г. Тулы о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
В обоснование своего заявления Казаков В.Л. указал, что ему на праве общей долевой собственности принадлежит <данные изъяты> доли жилого дома, расположенное по адресу: <адрес> Вышеуказанное домовладение находится на земельном участке площадью <данные изъяты>., с разрешенным использованием для эксплуатации индивидуального жилого дома, что подтверждается архивной справкой <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное домовладение принадлежит ему на основании договора дарения доли жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, по которому ФИО1 безвозмездно передала ему, <данные изъяты> доли жилого дома, с надворными постройками зарегистрировав договор дарения надлежащим образом; решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым, за ним признано право собственности на самовольное строение под лит. «а2», указанном в техническом паспорте; решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствием с которым, за ним признано право собственности на пристройку (литер а3), сарай (литер Г2) баню (литер Г3), указанные в техническом паспорте.
Право собственности на <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ за регистрационным номером №
После оформления (регистрации) в установленном порядке права собственности на домовладения им было принято решение об упорядочивании правоотношений на расположенный под домовладением земельный участок мерою <данные изъяты> кв.м, а именно приобрести земельный участок, расположенный под домовладением в собственность.
С целью реализации данного намерения ДД.ММ.ГГГГ, он обратился в органы Администрации города Тулы с просьбой о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного под домовладением.
ДД.ММ.ГГГГ официальным письмом Администрации города Тулы за №-К ему было предложено для оформления и утверждения схемы расположения земельного участка представить документы, которые позволят определить его месторасположение, а также документацию по планировке территории. С указанной правовой позицией, Администрации города Тулы он не согласен, по следующим причинам: В силу положений п. 1.8. Постановления главы администрации г. Тулы от 12.17.26 № 4580 «О порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков» кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории утвержденная постановлением главы администрации города Тулы. Схема является основанием для проведения кадастровых работ и постановки земельного участка государственный кадастровый учет в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007№ 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу п. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения предусмотренного статьей настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории.
Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственно кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с п. 4. ст. 1 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости кадастровыми работами (кадастровой деятельностью) необходимо считать выполненным управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленным и настоящим Федеральным законом работ в результате которых обеспечивается подготовка документов содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.
Анализируя, данную норму права, утверждение схемы расположения земельного участка является обязанностью органа местного самоуправления. Невыполнение Администрацией города Тулы данных обязанностей, препятствует в проведении работ по установлению границ земельного участка (межеванию), постановке участка кадастровый учет, тем самым создают препятствия к осуществлению его прав и свобод.
Таким образом, законодателем закреплена императивная норма, согласно которой Администрация города Тулы обязана произвести изготовление и утверждение такой схемы по его письменному заявлению.
Таким образом, считает, что отказ Администрации города Тулы препятствует в реализации его права на обращение в Администрацию Тульской области с заявлением о проведении работ по установлению границ земельного участка и постановке участка на кадастровый учет, расположенный под домовладением.
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права и признания недействительным акта органа местного самоуправления. А в силу статьи 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Учитывая изложенное и на основании ст. 12, 13 ГК РФ, ст. 37, 59 ЗК РФ, 245 ГПК РФ просил суд признать отказ администрации города Тулы за № от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка под домовладением по адресу: <адрес> на кадастровой карте территории незаконным. Обязать администрацию города Тулы согласовать и утвердить схему расположения земельного участка под домовладением по адресу: <адрес> мерою <данные изъяты> кв.м. на кадастровой карте территории.
В судебном заседании истец Казаков В.Л., его представитель по доверенности Рыжов Г.А. поддержали заявление.
Представитель ответчика Администрации г. Тулы по доверенности Паршутина Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления Казакова В.Л., и дополнительно пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Казаков В. Л. обратился в администрацию города Тулы с заявлением о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка. К указанному заявлению были приложены следующие документы:
Топографический план по адресу: <адрес> обозначением испрашиваемого участка.
Кадастровый план территории (кадастровый квартал №) с обозначением испрашиваемого участка, под жилым домом №, <адрес>.
Кадастровый план территории (кадастровый квартал №) в увеличенном масштабе, с обозначением испрашиваемого участка, под жилым домом №, <адрес>.
Архивная справка <данные изъяты>
Копия свидетельства о праве собственности на жилой <адрес>.
Копия уведомления об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений.
На указанное обращение администрацией города Тулы Казакову В. Л. был направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Считает этот ответ соответствующим нормам действующего законодательства, и не имеющим оснований для признания его незаконным по следующим основаниям:
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки.
Согласно п. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
На муниципальном уровне в целях организации деятельности органов и структурных подразделений администрации города Тулы по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории и выдаче их заинтересованным лицам во исполнение статей 31, 34, 36 Земельного кодекса РФ, в соответствии со статьей 11 Земельного кодекса РФ и Уставом муниципального образования город Тула, принято постановление Главы администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории".
Положениями данного акта определен порядок утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории и выдачи ее заинтересованным лицам (Раздел II).
Раздел I вышеуказанного акта содержит положения о том, что изготовление Схемы вправе осуществлять любое юридическое или физическое лицо (в дальнейшем - проектировщик).
Заинтересованным в получении Схемы лицам рекомендуется привлекать к ее изготовлению проектировщиков, специализирующихся на выполнении земельных кадастровых работ, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Изготовленная Схема проверяется и, при отсутствии замечаний, согласовывается управлением градостроительства и архитектуры администрации города Тулы (в дальнейшем - Управление).
При согласовании Схемы Управление присваивает ей идентификационный номер, состоящий из кода земельного участка, соответствующего коду земельного участка на электронной карте города, входящей в состав информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Тула (в дальнейшем - ИСОГД), и даты согласования этой Схемы. Например, №
Согласованная Управлением Схема утверждается постановлением главы администрации города Тулы.
Утвержденная постановлением главы администрации города Тулы Схема является основанием для проведения кадастровых работ и постановки земельного участка на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".Нормами действующего законодательства не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по изготовлению Схемы расположения земельного участка.
Оспариваемый ответ администрации нельзя буквально считать отказом органа местного самоуправления в согласовании и утверждении Схемы расположения земельного участка, поскольку оно носит информационный характер, и было направлено заявителю с целью разъяснения норм действующего законодательства, и указания необходимых для проведения процедуры согласования и утверждения документов.
На основании изложенного, учитывая необоснованность доводов заявителя, сделанных лишь из-за неверного толкования норм права, считает требования, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав объяснения заявителя Казакова В.Л., его представителя по доверенности Рыжова Г.А., представителя заинтересованного лица Администрации г. Тулы по доверенности Паршутину Н.В., исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии со ст. 37 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судом Казакову В.Л. на праве собственности принадлежит <данные изъяты> долей домовладения расположенного по адресу <адрес> на основании договора дарения доли жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ., решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ., выданным Управлением <данные изъяты>. Как следует из архивной справки <данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ. вышеуказанное домовладение расположено на земельном участке по фактическому пользованию площадью <данные изъяты>.м.
В соответствии с кадастровым паспортом территории от ДД.ММ.ГГГГ № государственный кадастровый учет земельного участка по адресу <адрес> не осуществлен. Данный факт стороны в судебном заседании не оспаривали.
Как следует из заявления Казакова В.Л., направленного ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию г. Тулы он просил Администрацию г. Тулы подготовить и утвердить схему расположения земельного участка, расположенного под жилым <адрес> на кадастровом плане или кадастровой карте г. Тулы. К данному заявлению им были приложены топографический план участка, кадастровый план территории, кадастровый план территории, архивная справка <данные изъяты>, копию свидетельства о праве собственности на долю домовладения, копия уведомления об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений.
Письмом Администрации г. Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ Казакову В.Л. было указано на то, что поскольку им не были предоставлены схема расположения земельного участка, согласованная с управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы (3 экземпляра), копия паспорта гражданина, заверенная гражданином, копия технического паспорта (выписки) на дом, копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилой дом, заверенная гражданином (иной документ, подтверждающий право собственности), копию договора застройки (при наличии), выписку и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (на жилой дом и земельный участок) рассмотреть его заявление по существу не представляется возможным. Кроме того, Казаков В.Л. данным письмом был проинформирован о том, что схему расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории он может заказать самостоятельно за свой счет в специализированной организации <данные изъяты>
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что администрация г. Тулы фактически не рассмотрела заявления Казакова В.Л., хотя ч. 7 ст. 36 ЗК РФ обязывает рассмотреть данное заявление в течении 10 дней. Кроме того, данное письмо обязывает Казакова В.Л. для рассмотрения его заявления предоставить дополнительные документы, тогда как вышеуказанная норма закона не обязывает граждан предоставлять какие-либо еще документы кроме заявления.
Как было установлено судом земельный участок по адресу <адрес> не поставлен на кадастровый учет. Казаков В.Л. как один из сособственников домовладения расположенного на данном земельном участке имеет право на обращение в орган местного самоуправления с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка. Иных оснований для утверждения и выдачи схемы земельного участка кроме заявления заинтересованного лица Земельным Кодексом РФ не предусмотрено.
Довод представителя заинтересованного лица Администрации г. Тулы о том, что заявление Казакова В.Л. не соответствует «Положению о порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории», утвержденного постановлением главы администрации г. Тулы № 4850 от 12.11.2008г., подлежит отклонению, поскольку данное положение противоречит ч.7 ст. 36 ЗК РФ, которой предусмотрено лишь подача заявления заинтересованным лицом. Кроме того, данным положением регламентируется лишь порядок утверждения, согласования и выдачи заинтересованным лицам схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории (в зависимости от того, какой из документов - кадастровая карта или кадастровый план - выбран в качестве основы для изготовления данной схемы), а также она содержит рекомендации по их изготовлению (п.1.3 вышеуказанного положения).
Таким образом, суд приходит к выводу о признании незаконным бездействия Администрации г. Тулы в рассмотрении заявления Казакова В.Л., от ДД.ММ.ГГГГ., выразившееся в направлении письма № от ДД.ММ.ГГГГ. и обязывает Администрацию г. Тулы рассмотреть заявление Казакова В.Л. по существу.
Разрешая требование Казакова В.Л. об обязании администрацию г. Тулы согласовать и утвердить схему расположения земельного участка под домовладением по адресу <адрес> мерою <данные изъяты> кв.м. на кадастровой карте территории суд приходит к выводу об отклонении в удовлетворении данного требования, поскольку в соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. То есть, суд не может предрешать существо решения которое может быть принято Администрацией г. Тулы по заявлению Казакова В.Л.
Руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление Казакова В.Л. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации г. Тулы выразившееся в направлении письма № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Администрацию г. Тулы рассмотреть заявление Казакова В.Л. о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка в соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного Кодекса РФ.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Центральный районный суд г.Тулы в течение 10-ти дней с момента оглашения.
Судья: