об оспаривании решения по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки



Дело № 2-5336/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2011 года              город Тула

Центральный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего Юрковой Т.А.,

при секретаре Сорокиной О.Е.,

с участием истца Костикова А.К., представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Ильющенкова И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костикова А.К. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об оспаривании решения по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки,

установил:

Костиков А.К. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об оспаривании решения по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки, в котором просил обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» произвести ему перерасчет невыплаченной суммы денег с марта 2009 года по настоящее время по тем основаниям, что до марта 2009 года он получал деньги на приобретение льготного проездного билета на проезд в городском транспорте как ветеран военной службы.

В марте 2009 года он стал <данные изъяты> группы, и с этого периода ответчик перестал ему выплачивать указанные суммы.

Считает действия ответчика незаконными, в связи с чем, вынужден обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов.

В судебном заседании истец Костиков А.К. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Ильющенков И.Е. в судебном заседании требования истца не признал, просил в их удовлетворении отказать.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Как следует из заявленных требований, истцом предъявляются требования о признании права на получение такой меры социальной поддержки, предусмотренной Законом Тульской области № 493 – ЗТО от 28 декабря 2004 года, Постановлением Администрации Тульской области «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» от 15 февраля 2006 года № 83 как получение ежемесячной денежной выплаты, льготного проездного билета.

Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

Согласно ст.10, 13, 22 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5 – ФЗ (в редакции от 22 августа 2004 года № 112 – ФЗ) социальная поддержка ветеранов, предусматривает осуществлением системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно – ортопедическое обслуживание.

Статьей 22 указанного Федерального закона установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки должны быть приняты субъектами Российской Федерации.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, в том числе, ветераны военной службы.

Действие Закона Тульской области № 493-ЗТО распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.

Меры социальной защиты ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы устанавливаются законодательством. Ветераны, указанные в настоящей статье, по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», приобретают также право на льготы, установленные для ветеранов труда (п. 2 в ред. Федерального закона от 08 августа 2001 года № 124-ФЗ).

Право на меры социальной поддержки ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, предоставлено п. 2 ст. 1 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Согласно ст. 7 того же закона Тульской области ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, имеют право на ежемесячную денежную выплату.

Порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области утвержден Постановлением Администрации Тульской области «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 15 марта 2005 года № 201.

Постановлением Администрации Тульской области «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» от 15 февраля 2006 года № 83 введен на территории Тульской области единый месячный льготный проездной билет на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси), в том числе, для ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Костиков А.К. является ветераном военной службы на основании удостоверения серии от ДД.ММ.ГГГГ, выданного военным комиссариатом <адрес>.

Костиков А.К. является пенсионером Министерства обороны РФ, что подтверждается пенсионным удостоверением серии от ДД.ММ.ГГГГ, и получает пенсию за выслугу лет в рамках государственного пенсионного обеспечения.

ДД.ММ.ГГГГ Костиков А.К. обратился в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.

Письмом Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении мер социальной поддержки Костикову А.К. отказано.

Костиков А.К. с ДД.ММ.ГГГГ получает ежемесячную денежную выплату по категории <данные изъяты> в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) в размере 526 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации – 526 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ с учетом представленного ДД.ММ.ГГГГ заявления об отказе от получения набора социальных услуг – 1236 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации – 1359 рублей 60 копеек, с ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации – 1447 рублей 97 копеек.

В связи с переосвидетельствованием в органе медико-социальной экспертизы Костикову А.К. с ДД.ММ.ГГГГ установлена ежемесячная денежная выплата по категории «инвалиды второй группы» в размере 1808 рублей 80 копеек.

Названные обстоятельства не оспаривались в судебном заседании лицами, участвующими в деле, и подтверждается письмом Управления Пенсионного фонда РФ в г. Туле от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

Частью 4 статьи 8 указанного Закона Тульской области предусмотрено, что если гражданин одновременно имеет право на меры социальной поддержки по настоящему Закону и меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством, независимо от основания, по которому они установлены (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты гражданам, указанным в пунктах 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), действие настоящего Закона на него не распространяется.

Данная правовая норма, указывающая на недопустимость одновременного предоставления мер социальной поддержки по федеральному и региональному законодательству в установленном законом порядке недействительной или не подлежащей применению не признавалась.

Из содержания указанной правовой нормы следует, что поскольку Костикову А.К. как инвалиду предоставлена мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», то основания для удовлетворения исковых требований о признании за ним как за ветераном военной службы, права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» отсутствуют.

Часть 2 ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в ред. Закона Тульской области от 18.10.2011 N 1658-ЗТО, вступившая в действие с 20 октября 2011 года, предусматривает, что если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Закону и по федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-I), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Закону, либо по федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

В судебном заседании выяснялась правовая позиция истца относительно того, по какому закону или иному нормативному акту он желает получать ежемесячную денежную выплату, на что истец указал суду, что еще не определился.

Рассматривая настоящее дело, суд, проанализировав положения федерального законодательства и законодательства субъекта, приходит к выводу о том, что права Костикова А.К. на получение мер социальной поддержки за счет средств бюджета Тульской области с ДД.ММ.ГГГГ не ограничиваются, поскольку заявитель не лишен возможности реализовать свое право на получение мер социальной поддержки по наиболее выгодному для него основанию.

В статье 2 Постановления Администрации Тульской области «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» от 15 февраля 2006 года № 83 установлена стоимость единого месячного льготного проездного билета. При этом с ДД.ММ.ГГГГ она составляла 220 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ – 300 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ – 250 рублей.

В указанном нормативном акте не предусмотрена возможность выделения получателю мер социальной поддержки денежных средств на приобретение единого месячного льготного проездного билета, он приобретается за их личные средства, но по льготной цене.

Истец не лишен права на получение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) как ветеран военной службы, так и как инвалид по льготной цене за свой счет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Костикову А.К. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об оспаривании решения по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий