решение по иску прокурора Центарльного района г.Тулы в интересаз Ивойловой В.Э. к администрации г.Тулы, Комитету Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству о признании нуждающимся в жилом помещении



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 ноября 2011 года г. Тула

    Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Голомидовой И.В.,

при секретаре Мишиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4518/11 по иску прокурора Центрального района г. Тулы в интересах Ивойловой В.Э. к администрации г. Тулы, Комитету Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании внести в сводный список,

установил:

прокурор Центрального района г. Тулы обратился в суд с иском в интересах Ивойловой В.Э. к администрации г. Тулы, Комитету Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании внести в сводный список, указав в обоснование заявленных требований на то, что Ивойлова В.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку она, находясь в возрасте до 18 лет, осталась без попечения единственного родителя – матери ФИО1

До ДД.ММ.ГГГГ года Ивойлова В.Э. проживала совместно с матерью ФИО1 в общежитии <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 с несовершеннолетней дочерью Ивойловой В.Э. приехала в <адрес> по приглашению Факачук В.В., с которой ранее была знакома, и около 3-х месяцев с согласия последней проживали по месту ее жительства по адресу: <адрес>. Позже ФИО1 приняла решение остаться в <адрес> постоянно.

В связи с тем, что ФИО1 необходимо было трудоустроиться, несовершеннолетней Ивойловой В.Э. идти в школу, Факащук В.В. зарегистрировала ФИО1 и ее несовершеннолетнюю дочь по месту своего жительства по адресу: <адрес>.

В ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 стала злоупотреблять спиртными напитками, перестала выполнять надлежащим образом свои родительские обязанности.

На основании решения Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 была лишена родительских прав в отношении Ивойловой В.Э.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла.

На основании постановления главы администрации Центрального района Управы г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ Факащук В.В. была назначена опекуном несовершеннолетней Ивойловой В.Э.

За несовершеннолетней Ивойловой В.Э. была закреплена жилая площадь, находящаяся по адресу: <адрес>

Сведения об отце Ивойловой В.Э. в запись акта о рождении были внесены со слов матери.

До совершеннолетия Ивойлова В.Э. проживала по месту жительства Факащук В.В. по адресу: <адрес>

Распоряжением Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству от ДД.ММ.ГГГГ в связи с достижением Ивойловой В.Э. совершеннолетия и прекращением в связи с этим попечительства с ДД.ММ.ГГГГ Факащук В.В. прекращена выплата денежных средств на Ивойлову В.Э.

С ДД.ММ.ГГГГ Ивойлова В.Э. проживает в общежитии <данные изъяты>».

Прокурором указывается на то, что Ивойлова В.Э. никогда не являлась членом семьи Факащук В.В., проживала совместно с Факащук В.В., поскольку не имела другого жилого помещения и находилась под опекой Факащук В.В.

Считает, что Ивойлова В.Э. не имела и не приобрела права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, и жилое помещение, находящееся по указанному адресу, закреплено за ней постановлением главы администрации Центрального района Управы г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ незаконно.

На основании вышеизложенного просил суд признать Ивойлову В.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, являющуюся лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющей закрепленного жилого помещения; обязать администрацию г. Тулы принять на учет Ивойлову В.Э. в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма; обязать Комитет Тульской области по семейной, демографической политике и попечительству включить Ивойлову В.Э. в «Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма».

В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Тулы Доморощина М.Е. иск поддержала и просила его удовлетворить по основаниям, изложенным в нем.

Ивойлова В.Э. в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика администрации г. Тулы по доверенности Пантелеева Н.И. иск не признала и просила отказать за необоснованностью.

Представитель ответчика Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству по доверенности Богданов С.С. иск не признал и просил отказать за необоснованностью.

Третье лицо по делу Факащук В.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Из свидетельства о рождении усматривается, что Ивойлова В.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения родилась в <адрес>. Отец: ФИО2 (записан со слов матери), мать: ФИО1 (л.д. 18).

Согласно справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19), сведения об отце Ивойловой В.Э. внесены в актовую запись о рождении со лов матери Ивойловой В.Э. – ФИО1

Заочным решением Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней Ивойловой В.Э.

Согласно свидетельству о смерти серии <данные изъяты> мать Ивойловой В.Э. – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).

На момент смерти матери Ивойлова В.Э. не достигла возраста совершеннолетия.

Как усматривается из копии домовой книги (л.д. 41-42) ФИО1 и ее несовершеннолетняя дочь Ивойлова В.Э. с ДД.ММ.ГГГГ временно состоят на регистрационном учете по адресу: <адрес>

Жилой <адрес> принадлежит на праве собственности Факащук В.В., что подтверждается копией договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).

Постановлением главы администрации Центрального района Управы г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ Факащук В.В. была назначена опекуном несовершеннолетней Ивойловой В.Э. Этим же постановлением за несовершеннолетней Ивойловой В.Э. была закреплена жилплощадь, расположенная по адресу: <адрес> (л.д. 21).

Постановлением главы администрации Центрального района Управы г. Тулы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Факащук В.В. назначена денежная выплата на содержание несовершеннолетней Ивойловой В.Э.

Распоряжением Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству от ДД.ММ.ГГГГ Факащук В.В. прекращены ежемесячные денежные выплаты в отношении Ивойловой В.Э., в связи с достижением ею совершеннолетия (л.д. 37).

Из пояснений прокурора Центрального района следует, что Факащук В.В. не состоит в родственных отношениях с Ивойловой В.Э. Факащук В.В. назвалась бабушкой Ивойловой В.Э. для того, чтобы оформить опеку над девочкой. Ивойлова В.Э. до своего совершеннолетия проживала временно с Факащук В.В. и в настоящее время не имеет в собственности жилья и проживет в общежитии <данные изъяты>

В судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля ФИО3 подтвердил тот факт, что ФИО1 со своей несовершеннолетней дочерью Ивойловой В.Э. проживала у них временно по адресу: <адрес> с момента их приезда в <адрес> из <адрес>. ФИО1 решением суда была лишена родительских прав в отношении своей дочери и Факащук В.В., жена свидетеля ФИО3. оформила над Ивойловой В.Э. опеку. Ивойлова В.Э. не является родственницей их семье.

В судебном заседании установлено, что Факащук В.В. не является бабушкой Ивойловой В.Э., она назвала себя ею для того, чтобы оформить опеку над девочкой. По адресу: <адрес> Ивойлова В.Э. была зарегистрирована временно, что подтверждается домовой книгой на указанное жилое помещение. При регистрации Ивойлова В.Э. приобрела только право пользования имуществом Факащук В.В., поскольку Ивойлова В.Э. не является членом семьи Факащук В.В. и никогда им не была.

Согласно ст. 148 Семейного кодекса РФ, дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на: воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание; обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства; причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты; сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

На основании изложенного суд считает, что проживание Ивойловой В.Э. до своего совершеннолетия в доме своего опекуна Факащук В.В. не позволяет сделать вывод о правомерности закрепления за Ивойловой В.Э. жилой площади.

С учетом изложенного фактически истец Ивойлова В.Э. является сиротой и нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

Исходя из определения сироты, предполагается, что ребенок лишается родителей до достижения им возраста 18 лет.

Данный вывод подтверждается положениями действующего в настоящее время ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым урегулирован порядок предоставления указанной категории детей жилья.

Из ст. 1 закона усматривается, что для целей настоящего Федерального закона на момент его принятия использовались понятия:

дети - сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.

С учетом изложенного Ивойлова В.Э. обладает статусом сироты.

Согласно ст. 13 закона настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Судом установлено, что дата официального опубликования закона – 27.12.1996 года.

Действие данного закона не распространяется на правоотношения, возникшие до введения его в действие. Данный вывод подтвержден определением Конституционного Суда РФ от 19.11.2002 года № 295-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Яковлева А.В. на нарушение его конституционных прав положениями преамбулы ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Исходя из указанных обстоятельств, истец мог обладать правом на получение жилья в порядке, предусмотренном данным законом.

В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Частью 2 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Порядок предоставления жилья детям-сиротам урегулирован Законом Тульской области № 902-ЗТО от 12.11.2007 года «О жилищном фонде Тульской области».

На основании ст. 3 закона к категориям граждан, имеющим право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч. 1 ст. 4 названного закона состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Тульской области, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), имеют право граждане, отнесенные к категориям граждан, указанным в статье 3 настоящего Закона, признанные нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным пунктами 1 - 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 5 и 6 ст. 52 ЖК РФ факт принятия гражданина на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения должен быть удостоверен решением органа местного самоуправления, которым является постановление администрации г. Тулы.

С учетом того, что такое постановление на день рассмотрения настоящего дела не вынесено суд считает, что исковые требования об обязании администрации г. Тулы поставить Ивойлову В.Э. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении подлежат удовлетворению.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Законом Тульской области «О жилищном фонде Тульской области» и Постановлением администрации Тульской области от 04.03.2009 года № 105 «Об органах исполнительной власти Тульской области, уполномоченных на предоставление жилых помещений и на осуществление управление жилищным фондом Тульской области», обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на органы исполнительной власти субъекта и не может быть реализована за счет администрации г. Тулы.

Статей 4 Закона Тульской области «О жилищном фонде Тульской области» установлен порядок ведения учета граждан с целью предоставления жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 5 Закона Тульской области «О жилищном фонде Тульской области» жилые помещения жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма предоставляются гражданам в соответствии со сводными списками граждан на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, на основании решения уполномоченного органа.

Как установлено в судебном заседании и не отрицалось ответчиками по делу - Ивойлова В.Э. до настоящего времени не внесена в список нуждающихся по Тульской области.

Уполномоченным органом в данном случае является Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству на основании Постановления администрации Тульской области от 04.03.2009 года № 105 «Об органах исполнительной власти Тульской области, уполномоченных на предоставление жилых помещений и на осуществление управление жилищным фондом Тульской области».

С учетом изложенного требования прокурора о признании Ивойловой В.Э. нуждающейся в предоставлении жилого помещения, обязании администрацию г. Тулы поставить на учет Ивойлову В.Э. в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и обязании Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству включить Ивойлову В.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, в «Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма», подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Центрального района г. Тулы, действующего в интересах Ивойловой В.Э., удовлетворить.

Признать Ивойлову В.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющей закрепленного жилого помещения.

Признать Ивойлову В.Э. нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

Обязать администрацию г. Тулы поставить Ивойлову В.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении жилищного фонда Тульской области, предоставляемом по договору социального найма.

Обязать Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству включить Ивойлову В.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, в «Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы, кассационного представления через Центральный районный суд г. Тулы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий