Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2011 года город Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего судьи Невмержицкой А.Н.,
при секретаре Шмелевой М.И.,
с участием истца Байбакова Э.Г., представителя ответчика – Администрации г. Тулы по доверенности Толченовой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5368/11 по иску Байбакова Э.Г. к Администрации г. Тулы о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности в порядке наследования по закону,
установил:
Байбаков Э.Г. обратился в суд с иском к Администрации г. Тулы о включении имущества, состоящего из комнаты <адрес>, в наследственную массу и признании права собственности в порядке наследования по закону после смерти отца – ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что его отец – ФИО2 являлся нанимателем жилого помещения – комнаты <адрес>.
Желая воспользоваться своим правом на приватизацию указанной комнаты, его отец – ФИО2 выдал доверенность на имя ФИО7, которая от его имени подготовила и передала весь пакет документов в ОАО «Управляющая компания г. Тулы» ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, договор передачи данного имущества был подготовлен ДД.ММ.ГГГГ, а свидетельство о государственной регистрации права в отношении данного объекта недвижимого имущества – ДД.ММ.ГГГГ, то есть после смерти ФИО2
После смерти отца он (Байбаков Э.Г.) своевременно, ДД.ММ.ГГГГ, обратился к нотариусу г. Тулы ФИО8 с заявлением о вступлении в наследство. В составе наследственного имущества им была указана, в том числе, и спорная комната. Нотариусом г. Тулы ФИО8 было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство на указанную комнату по тому основанию, что на дату открытия наследства за наследодателем не было зарегистрировано право собственности на данную комнату.
Полагая, что его отец – ФИО2 при жизни выразил свою волю на приватизацию жилого помещения, но по независящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано, истец обратился в суд с настоящим иском, в котором просил суд включить комнату <адрес>, в состав наследственной массы, открывшейся наследства после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, а также признать за ним (Байбаковым Э.Г.) право собственности на указанную комнату в порядке наследования по закону, указав при этом, что иных наследников по закону к имуществу умершего ФИО2 нет.
В судебном заседании истец Байбаков Э.Г. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика – Администрации г. Тулы по доверенности Толченова Ю.В. в судебном заседании иск не признала, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель третьего лица – ОАО «Управляющая компания г. Тулы» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Причину неявки не сообщил.
Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав объяснения истца Байбакова Э.Г. и представителя ответчика – Администрации г. Тулы по доверенности Толченовой Ю.В., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (ст. 1142 ГК РФ).
Статьей 1152 ГК РФ, предусмотрено, что для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (ст. 1154 ГК РФ).
В силу положений ч. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законодательством выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом в указанный выше срок, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества. (ч. 2 ст. 1153 ГК РФ).
Из приведенных выше норм следует, что принятие наследства может осуществляться путем подачи заявления нотариусу по месту открытия наследства, либо путем фактического принятия наследства, но в том и ином случае в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ст. 6 вышеназванного закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
На основании ст. 7 указанного закона, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
Согласно ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Как указано в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 24.08.1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (с последующими изменениями), исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Однако если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ФИО2 являлся нанимателем комнаты <адрес>, что следует из копии типового договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, выписок из домовой книги и лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ.
Из контрольного талона к ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО2, являвшемуся очередником по месту работы – <данные изъяты> в должности ассистента, предоставлена комната, <адрес> на семью из двух человек (на ФИО2 и жену ФИО10). Согласно свидетельству о смерти серии <данные изъяты>, выданному ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10 умерла ДД.ММ.ГГГГ
По имеющимся в материалах дела сообщениям ОАО «Управляющая компания г. Тулы» от ДД.ММ.ГГГГ № и № от ДД.ММ.ГГГГ, исследованным в судебном заседании, с ДД.ММ.ГГГГ умерший ФИО2 был постоянно зарегистрирован по адресу: <адрес> Согласно техническому паспорту на жилой дом текущей инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ, изменилась нумерация жилых помещений с квартиры № на квартиру №.
Как следует из представленных документов, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7, действуя в интересах ФИО2 и от его имени на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в ОАО «Управляющая компания г. Тулы» с заявлением о передаче занимаемого жилого помещения в собственность ФИО2
Тем самым, ФИО2 выразил свое волеизъявление в намерении воспользоваться правом, предоставленным ему вышеуказанным Законом.
Как усматривается из материалов дела, договор передачи № комнаты <адрес> в собственность ФИО2 был подготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
На основании названного договора ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росрестра Тульской области была произведена регистрация права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества за ФИО2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии №.
В то же время судом установлено, что ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Комитетом ЗАГС администрации г. Тулы), то есть до оформления названных документов.
По имеющимся в материалах дела сведениям, ФИО2 до ДД.ММ.ГГГГ правом на приватизацию какого-либо объекта недвижимости не воспользовался, что следует из имеющихся в деле сообщений ОАО «УК г. Тулы», ответов ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Тульский филиал, Управления Росрестра по Тульской области. Не представлено таковых доказательств и стороной ответчика.
Согласно типовому договору социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Администрацией <адрес> (наймодателем) и ФИО2 (нанимателем), за которого по доверенности действовала ФИО7, наймодатель передал нанимателю в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты в коммунальной квартире, <адрес> для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг: электроснабжение, газоснабжение, холодное водоснабжение, канализация, отопление.
Принимая во внимание положения Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», а также установленные по делу обстоятельства, в том числе и то, что ФИО11 была выдана специальная доверенность на имя ФИО7, на осуществление на его имя приватизацию комнаты <адрес>, с предоставлением указанных в доверенности прав, необходимых для этого осуществления, тем самым выразив волеизъявление на приватизацию занимаемого им с ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения; представитель ФИО2 в рамках предоставленных ею полномочий подала соответствующие документы для их оформления, при этом поданное представителем ФИО2 заявление отозвано не было, однако по не зависящим от ФИО2 причинам (смерть) до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность, был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию. По имеющимся в деле доказательствам, не усматривается, что в приватизации ФИО2 могло быть отказано.
С учетом приведенных выше норм действующего законодательства, принимая во внимание, что заявление наследодателя – ФИО2 о передаче занимаемого им жилого помещения в собственность не отзывалось, что также усматривается из материалов дела, суд, исходя из совокупности приведенных выше доказательств, отнесенных судом к числу относимых, допустимых и достоверных, приходит к выводу о наличии правовых оснований для включения в состав наследственной массы, открывшейся наследства после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, комнаты <адрес>.
В силу положений ст.ст. 218, 1111 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Из копии наследственного дела № 105/2011 к имуществу умершего ФИО2, представленной нотариусом г. Тулы ФИО8 следует, что его (ФИО2) наследником по закону является сын – Байбаков Э.Г., который ДД.ММ.ГГГГ обратился в установленном законом порядке к нотариусу г. Тулы ФИО8 с заявлением о принятии наследства, состоящего, в том числе, и из спорной комнаты.
В выдаче свидетельства о праве на наследство в отношении вышеуказанной комнаты нотариусом г. Тулы ФИО8 было отказано о тому основанию, что договор передачи комнаты в собственность ФИО2 подписан ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на спорное имущество зарегистрировано в Управлении Росреестра Тульской области ДД.ММ.ГГГГ, то есть после смерти наследодателя.
Таким образом, нотариус г. Тулы ФИО8 пришла к выводу, что на дату открытия наследства за наследодателем не было зарегистрировано право собственности на комнату <адрес>.
Кроме того, Байбаков Э.Г. указывает, что фактически принял наследство после смерти отца ФИО2, осуществив его похороны и приняв на себя обязательства по содержанию имущества.
Помимо изложенного, из вышеуказанной копии наследственного дела усматривается, что иные наследники к имуществу ФИО2 к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращались.
Доказательств, свидетельствующих о наличии у ФИО2 других наследников, а также лиц, имеющих право на обязательную долю в наследстве в соответствии с положениями ст. 1149 ГК РФ, лицами, участвующими в деле, суду не представлено, и не установлено таковых и судом в ходе судебного разбирательства.
Проверяя доводы истца, суд установил, что данные обстоятельства нашли свое объективное подтверждение в исследованных судом письменных доказательствах, и лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Доводы представителя ответчика в судебном заседании о том, что со стороны умершего длительное время со дня выдачи доверенности не были оформлены документы на приватизацию, что служит основанием к отказу в заявленных требованиях, суд находит несостоятельными, поскольку они своего подтверждения по материалам дела не нашли. Напротив, из имеющихся в деле документов, усматривается, что доверенность на осуществление приватизации от имени ФИО2 была выдана на имя ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ; типовой договор социального найма жилого помещения заключен ДД.ММ.ГГГГ; заявление в ОАО «УК г. Тулы» о передаче в собственность было подано ДД.ММ.ГГГГ и подписано руководителем только ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства свидетельствуют о последовательности действий, направленных для реализации ФИО2 право на передачу в собственность бесплатно занимаемого им жилого помещения. То, что после подписания ДД.ММ.ГГГГ вышеназванного заявления руководителем ОАО «УК г. Тулы», договор передачи был подписан только ДД.ММ.ГГГГ, правового значения не имеет, поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что сторона ФИО2 в указанный период времени препятствовала его подписанию, не имеется. Также не имеет правового значения и то обстоятельство, что на момент подписания договора передачи ДД.ММ.ГГГГ, доверенность, выданная ФИО2 на имя ФИО7, не действовала, ввиду смерти ФИО2, поскольку для удовлетворения заявленных истцом требований по настоящему делу установлены все основания, предусмотренные действующим законодательством.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что иные наследники к имуществу ФИО2 отсутствуют, исходя из совокупности приведенных выше доказательств, отнесенных судом к числу относимых, допустимых и достоверных, суд находит требования Байбакова Э.Г. о признании за ним права собственности в порядке наследования по закону на комнату <адрес>, после смерти наследодателя – ФИО2
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Байбакова Э.Г. удовлетворить.
Включить в состав наследственной массы, открывшейся наследства после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, комнату <адрес>.
Признать за Байбаковым Э.Г. право собственности на комнату <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти наследодателя – ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий