Дело № 2-5306/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2011 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Юрковой Т.А.,
при секретаре Сорокиной О.Е.,
с участием помощника прокурора Центрального района г. Тулы Доморощиной М.Е., представителя ответчика директора МОУ СОШ №8 Новиковой А.Л., представителя ответчика администрации г. Тулы по доверенности Старостиной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Тулы, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному образовательному учреждению – средняя общеобразовательная школа №8, администрации г. Тулы об обязании установить ограждение,
установил:
прокурор Центрального района г. Тулы обратился в суд с иском, предъявленным в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному образовательному учреждению – средняя общеобразовательная школа №8 (далее МОУ-СОШ №8), администрации г. Тулы об обязании установить ограждение территории образовательного учреждения высотой не менее 2,5 метра по тем основаниям, что в результате проведенной прокуратурой Центрального района г. Тулы проверки установлено не соответствие ограждения территории школы №8 предъявляемым требованиям: большей частью отсутствует, въезды и выезды на территорию школы воротами не оборудованы, что создает условия для беспрепятственно проникновения на территорию школы, в том числе возможного осуществления террористических актов.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Тулы Доморощина М.Е. требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика директор МОУ-СОШ № 8 Новикова А.Л. исковые требования прокурора Центрального района г. Тулы признала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г. Тулы по доверенности Старостина Н.С. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, просила в их удовлетворении отказать.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении N 4-П от 14 февраля 2002 года, прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами.
По делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона.
Таким образом, прокурор Центрального района г. Тулы, обращаясь в суд с иском к МОУ-СОШ № 8, администрации г. Тулы об обязании установить ограждение, действовал в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью таким лицам.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 03.05.2011) «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в РФ основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся „террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В силу ст. 51 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 (ред. от 18.07.2011) «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Согласно ч. 4 ст. 11 Закона Тульской области № 1336-ЗТО от 07.10.2009 (ред. от 20.07.2011) «О защите прав ребенка» условия воспитания, обучения и содержания детей в образовательных и иных учреждениях должны соответствовать их безопасности, санитарно-гигиеническим, возрастным требованиям и способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
Из пункта 7 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 (ред. от 10.03.2009) следует, что общеобразовательное учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности.
Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса (ст. 32 п. 3 п. п. 3 Закона РФ «Об образовании»).
Как показала проведенная прокуратурой Центрального района г. Тулы проверка, в МОУ СОШ № 8 не в полной мере созданы безопасные условия обучения и содержания детей, поскольку степень ее антитеррористической защищенности не соответствует предъявляемым требованиям.
Так, в соответствии с п. 3.1 Руководящего документа 78.36.003-2002 МВД РФ, утвержденного Министром Внутренних дел РФ 06.11.2002, объекты подгрупп А1 и А2 - это объекты особо важные, повышенной опасности и жизнеобеспечения, противоправные действия (кража, грабеж, разбой, терроризм и другие) на которых, в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации могут привести к крупному, особо крупному экономическому или социальному ущербу государству, обществу, предприятию, экологии или иному владельцу имущества.
Согласно 5.1.2 раздела 5 «Инженерно-техническая укрепленность» РД 78.36.003-2002 МВД РФ, ограждение должно исключать случайный проход людей (животных), въезд транспорта или затруднять проникновение нарушителей на охраняемую территорию, минуя контрольно-пропускной пункт.
Ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений, а также незапираемых дверей, ворот и калиток (п. 5.1.5 Р<адрес>.36.003-2002 МВД РФ).
Высота основного ограждения должна быть не менее 2,5 м (п. 5.1.7 РД 78.36.003-2002 МВД РФ).
Кроме того, на основании ст. 28 п. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и выполняться требования санитарного законодательства.
В силу ст. 39 п. 3 вышеуказанного закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного санитарно врача РФ от 29.12.2010 № 189 утверждены СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», которые являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением обучающихся.
Согласно пунктам 1.2, 3.1 данные санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования и к территории общеобразовательного учреждения. Территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором.
В ходе проверки установлено, что ограждение территории школы № 8 не соответствует предъявляемым требованиям, большей частью отсутствует, въезды и выезды на территорию школы воротами не оборудованы, что создает условия для беспрепятственного проникновения на территорию школы, в т. ч. для возможного осуществления террористических актов.
Указанные нарушения свидетельствуют о несоблюдении МОУ СОШ № 8 инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности объекта, а также санитарных правил, что влечет угрозу безопасному пребыванию учащихся в образовательном учреждении и нарушает их конституционные права на охрану жизни и здоровья.
Согласно ст. 16 п. 1 п. п. 1, 13 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2002 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 25.07.2011) к вопросам местного значения городского округа относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
В соответствии с п. п. 1.3, 1.6 Устава МОУ СОШ № 8, утвержденного приказом управления образования администрации г. Тулы № 443-а от 02.06.2006 года, школа включена в состав объектов муниципальной собственности г. Тулы. Права учредителя школы принадлежат администрации города Тулы в лице управления образования администрации г. Тулы.
Администрация города Тулы финансирует школу (п. 1.7.1 устава).
Вышеуказанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
До настоящего времени указанные нарушения МОУ-СОШ № 8 не устранены.
Представителем ответчика МОУ-СОШ № 8 в судебном заседании указано на то, что меры по устранению выявленных нарушений принимаются, однако денежные средства на проведение этих работ не выделяются.
Однако это обстоятельство не является основанием для несоблюдения требований действующего законодательства и отказа в удовлетворении заявленных требований.
Оценив всю совокупность доказательств по делу, с учетом положений вышеприведенных требований действующего законодательства, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Центрального района г. Тулы, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному образовательному учреждению – средняя общеобразовательная школа №8, администрации г. Тулы об обязании установить ограждение удовлетворить.
Обязать Муниципальное образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №8, администрацию г. Тулы установить ограждение территории образовательного учреждения высотой не менее 2,5 метров.
Решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней со дня его принятия судом в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы.
Председательствующий