об обязании предоставить жилое помещение



Дело № 2-5237/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2011 года г. Тула

Центральный районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего Юрковой Т.А.,

при секретаре Сорокиной О.Е.,

с участием истца Сорокина И.В., представителя ответчика администрации г. Тулы по доверенности Пантелеевой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорокина И.В., Сорокиной А.Б., Сорокина В.Г., Сорокина Е.В. к администрации г. Тулы об обязании предоставить жилое помещение,

установил:

Сорокин И.В., Сорокина А.Б., Сорокин В.Г., Сорокин Е.В. обратились в суд с иском к администрации г. Тулы об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

В обоснование заявленных требований истцы указали на то, что в установленном законом порядке <адрес>, где они проживают в трехкомнатной квартире , признан ветхим и непригодным для постоянного проживания, включен в Областную целевую программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2002-2010 годы», утвержденную Законом Тульской области от 05.11.2002 №341- ЗТО.

В рамках вышеуказанной программы граждане, проживающие в доме по <адрес>, планировались к отселению в 2007 году, однако до настоящего времени не обеспечены другим жилым помещением, а дальнейшее проживание в доме угрожает жизни и здоровью.

В судебном заседании истец Сорокин И.В. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Истцы Сорокина А.Б., Сорокин В.Г., Сорокин Е.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются расписки о получении повесток, об уважительности причин неявки суду не сообщили, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель ответчика администрации г. Тулы по доверенности Пантелеева Н.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая их необоснованными.

Представители третьих лиц территориального управления администрации г. Тулы по Центральному району, ОАО «Управляющая компания г. Тулы», территориального управления администрации г. Тулы по Зареченскому району в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются уведомления о получении повесток, об уважительности причин неявки суду не сообщили.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Сорокина А.Б. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, где совместно с ней на регистрационном учете состоят: муж Сорокин В.Г., сыновья Сорокин Е.В., Сорокин И.В., что подтверждается выписками из домовой книги, лицевого счета, поквартирной карточкой.

Из указанных документов также следует, что жилое помещение имеет общую площадь 71,50 кв.м, жилую площадь 41,60 кв.м, количество комнат – 3.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Постановлением главы администрации Зареченского района Управы г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении актов межведомственной комиссии» утвержден акт межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания ввиду неудовлетворительного технического состояния основных несущих конструкций, износ которых составляет 59%.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что дальнейшая эксплуатация дома по <адрес> не является безопасной, и дом непригоден для проживания.

В соответствии со ст. 91 ЖК РСФСР, действовавшей в период признания дома по <адрес> непригодным для проживания, граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если: 1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; 2) дом (жилое помещение) грозит обвалом; 3) дом (жилое помещение) подлежит переоборудованию в нежилой.

Ст. 1 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» предусматривает, что Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Истцы обратились в суд с иском ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия Жилищного кодекса РФ.

То обстоятельство, что в настоящее время данный дом не признан непригодным для проживания в соответствии с нормами нового Жилищного Кодекса, суд полагает не влияющим на разрешение возникших спорных правоотношений, поскольку при составлении акта 30 июля 2003 года № 49 межведомственная комиссия руководствовалась Положением об оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилого фонда для постоянного проживания» утверждено приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05 ноября 1985 года № 529, которое действует и в настоящее время. Сведений и доказательств того, что дом по <адрес> отремонтирован, в настоящее время является пригодным для проживания, ответчиком суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд считает установленным, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в установленном законом порядке признано непригодным для проживания.

Отселение граждан из ветхих жилых домов до 2008 года осуществлялось в рамках областной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2002-2010 годы», утвержденной Законом Тульской области от 05 ноября 2002 года № 341-ЗТО «Об Областной целевой программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2002 - 2010 годы».

Закон Тульской области от 05 ноября 2002 года № 341-ЗТО «Об Областной целевой программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2002 - 2010 годы» утратил силу с 01 января 2009 года в связи с изданием Закона Тульской области от 25 ноября 2008 года № 1141-ЗТО «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Тульской области».

В целях переселения граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, постановлением администрации г. Тулы от 08 мая 2009 года № 1195 утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, по городу Туле на 2010 -2012 годы».

При этом дом , расположенный по адресу: <адрес>, значится для отселения граждан под № 11.

До настоящего времени Сорокину И.В., Сорокиной А.Б., Сорокину В.Г., Сорокину Е.В. другое жилое помещение в связи с проживанием в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, не предоставлено.

В судебном заседании достоверно установлено и не оспаривалось сторонами по делу, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в установленном законом порядке признано непригодным для проживания.

В силу статьи 87 ЖК Российской Федерации если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (ч. 5 ст. 15 ЖК Российской Федерации).

Тем самым, при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК Российской Федерации).

Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Исходя из установленных обстоятельств и требований закона, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Сорокиным И.В., Сорокиной А.Б., Сорокиным В.Г., Сорокиным Е.В. требований и администрацию г.Тулы надлежит обязать предоставить Сорокину И.В., Сорокиной А.Б., Сорокину В.Г., Сорокину Е.В. благоустроенное, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте г. Тулы, жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по площади, ранее занимаемому жилому помещению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Сорокина И.В., Сорокиной А.Б., Сорокина В.Г., Сорокина Е.В. к администрации г. Тулы об обязании предоставить жилое помещение удовлетворить.

Обязать администрацию г. Тулы предоставить Сорокину И.В., Сорокиной А.Б., Сорокину В.Г., Сорокину Е.В. благоустроенное, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте г. Тулы, жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10-ти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий