Дело № 2-5032/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 декабря 2011 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Юрковой Т.А.,
при секретаре Сорокиной О.Е.,
с участием истца Кучеровой А.В., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Украинской Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кучеровой А.В. к администрации г. Тулы, Струковой И.В. о признании права собственности на долю в праве общей долевой собственности на жилой дом,
установил:
Кучерова А.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Тулы о признании права собственности на ? долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону.
В обоснование заявленных требований Кучерова А.В. указала на то, что ? доля в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежала при ее прадедушке ФИО3 на основании договора купли № от ДД.ММ.ГГГГ.
После смерти ФИО3 право собственности на 1/8 долю жилого дома оформила его супруга ФИО4
Ее бабушка ФИО13 (одна из троих дочерей ФИО3 и ФИО4) вступила в брак с ФИО15.
Поскольку ее бабушка ФИО20 (до регистрации брака ФИО19) М.Н. согласно ст. 429 ГК РСФСР 1922 года присутствовала в месте открытия наследства. т.к. проживала по одному адресу с наследодателем, она вместе со своей матерью считаются принявшими наследство в виде 3/8 доли в праве собственности на домовладение. Следовательно, ФИО4 стала принадлежать 1/8 + 3/16 = 5/16 долей в праве собственности на домовладение, а ФИО20 (до регистрации брака ФИО13) - 3/16 долей в праве собственности на домовладение.
Свидетельство о праве на наследство наследники не получали.
ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, не оставив завещания.
Наследственную массу составили 5/16 долей в праве собственности на домовладение. На момент ее смерти действовал Гражданский кодекс РСФСР 1964 года, согласно ст. 532 которого ее бабушка ФИО5 фактически вступила во владение наследственным имуществом, поскольку как до, так и после смерти ФИО4 проживала в указанном доме, вступила во владение и управление долей наследодателя, осуществляла текущий ремонт домовладения, производила за свой счет расходы на содержание наследственного имущества. Свидетельство о праве на наследство моя бабушка не получала.
Следовательно, ФИО5 фактически приняла наследство в силу ст. 546 ГК РСФСР, 1964 года, и к ней полностью перешла ? доля в праве собственности на домовладение.
ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ. После ее смерти единственным наследником осталась ее дочь (ее мать) ФИО14, поскольку муж бабушки ФИО15 умер еще ДД.ММ.ГГГГ.
Ее мать ФИО14 в наследство, оставшееся после смерти ее матери (? доля в праве собственности на домовладение) также вступила фактически в соответствии со ст. 546 ГК РСФСР, 1964 года, юридически своих прав на недвижимое имущество не подтверждала.
ДД.ММ.ГГГГ ее мать ФИО14 вступила в брак с ФИО7, что подтверждается свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ серии №.
После заключения брака ее матери была присвоена фамилия ФИО21.
Она является единственной дочерью ФИО7 и ФИО6.
ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО7 – ДД.ММ.ГГГГ.
После смерти ФИО6 она является единственной наследницей по закону на наследство, заключавшееся в ? доле в праве собственности на домовладение, находящееся по адресу: <адрес>, в соответствии со ст.ст. 1142, п. 2 ст. 1153 ГК РФ, так как фактически приняла наследство.
При изложенных обстоятельствах считает, что вправе претендовать на ? долю в праве общей долевой собственности.
В судебном заседании истец Кучерова А.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации г. Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление о получении повестки, об уважительности причин неявки суду не сообщил, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Привлеченная к участию в деле в качестве соответчика Струкова И.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства дела извещена надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется телефонограмма об извещении, об уважительности причин неявки суду не сообщила, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Украинская Т.В. в судебное заседании не возражала против заявленных Кучеровой А.В. требований.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
В ст. 35 Конституции РФ провозглашено, что право наследования гарантируется государством.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно как действующему гражданскому законодательству, так и законодательству, действовавшему во время возникновения спорных правоотношений, в случае смерти гражданина, принадлежащее ему имущество переходит в порядке универсального правопреемства к наследникам по закону или завещанию. Если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследства, или все наследники лишены завещателем наследства, имущество умершего по праву наследования переходит к государству.
Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием (ст. 527 ГК РСФСР).
Наследниками могут быть: при наследовании по закону - граждане, находящиеся в живых к моменту смерти наследодателя, а также дети наследодателя, родившиеся после его смерти; при наследовании по завещанию - граждане, находящиеся в живых к моменту смерти наследодателя, а также зачатые при его жизни и родившиеся после его смерти (ст. 530 ГК РСФСР).
При наследовании по закону наследниками в равных долях являются: в первую очередь - дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти; во вторую очередь - братья и сестры умершего, его дед и бабка, как со стороны отца, так и со стороны матери. Наследники второй очереди призываются к наследованию по закону лишь при отсутствии наследников первой очереди или при неприятии ими наследства, а также в случае, когда все наследники первой очереди лишены завещателем права наследования. К числу наследников по закону относятся нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего не менее одного года до его смерти. При наличии других наследников они наследуют наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию. Внуки и правнуки наследодателя являются наследниками по закону, если ко времени открытия наследства нет в живых того из их родителей, который был бы наследником; они наследуют поровну в той доле, которая причиталась бы при наследовании по закону их умершему родителю (ст. 532 ГК РСФСР).
Аналогичные нормы закона содержатся и в ныне действующем ГК РФ – части 111 – ст.ст. 1110, 1111, 1114, 1141, 1142 ГК РФ.
Часть третья ГК РФ была введена в действие с 01 марта 2002 года и применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения ее в действие. По гражданским правоотношениям, возникшим до введения в действие части третьей ГК, нормы ее применяются к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения ее в действие. Отдельным нормам, регулирующим порядок наследования, упомянутым Федеральным законом №№ 147-ФЗ от 01 марта 2002 года «О введении в действие части третьей ГК РФ» придана обратная сила. Так, применительно к наследству, открывшемуся до введения в действие части третьей ГК, круг наследников по закону определяется в соответствии с правилами части третьей Кодекса в случаях, если срок для принятия наследства не истек на день введения в действие части третьей Кодекса либо если указанный срок истек, но на день введения в действие части третьей Кодекса не было выдано свидетельство о праве на наследство Российской Федерации или муниципальному образованию или наследственное имущество не перешло в их собственность по иным установленным законом основаниям. В этих случаях лица, которые не могли быть наследниками по закону в соответствии с правилами ГК РСФСР, но являются таковыми по правилам части третьей действующего Кодекса (ст. ст. 1142 - 1148 ГК), могут принять наследство в течение шести месяцев со дня введения в действие части третьей ГК, то есть до 01 сентября 2002 года.
Ст. 1112 ГК РФ предусматривает, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе, имущественные права и обязанности.
В силу ст. 1153 ч. 2 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Статья 1152 ГК РФ предусматривает, что для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а так же независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (ст. 1154 ГК РФ).
В ходе судебного разбирательства дела достоверно установлено, что изначально собственником ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, являлся ФИО3 на основании договора купли № от ДД.ММ.ГГГГ.
Собственником другой ? доли в настоящее время на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ является Струкова И.В.
ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ).
При жизни ФИО3 распорядился своим имуществом на случай смерти путем составления ДД.ММ.ГГГГ завещания, по которому все свое имущество, которое ко дню смерти окажется ему принадлежащим, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось, в том числе, принадлежащую ему долю домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, завещала дочери ФИО16 (до регистрации брака ФИО13, после регистрации брака ФИО16, после расторжения брака ФИО13, после регистрации второго брака ФИО5 (свидетельство о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ).
Завещание не отменено и не изменено.
Однако ФИО16 (до регистрации брака ФИО13, после регистрации брака ФИО16, после расторжения брака ФИО13, после регистрации второго брака ФИО5) в установленный законом порядке срок не обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство, но в течение шести месяцев после смерти ФИО3 фактически приняла наследство, поскольку на момент его смерти была зарегистрирована и проживала вместе с наследодателем ФИО3 по адресу: <адрес>.
Кроме этого, наследниками к имуществу ФИО3 по закону являлись его жена ФИО4 (свидетельство о браке № от ДД.ММ.ГГГГ), дочь ФИО5, дочери ФИО17 и ФИО18
ФИО4 в установленном законом порядке обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО3 и ей выдано свидетельство о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ на 1/8 долю спорного жилого дома. На 3/8 доли свидетельства о праве на наследство не выдано, и указанная доля продолжает значиться за ФИО3
ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ).
Наследниками к имуществу ФИО4 являются ее дочери ФИО5, ФИО17 и ФИО18, которые в установленный законном срок не обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО4
ФИО5, в свою очередь, фактически приняла наследство после смерти материи, поскольку до и после смерти ФИО4 проживала в указанном доме, что подтверждается домовой книгой на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>.
ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ).
Наследником к имуществу ФИО5 является ее дочь ФИО6 (до регистрации брака ФИО14) (свидетельство о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ), которая в установленный законном срок к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО5 не обратилась, но также фактически приняла наследство после ее смерти.
ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ).
Наследниками к имуществу ФИО6 являются ее муж ФИО7 (свидетельство о регистрации брака I№ от ДД.ММ.ГГГГ (повторное)), дочь Кучерова А.В. (свидетельство о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ), которые в установленный законном срок не обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО6, но фактически приняли наследство после ее смерти.
ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ).
Наследственного дела к имуществу ФИО7 не заводилось, однако наследником к его имуществу является дочь Кучерова А.В. (свидетельство о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ).
Кучерова А.В. поставила перед судом вопрос о признании права собственности на ? долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, по тем основаниям, что каждый из предыдущих наследодателей фактически принял наследство, но не оформил своих наследственных прав.
Доводы, приведенные Кучеровой А.В. в обоснование заявленных требований, суд находит заслуживающими внимания и подтвержденными представленными и исследованными в судебном заседании доказательствами, изложенными выше, признает их относимыми, допустимыми, достоверными, достаточными для вывода о том, что за Кучеровой А.В. надлежит признать право собственности на ? долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5, умершей ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6, умершей ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в силу ст. 218 ГК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Кучеровой А.В. к администрации г. Тулы, Струковой И.В. о признании права собственности на долю в праве общей долевой собственности на жилой дом удовлетворить.
Признать за Кучеровой А.В. право собственности на ? долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5, умершей ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6, умершей ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10-ти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий