дело № 2-5128/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 декабря 2011 года город Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Юрковой Т.А.,
при секретаре Сорокиной О.Е.,
с участием представителя заявителя Федорова М.В. по доверенности Голышевой С.К., представителя заинтересованного лица Военного комиссариата Тульской области по доверенности Жукова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Федорова М.В. об оспаривании решения призывной комиссии,
установил:
Федоров М.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии г. Тулы, в котором просил признать решение призывной комиссии г. Тулы о его призыве на военную службу незаконным и отменить его.
В обоснование заявленных требований Федоров М.В. указал на то, что решением призывной комиссии г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ он призван на военную службу.
Считает указанное решение незаконным, так как в соответствии с подп. «б» п. 2 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» имеет право на освобождение от призыва на военную службу, поскольку его отец ФИО5 погиб в авиационной катастрофе во время учений военного округа ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание заявитель Федоров М.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется уведомление о получении судебной повестки, об уважительности причин неявки суду не сообщил, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заявителя Федорова М.В. по доверенности Голышева С.К. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Военного комиссариата Тульской области по доверенности Жуков С.В. в судебном заседании заявленные требования не признал, считая их необоснованными.
Представитель призывной комиссии г. Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется уведомление о получении судебной повестки, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Федоров М.В. в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 № 53-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) подлежит призыву на военную службу.
Решением призывной комиссии г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ Федоров М.В. признан годным к военной службе (категория годности «А», показатель предназначения 1), и на основании п.п. а п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ ему предоставлена отсрочка от призыва до 30 июня 2011 года.
Решением призывной комиссии г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ Федоров М.В. признан годным к военной службе (категория годности «А», показатель предназначения 1), и на основании ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ призван на военную службу.
Не согласившись с данным решением, Федоров М.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ.
Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании Указов Президента Российской Федерации (ст. 22 ч.3 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 26 ч. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает в себя, явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в военный комиссариат (военный комиссариат субъекта Российской Федерации) для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате (военном комиссариате субъекта Российской Федерации) до отправки к месту прохождения военной службы (в ред. Федерального закона от 17.10.2005 N 130-ФЗ).
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 211-ФЗ).
Согласно статье 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности. Председатель призывной комиссии объявляет решение гражданину, в отношении которого оно принято, и по требованию гражданина выдает ему копию решения.
Указом Президента РФ от 30 сентября 2011 года № 1270 "О призыве в октябре - декабре 2011 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" постановлено осуществить с 1 октября по 31 декабря 2011 года призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу.
Обосновывая отказ в удовлетворении требований, представитель заинтересованного лица военного комиссариата Тульской области по доверенности Жуков С.В. указал на то, что у заявителя отсутствуют основания для освобождения от призыва на военную службу по подп. «б» п. 2 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", поскольку отец заявителя не проходил военную службу по призыву.
Действительно, подп. «б» п. 2 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2008 года) предусматривает, что право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов.
Федоров М.В. является сыном ФИО5 (свидетельство о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ старший лейтенант ФИО5, бортовой авиационный <данные изъяты>, погиб в результате авиационной катастрофы. Смерть связана с исполнением обязанностей военной службы.
Указанные обстоятельства подтверждаются послужным списком на имя ФИО5, приказом командующего войсками ордера <данные изъяты>, выпиской из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ, извещением от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
То, что ФИО5 погиб при исполнении служебных обязанностей, не оспаривалось в судебном заседании лицами, участвующими в деле.
Однако погиб ФИО5 не при прохождении военной службы по призыву (ранее срочная военная служба), а при прохождении действительной военной службы.
При таких обстоятельствах, ссылки заявителя и его представителя на то, что ФИО5 погиб при прохождении военной службы по призыву в связи с исполнением им обязанностей военной службы несостоятельны.
В то же время, при принятии решения о призыве Федорова М.В. на военную службу призывной комиссией не учтено то, что ранее подп. «б» п. 2 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в ред. Федерального закона, действовавшей до 01 января 2008 года, - от 27.07.2006 N 104-ФЗ) предусматривал право на освобождение от призыва на военную службу граждан, являющихся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов.
На ДД.ММ.ГГГГ Федоров М.В. имел право как на освобождение от призыва на военную службу, так и право на отсрочку от призыва.
Статьей 54 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, следовательно, закон, ухудшающий положение граждан, не может быть применен к правоотношениям, права и обязанности по которым возникли до вступления такого закона в силу.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Внесение Федеральным законом от 06.07.2006 N 104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву" изменений в подп. «б» п. 2 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" лишило ФИО5 права на освобождение от призыва на военную службу, на которую он рассчитывал.
При наличии оснований, дающих право на освобождение от призыва на военную службу, Федоров М.В. подлежит освобождению от призыва на военную службу на основании подп. «б» п. 2 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в ред. Федерального закона, действовавшей до 01 января 2008 года, - от 27.07.2006 N 104-ФЗ), а решение призывной комиссии г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ надлежит признать незаконным и подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Федорова М.В. об оспаривании решения призывной комиссии удовлетворить.
Признать решение призывной комиссии г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ о призыве Федорова М.В. на военную службу незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10-ти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий