28.12.2011 года Иск Смирнова М.С. к ГУ ТО УСЗН г. Тулы о присвоении звания Ветеран труда



Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 декабря 2011 года г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Илларионовой А.А.,

при секретаре Тимашове Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5783/11 по иску Смирнова ФИО7 к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании ответчика принять решение о присвоении звания «Ветеран труда»,

установил:

Смирнов М.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании ответчика принять решение о присвоении звания «Ветеран труда».

В обоснование своих требований Смирнов М.С. указал на то, что он работал старшим инженером управления жилищно-коммунального хозяйства Тулоблисполкома и был награжден знаком «Ударник XI пятилетки».

01.07.2011 года он обратился с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» в отдел социальной защиты населения по <данные изъяты>, однако в присвоении указанного звания ему было отказано, так как знак «Ударник XI пятилетки», врученный от имени коллегии областного управления жилищно-коммунального хозяйства Тулоблисполкома и Президиума обкома профсоюзов рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий № 3 не является ведомственной наградой и не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Считает решение об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным и противоречащим законодательству.

Просит суд признать незаконным решение об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать ответчика вынести решение о присвоении звания «Ветеран труда» с момента обращения, а именно с 01.07.2011 года.

В судебном заседании истец Смирнов М.С. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Московский М.В. в судебном заседании исковые требования Смирнова М.С. не признал, просил в иске отказать, указал на то, что ведомство – это центральное учреждение, возглавляющее какую-либо отрасль управления. Истец обратился с заявлением о получении статуса «Ветеран труда» имея награждение знаком «Ударник XI пятилетки», врученного от имени коллегии областного управления жилищно-коммунального хозяйства Тулоблисполкома и Президиума обкома профсоюзов рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий № 3.

Главным и основным условием отнесения знаков к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» является обязательность награждения ими от имени правительства бывшего СССР или Российской Федерации и других органов исполнительной власти Российской Федерации.

Знаки, учрежденные или врученные непосредственно местными органами представительной и исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не относятся к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда». В связи с этим знак «Ударник XI пятилетки», выданный Смирнову М.С., не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, пришел к следующему.

Как установлено в судебном заседании, Смирнов М.С. имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, что подтверждается:

- удостоверением от 26.01.2010 года, выданным <данные изъяты>, согласно которому Смирнову М.С. с 20.02.2010 года назначена пенсия по старости лет;

- трудовой книжкой и вкладышами к ней от ДД.ММ.ГГГГ и , с первоначальной датой заполнения – ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

Как следует из сведений о работе, содержащихся в трудовой книжке Смирнова М.С., он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в <данные изъяты> решением облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ переименовано в <данные изъяты>).

В период осуществления трудовой деятельности в <данные изъяты> Смирнов М.С., на основании постановления коллегии областного управления жилищно-коммунального хозяйства Тулоблисполкома и Президиума обкома профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий от 20.02.1986 года , награжден знаком «Ударник XI пятилетки».

Данные обстоятельства подтверждаются:

- удостоверением к знаку «Ударник XI пятилетки» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Смирнов М.С. на основании постановления коллегии областного управления жилищно-коммунального хозяйства Тулоблисполкома и Президиума обкома профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий от ДД.ММ.ГГГГ , награжден знаком «Ударник XI пятилетки»;

- архивной справкой от 29.06.2011 года , выданной <данные изъяты>, согласно которой Смирнов М.С. – <данные изъяты> награжден знаком «Ударник XI пятилетки» (постановление коллегии областного управления жилищно-коммунального хозяйства Тулоблисполкома и Президиума обкома профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий, протокол от 20.02.1986 года заседания президиума Тульского обкома профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий).

01.07.2011 года Смирнов М.С. обратился в отдел социальной защиты населения по <данные изъяты> Государственного учреждения Тульской области «Управлении социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы.

Комиссией по рассмотрению вопросов, связанных с присвоением звания «Ветеран труда», отдела социальной защиты населения по <данные изъяты> Государственного учреждения Тульской области «Управлении социальной защиты населения г. Тулы» принято решение № 364 от 08.07.2011 года об отказе Смирнову М.С. в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что знак «Ударник XI пятилетки», врученный от имени коллегии областного управления жилищно-коммунального хозяйства Тулоблисполкома и президиума обкома профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий, не является ведомственной наградой и не может служить основанием для рассмотрения вопросов о присвоение звания «Ветеран труда».

Отказ Смирнову М.С. в присвоении звания «Ветеран труда» и позицию, поддержанную в судебном заседании представителем ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», суд считает несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) ветеранами труда являются лица:

- имеющие удостоверение «Ветеран труда»;

- награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

22.08.2004 года в данный Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона).

В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области 28.02.2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в редакции Закона Тульской области от 07.10.2008 № 1093-ЗТО) условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются:

1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;

2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно п. 2, 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда», подает в государственное учреждение Тульской области, осуществляющее функции в сфере социальной защиты населения, по месту жительства заявление и подлинники документов либо их копии, заверенные в установленном порядке, подтверждающие основания для присвоения звания «Ветеран труда».

Лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» по условиям, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, представляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, а также представляют документы, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Таким образом, Закон Тульской области не изменил основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах».

В нормативных актах Российской Федерации отсутствует определение «ведомственный знак отличия в труде», нет также нормативных актов, содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», равно как и нет определения понятия «ведомство». В связи с чем, применение термина «ведомство» исключительно к органам государственной власти или управления, не основано на законе, противоречит главной цели принятия Федерального закона «О ветеранах», которая заключается в оказании мер социальной поддержки перечисленных в нем категориям граждан и создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения, влечет дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности организации, в которой они плодотворно, добросовестно трудились, с отличием выполняя свои трудовые функции.

Исходя из указанного обстоятельства, определение ответчиком понятия «ведомство» как относящегося исключительно к органам государственной власти, суд находит ошибочным, противоречащим цели принятия ФЗ «О ветеранах», заключающейся в создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения. Смирнов М.С. награжден знаком «Ударник XI пятилетки».

В соответствии с Постановлением от 25.09.1981 года Президиума Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов № П-8 и Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам № 289, утверждено Положение о едином общесоюзном знаке «Ударник XI пятилетки», согласно которому знак «Ударник XI пятилетки» учреждался для награждения рабочих, колхозников, инженерно-технических работников, специалистов и служащих промышленных, производственных, научно-производственных, межхозяйственных и других объединений, их производственных единиц, предприятий, строек, колхозов, совхозов, научно-исследовательских, проектных, конструкторских и других организаций и учреждений, высших учебных заведений за достижение высоких показателей в повышении эффективности и качества работы, досрочное выполнение заданий и социалистических обязательств.

Пунктом 2 указанного Положения предусмотрено, что работники предприятий и организаций, подчиненных обл(край)исполкомам и не связанных подчиненностью с каким-либо министерством, ведомством, награждаются единым общесоюзным знаком «Ударник XI пятилетки» совместным решением обл(край)исполкома и областного (краевого) совета профсоюзов.

Ходатайства о награждении указанным знаком возбуждаются совместно администрацией (правлением), комитетом профсоюза и комитетом комсомола объединений, предприятий, строек, колхозов, совхозов и т.д. В списках лиц, представляемых к награждению знаком, указывается фамилия, имя, отчество, выполняемая работа и краткие сведения о выполнении годовых и пятилетнего плановых заданий и социалистических обязательств; списки направляются в соответствующие министерства, ведомства или обл(край)исполкомы (п. 3 Положения).

При награждении Смирнова М.С. единым общесоюзным знаком «Ударник XI пятилетки» установленный Положением о едином общесоюзном знаке «Ударник XI пятилетки» порядок не нарушен.

Доводы представителя ответчика о том, что знак «Ударник XI пятилетки» не является ведомственной наградой и не может служить основанием для рассмотрения вопросов о присвоении звания «Ветеран труда», являются несостоятельными, поскольку Смирнов М.С. был награжден знаком «Ударник XI пятилетки» на основании постановления коллегии областного управления жилищно-коммунального хозяйства Тулоблисполкома и президиума обкома профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий, при осуществлении своей трудовой деятельности в управлении жилищно-коммунального хозяйства Тулоблисполкома.

На основании изложенного следует, что право награждения знаком «Ударник XI пятилетки» от имени министерства (ведомства) и ЦК профсоюза было предоставлено обл(край)исполкомам и областному(краевому) совету профсоюзов как по результатам работы за год, так и в течение года за досрочное выполнение годового задания и выполнения взятых социалистических обязательств. Знак «Ударник XI пятилетки» является единым общесоюзным знаком, утвержденным Президиумом ВЦСПС, Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24.06.1981 года № 580 «О порядке подведения итогов Всесоюзного социалистического соревнования за успешное выполнение и перевыполнение заданий одиннадцатой пятилетки».

Хотя федеральное законодательство не содержит определения «ведомственного знака отличия в труде» и перечня таких знаков, суд приходит к выводу, что по сущностным признакам знак «Ударник XI пятилетки», может быть признан таковым, поскольку присвоен истцу в период осуществления трудовой деятельности в организации в качестве старшего инженера управления жилищно-коммунального хозяйства Тулоблисполкома.

Изменение порядка применения п. 1 ст. 7 ФЗ «О ветеранах» в смысле его ограничительного толкования, носит дискриминационный характер по отношению к лицам, обращающимся в органы социальной защиты в целях присвоения звания «Ветеран труда» в настоящее время, поскольку ставит их в неравное положение с лицами, ранее уже получившими данное звание по тем же основаниям.

Судом принимается во внимание также то обстоятельство, что ранее порядок учета ведомственных знаков отличия при присвоении звания «Ветеран труда» был разъяснен в совместном письме Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10.11.1995 года № 2026-ВЯ/4276/1-30. Согласно данному письму к ведомственным знакам отличия в труде следует относить: нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета бывших СССР и РСФСР, Советом Министров бывших СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывших СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.

В соответствии с совместным письмом Минтруда РФ и Минсоцзащиты РФ от 10.11.1995 года №2026-ВЯ/4276/1-30 и письмом Минтруда РФ от 7.10.1998 года №5635КС при присвоении звания «Ветеран труда» учитывается, в том числе и знак «Ударник XI пятилетки».

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российской Федерации социальное государство - это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Все государственные органы без исключения обязаны соблюдать Конституцию РФ и не имеют права издавать законы, ущемляющие конституционные права граждан, в частности право на социальное обеспечение.

Ограничительные условия противоречат ст.ст. 19, 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым все равны перед Законом, перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из статей 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, а также положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное, «ограничительное» толкование норм Федерального закона от 12.01.1995 года, Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому нельзя назвать правомерным.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2, 57 Конституции Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд считает установленным, что Смирнов М.С., на момент обращения в отдел социальной защиты населения по <данные изъяты> Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения г. Тулы», с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», имел необходимый трудовой стаж и был награжден ведомственной наградой, в совокупности дающими право на присвоение звание «Ветеран труда».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение отдела социальной защиты населения по <данные изъяты> г. Тулы Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения г. Тулы» об отказе в присвоении Смирнову М.С. звания «Ветеран труда» является незаконным.

В соответствии с п. 8 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО (ред. от 07.10.2008 года) «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», датой обращения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» считается дата приема территориальным органом органа исполнительной власти области по социальному развитию заявления со всеми необходимыми документами.

Смирнов М.С. обратился в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив для этого необходимые документы, 01.07.2011 года.

Постановлением администрации Тульской области от 14.05.2009 № 309 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда», утвержден регламент предоставления данной государственной услуги.

В соответствии с данным регламентом результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю удостоверения «Ветеран труда». Заявителями являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Тульской области, которым присвоено звание «Ветеран труда».

Для получения государственной услуги заявитель подает в территориальный орган департамента социального развития Тульской области по месту жительства заявление в письменной форме (приложение № 1 к Административному регламенту) с приложением следующих документов: паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; решения о присвоении звания «Ветеран труда».

В связи с этим суд считает необходимым и возможным обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выдать Смирнову М.С. удостоверение «Ветеран труда».

Однако, поскольку обращение Смирнова М.С. было разрешено ответчиком в установленном порядке, то есть имеется спор о праве Смирнова М.С. на присвоение звания «Ветеран труда», который разрешается в судебном порядке, то право на выдачу удостоверения истец приобретает по вступлению настоящего решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Смирнова ФИО8 к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании ответчика принять решение о присвоении звания «Ветеран труда» удовлетворить.

Признать решение Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения г. Тулы» об отказе в присвоении Смирнову ФИО9 звания «Ветеран труда» незаконным.

Признать право Смирнова ФИО10 на присвоение звания «Ветеран труда».

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» принять решение о присвоении Смирнову ФИО11 звания «Ветеран труда».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий