26 декабря 2011 года г. Тула Центральный районный суд г. Тулы в составе: председательствующего Илларионовой А.А., при секретаре Тимашове Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5537/11 по иску Медведевой Л.С. к ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Тульской области – филиал ФГУП «Почта России», о взыскании компенсации морального вреда, неустойки, убытков, компенсации за фактическую потерю времени, упущенной выгоды, судебных издержек, установил: Медведева Л.С. обратилась в суд с иском к ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Тульской области – филиал ФГУП «Почта России», о взыскании компенсации морального вреда, неустойки, убытков, упущенной выгоды, судебных издержек. В обоснование заявленных требований истец Медведева Л.С. указала на то, что 19.09.2011 года она пришла в отделение связи № ФГУП «Почта России», расположенное по адресу: <адрес>, с целью получения почтовой корреспонденции по извещению №, датированному от 14.09.2011 года и доставленному ей 16.09.2011 года. Оператор почтовой связи сообщил ей, что данного почтового отправления в отделении связи не имеется, поскольку оно возвращено обратно отправителю по истечении срока хранения, с чем она не согласна, поскольку получение корреспонденции производится в течение 5 дней, вторичного извещения ей не направлено. Данная корреспонденция направлялась ей из <данные изъяты>. Она ожидала вызов в судебное заседание. Считает, что сотрудники ОПС № нарушили её право на получение почтовой корреспонденции из <данные изъяты>, которая имела важное значение в её жизни. Кроме этого, в отделении почтовой связи отсутствует информация об установленных сроках хранения почтовой корреспонденции, об условиях оказания услуги в получении почтовой корреспонденции. В связи с этим Медведева Л.С. просит взыскать с ответчика: - компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, поскольку ей пришлось переживать негативные эмоции, тратить время, силы, энергию для реализации своих прав; - убытки в размере 26 рублей и упущенную выгоду в размере 26 рублей в связи с неполучением почтового отправления весом 20 грамм, всего 52 рубля; - неустойку за нарушение сроков выполнения услуг почтовой связи в размере 60 рублей, из расчета: 26 рублей х 3% х 76 дней просрочки (с 19.09.2011 года по 05.12.2011 года) = 59 руб. 28 коп.; - судебные издержки на покупку стержня в размере 1 руб. 50 коп. и убытки в сумме 1 руб. 50 коп., всего 3 рубля; - неустойку за нарушение сроков выполнения работы по предоставлению информации об условиях и сроках получения почтового отправления в размере 60 рублей, из расчета: 26 рублей х 3% х 76 дней просрочки (с 19.09.2011 года по 05.12.2011 года) = 59 руб. 28 коп. Всего просит взыскать с ответчика 10175 рублей. В ходе рассмотрения дела в суде истица Медведева Л.С. уточнила заявленные исковые требования, указав на то, что фактически установлена и документально подтверждена вина ответчика, что следует из ответа на претензию и почтового извещения №, кроме того ответчик выплатил ей неустойку за допущенное нарушение, признав свою вину. В связи с этим нет необходимости в иных разбирательствах по данному делу. Считает, что ответчик в ходе рассмотрения дела представляет необоснованные возражения и ходатайства, что направлено на увеличение сроков рассмотрения дела. В связи с этим ей приходится тратить время, силы, энергию для написания документов, изучения законодательства в целях опровержения необоснованных возражений. На основании изложенного просит взыскать с ответчика дополнительно к заявленным требованиям компенсацию за фактическую потерю времени за период с 29.09.2011 года по день вынесения решения в размере одного минимального размера оплаты труда – 4611 рублей, а также расходы по получению информации в Тульской областной универсальной научной библиотеке о размере МРОТ в размере 5 рублей и упущенную выгоду в размере 5 рублей, а всего 4621 рублей 00 копеек. В судебном заседании истец Медведева Л.С. исковые требования и уточненные требования поддержала в полном объеме и настаивала на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточненных требованиях. Представитель ответчика ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Тульской области – филиал ФГУП «Почта России» по доверенности Холхалова А.С., в судебном заседании заявленные исковые требования Медведевой Л.С. не признала, просила в иске отказать за необоснованностью требований, пояснив, что никаких доказательств, подтверждающих факт нанесения реального ущерба и упущенной выгоды, истцом суду не представлено. Также указала на то, что почтовое отправление принадлежало отправителю – <данные изъяты> и Медведева Л.С. не имеет оснований требовать выплаты ей убытков в размере 26 рублей и упущенной выгоды в размере 26 рублей, в силу неполучения ею имущества, также требования относительно выплаты неустойки в размере 3% от суммы почтового отправления (от 26 рублей) в сумме 60 рублей за нарушение сроков выполнения услуг являются необоснованными. Относительно требований истца о возмещении неустойки за нарушение сроков выполнения работы по предоставлению информации об условиях и сроках получения отправлений в размере 60 рублей поясняет, что внутри всех объектов почтовой связи на видном и доступном для пользователей месте находится книга заявлений и предложений и необходимый информационный материал, включающий: срок хранения на объекте почтовой связи неврученных почтовых отправлений и невыплаченных почтовых переводов. В соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи в отделении почтовой связи № вся информация находится в зале обслуживания клиентов. Никаких обращений Медведевой Л.С. о предоставлении ей дополнительной информации не поступало. Также указала на то, что в соответствии с извещением № почтовое отправление № имело разряд «судебное». В соответствии с п. 3.6 Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «судебное» не врученные адресатам заказные письма разряда «судебное» возвращаются по обратному адресу по истечении 7 дней со дня их поступления на объект почтовой связи. Истцом также не представлено доказательств, подтверждающих факт нравственных страданий. В связи с этим просила отказать в удовлетворении исковых требований Медведевой Л.С. в полном объеме. Суд, выслушав объяснения истца, представителя ответчика по доверенности Холхалову А.С., исследовав письменные доказательства по делу, изучив материалы гражданского дела № 2-4492/11 по иску Медведевой Л.С. к ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Тульской области – филиал ФГУП «Почта России», о взыскании компенсации морального вреда, приходит к следующему. В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг); объем права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов; механизм реализации указанных прав регулируются Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года № 2300-1 (последующими изменениями и дополнениями). Статьей 15 названного Закона установлено, что вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, причинителем вреда подлежит компенсации моральный вред при наличии его вины. Таким образом, обязательным условием для компенсации морального вреда по Закону «О защите прав потребителей» является наличие вины причинителя вреда, что, также отражено и в п. 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.04.1994 года № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (с последующими изменениями и дополнениями). Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина (пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»). При этом одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом. Отношения между пользователями услуг почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования регулируются Федеральным законом от 17.07.1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи», Федеральным законом от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи», Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 года № 221. Согласно ст. 45 ФЗ «О связи» ст.ст. 2,16 ФЗ «О почтовой связи», п. 3 Правил оказания услуг почтовой связи договор об оказании услуг почтовой связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг почтовой связи. Как следует из ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Услуги почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств. Одними из принципов деятельности в области почтовой связи в Российской Федерации являются: соблюдения законности; доступности для всех граждан и юридических лиц услуг почтовой связи как одного из средств получения информации и обмена ею; соблюдения прав пользователей услуг почтовой связи. Как указано в ст. 14 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» основными гарантиями доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования являются: оказание услуг почтовой связи на территории Российской Федерации с равными правами доступа к таким услугам для всех пользователей услуг почтовой связи; обеспечение организациями федеральной почтовой связи работы объектов почтовой связи в режиме, удобном для пользователей услуг почтовой связи, с учетом технологий почтовой связи; обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи и т.д. В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 176-ФЗ (ред. от 28.06.2009 г.) «О почтовой связи» права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О связи», Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Граждане и организации имеют равные права на пользование услугами почтовой связи общего пользования на территории Российской Федерации. Пользователи услуг почтовой связи имеют право на свободный доступ к информации о своих правах, об оказываемых услугах, о правилах оказания услуг почтовой связи, тарифах на них, сроках пересылки почтовых отправлений, запрещенных к пересылке предметах и веществах, номере и сроке действия лицензии на оказание услуг почтовой связи, об ответственности операторов почтовой связи перед пользователями услуг почтовой связи. Пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу, до востребования или с использованием ячеек абонементного почтового шкафа. Адресат вправе отказаться от поступившего в его адрес почтового отправления или почтового перевода денежных средств. В соответствии со статьей 37 Закона «О почтовой связи» при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств, которые предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств. Такой же срок определен и п. 52 Правил оказания услуг почтовой связи. Согласно ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, пользователь услугами связи до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию. Претензии предъявляются в течение шести месяцев со дня оказания услуги связи, отказа в ее оказании или дня выставления счета за оказанную услугу связи, отправки почтового отправления, осуществления почтового перевода денежных средств. К претензии прилагаются копия договора об оказании услуг связи или иного удостоверяющего факт заключения договора документа (квитанция, опись вложения и тому подобные) и иные документы, которые необходимы для рассмотрения претензии по существу и в которых должны быть указаны сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору об оказании услуг связи, а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба - о факте и размере причиненного ущерба. Претензия должна быть рассмотрена не позднее чем через шестьдесят дней со дня ее регистрации. О результатах рассмотрения претензии лицу, предъявившему претензию, должно быть сообщено в письменной форме. При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки пользователь услугами связи имеет право предъявить иск в суд. Судом установлено, что в почтовое отделение связи № УФПС Тульской области 13.09.2011 года на имя истицы Медведевой Л.С. поступило заказное письмо с уведомлением – судебное извещение, №, направленное 09.09.2011 года из <данные изъяты>. 14.09.2011 года оператором почтового отделения связи № в адрес Медведевой Л.С. направлено почтовое извещение № о поступлении вышеуказанной корреспонденции. Как следует из пояснений Медведевой Л.С. данное почтовое извещение получено ею 16.09.2011 года. 19.09.2011 года Медведевой Л.С., явившейся в ОПС № за получением почтовой корреспонденции, отказано в выдаче вышеуказанной заказной корреспонденции в связи с тем, что заказное письмо отправлено обратно за истечением срока хранения. В соответствии с п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 года № 221, почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их законным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение месяца. При неявке адресата за почтовым отправлением и почтовым переводом в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение. По истечении установленного срока хранения не полученная адресатами (их законными представителями) простая письменная корреспонденция передается в число невостребованных почтовых отправлений. Не полученные адресатами (их законными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу. Ранее действовали Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.09.2000 года № 725, согласно пункту 125 которых: не врученные адресатам заказные письма с отметкой «Судебная повестка. С заказным уведомлением», «Повестка. С заказным уведомлением», «Определение о времени и месте рассмотрения дела арбитражным судом. С заказным уведомлением» и «Определение (решение, постановление) арбитражного суда. С заказным уведомлением» возвращаются по обратному адресу по истечении 7 дней со дня их поступления на объект почтовой связи. Согласно п. 13 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 года № 221, операторы почтовой связи при оказании услуг почтовой связи вправе устанавливать другие виды и категории внутренних почтовых отправлений для пересылки по своей сети почтовой связи. Особенности оказания услуг почтовой связи в отношении почтовой корреспонденции разряда «Судебное» установлены Особыми условиями приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное» (приложение № 1 к приказу ФГУП «Почта России» от 31.08.2005 года № 343). В соответствии с п. 3.2 -3.4 и 3.6 Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное» (приложение № 1 к приказу ФГУП «Почта России» от 31.08.2005 года № 343) заказные письма разряда «Судебное» доставляются и вручаются лично адресату под расписку в извещении. При отсутствии адресата такие письма могут вручаться совместно проживающим совершеннолетним членам семьи. При отсутствии адресата и совершеннолетних членов его семьи в ячейке абонентского почтового шкафа или в почтовом абонентском ящике оставляются извещения с приглашением адресата на объект почтовой связи для получения почтового отправления. При неявке адресатов за почтовыми отправлениями разряда «Судебное» в течение 3-х рабочих дней после доставки первичных извещений им доставляются и вручаются под расписку вторичные извещения. Не врученные адресатам заказные письма разряда «Судебное» возвращаются по обратному адресу по истечении 7 дней со дня их поступления на объект почтовой связи. Таким образом, установленный пунктом 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 года № 221, месячный срок хранения в отделении почтовой связи невостребованной корреспонденции неприемлем к почтовым отправлениям разряда «Судебное». Учитывая, что 13.09.2011 года в почтовое отделение связи № УФПС Тульской области на имя истицы Медведевой Л.С. поступило заказное письмо с уведомлением – судебное извещение, №, направленное 09.09.2011 года из <данные изъяты>, то данное заказное письмо разряда «Судебное», в случае невручения адресату, должно было быть возвращено по обратному адресу по истечении 7 дней со дня его поступления на объект почтовой связи. Судом установлено, что Медведева Л.С., получив почтовое извещение 16.09.2011 года и явившись в отделение почтовой связи за заказным письмом 19.09.2011 года, не получила почтовую корреспонденцию разряда «Судебное», поскольку вышеуказанная заказная корреспонденция была отправлена оператором почтовой связи обратно в суд за истечением срока хранения. Согласно пояснениям Медведевой Л.С. вторичного извещения о получении почтовой корреспонденции ей не вручалось, доказательств обратного ответчиком не представлено. По факту неполучения заказной корреспонденции и необоснованного возврата заказного письма №, направленного истице из <данные изъяты>, полагая, что её права как потребителя были нарушены, Медведева Л.С. 08.11.2011 года обратилась в УФПС Тульской области – филиал ФГУП «Почта России» с претензией. При рассмотрении претензии Медведевой Л.С. ответчиком 21.11.2011 года за № был дан ответ, согласно которому необоснованный возврат вышеуказанного почтового отправления имел место и произошел по вине работников отделения почтовой связи <данные изъяты>, в связи с чем, при предъявлении претензии отправителем, ему будет выплачено возмещение за некачественное исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи на основании п. 57 Правил оказания услуг почтовой связи. Также в ответе на претензию указано на то, что оператор, допустивший нарушение в обработке регистрируемых почтовых отправлений будет лишена премиального вознаграждения за ноябрь месяц в соответствии с Положением о материальном стимулировании работников ФГУП «Почта России». Данные обстоятельства подтверждаются письмом от 21.11.2011 года за №, направленным в адрес истицы. Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что ответчиком нарушены права потребителя Медведевой Л.С. при оказании услуг почтовой связи, выраженные в необоснованном возврате заказного письма с уведомлением № работником ОПС № Тульского почтамта УФПС Тульской области - филиала ФГУП «Почта России». С учетом изложенного суд приходит к выводу, что указанными выше противоправными действиями работника Тульского почтамта УФПС Тульской области - филиала ФГУП «Почта России» истцу был причинен моральный вред, так как истец по вине сотрудника отделения почтовой связи № не смог реализовать свое законное право на получение заказной корреспонденции, направленной из <данные изъяты>. Установленные судом обстоятельства ответчиком не оспариваются, следовательно, вина ответчика в нарушении прав потребителя в данном случае установлена. На основании части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доводы представителя ответчика по доверенности Холхаловой А.С. в той части, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт нравственных страданий, и, что из содержания извещения нельзя понять кто является отправителем заказного письма, соответственно Медведева Л.С. не могла переживать негативные эмоции, являются не состоятельными и не могут являться основанием для отказа в иске истцу в части компенсации морального вреда. В соответствии со ст.ст. 1099, 1100, 1101 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права граждан, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, предусмотренных законом. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Согласно ч. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Учитывая обстоятельства дела, выраженные в нарушении прав потребителя Медведевой Л.С., а также её нравственные страдания из-за неудовлетворения её законных требований, вытекающих из Закона РФ «О защите прав потребителей», с учетом принципа разумности и справедливости, суд считает возможным удовлетворить её требование о компенсации морального вреда частично и взыскать ответчика ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Тульской области – филиал ФГУП «Почта России» в возмещение морального вреда 500 рублей. В части требований Медведевой Л.С. о взыскании с ответчика убытков в размере 26 рублей (стоимости почтового отправления) и упущенной выгоды в размере 26 рублей в связи с неполучением почтового отправления, в части требований о взыскании неустойки за нарушение сроков выполнения услуг почтовой связи в размере 60 рублей, суд считает необходимым отказать за необоснованностью данных требований, поскольку любое почтовое отправление принадлежит отправителю до тех пор, пока оно не выдано адресату. В соответствии с Порядком работы с обращениями пользователей услугами ФГУП «Почта России» в отделениях почтовой связи, почтамтах и филиалах, утвержденным генеральным директором ФГУП «Почта России» 26.02.2008 года, первоочередное право на получение выплаты возмещения за внутреннее почтовое отправление или почтовый перевод денежных средств остается за отправителем. Однако отправитель может отказаться от возмещения в пользу адресата, передав ему право и оформив соответствующее заявление. Согласно п. 57 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 года № 221, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услугами почтовой связи. Операторы почтовой связи несут ответственность за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение сроков пересылки почтовых отправлений и осуществления почтовых переводов денежных средств. Оператором почтовой связи возмещаются убытки, причиненные при оказании услуг почтовой связи, в размере, указанном в п. 57 Правил оказания услуг почтовой связи. Судом установлено, что ответчиком на имя Медведевой Л.С. перечислено почтовым переводом 3 рубля 24 копейки в качестве возмещения убытков за возврат почтовой корреспонденции и нарушение сроков хранения, что подтверждается копией почтового перевода. Однако, как следует из пояснений представителя ответчика по доверенности Холхаловой А.С., данный почтовый перевод на имя Медведевой Л.С. был сделан ошибочно, поскольку возмещение убытков за возврат почтовой корреспонденции и нарушение сроков хранения необходимо было произвести отправителю заказной почтовой корреспонденции. Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2). К таким способам защиты гражданских прав относится возмещение убытков (статья 12 ГК Российской Федерации). В пункте 1 статьи 15 ГК Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ). В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Деликтное обязательство и соответственно деликтная ответственность за причинение вреда возникают при наличии следующих условий: 1) противоправность поведения лица, причинившего вред; 2) причинная связь между противоправным поведением причинителя вреда и возникшим вредом; 3) вина лица, причинившего вред. Для взыскания упущенной выгоды сторона, понесшая убытки, должна представить доказательства, подтверждающие: факт нарушения обязательства; факт причинения убытков в виде упущенной выгоды и их размер; причинно-следственную связь между нарушением или ненадлежащим исполнением обязательства и возникшими убытками. Упущенной выгодой считаются доходы, которые с вероятностью могли быть получены при обычных условиях гражданского оборота. Доказательств, подтверждающих факт причинения убытков в виде упущенной выгоды и их размер в связи с неполучением заказной корреспонденцией, причинно-следственную связь между нарушением или ненадлежащим исполнением обязательства и возникшими убытками Медведевой Л.С. не представлено и в ходе рассмотрения дела судом не добыто. Требования Медведевой Л.С. о взыскании с ответчика неустойки за нарушение сроков выполнения работы по предоставлению информации об условиях и сроках получения почтового отправления в размере 60 рублей, суд также считает не подлежащими удовлетворению в связи со следующим. В соответствии с п. 8 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 года № 221, внутри объекта почтовой связи на видном и доступном для пользователей месте должна находится книга заявлений и предложений и необходимый информационный материал, включающий: срок хранения на объекте почтовой связи неврученных почтовых отправлений и невыплаченных почтовых переводов. В соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи в отделении почтовой связи № вся информация находится в зале обслуживания клиентов, в том числе информация о сроках хранения почтовых отправлений, почтовых переводов и периодических печатных изданий, что подтверждается копией выписки. Подтверждений тому, что Медведева Л.С. обращалась к ответчику о предоставлении информации о сроках хранения почтовых отправлений и ей было в этом ответчиком отказано, суду не представлено. Требования истицы о взыскании с ответчика судебных издержек на покупку стержня в размере 1 руб. 50 коп. и убытков в сумме 1 руб. 50 коп., не подлежат удовлетворению, поскольку Медведевой Л.С. не представлено суду доказательств тому, что данные расходы относятся к судебным издержкам, связанным с рассмотрением данного дела. Также не подлежат удовлетворению требования Медведевой Л.С. о взыскании с ответчика компенсации за фактическую потерю времени за период с 29.09.2011 года по день вынесения решения в размере одного минимального размера оплаты труда в размере 4611 рублей, а также расходов по получению информации в Тульской областной универсальной научной библиотеке о размере МРОТ в размере 5 рублей и упущенной выгоды в размере 5 рублей, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 99 ГПК РФ со стороны, недобросовестно заявившей неосновательный иск или спор относительно иска либо систематически противодействовавшей правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела, суд может взыскать в пользу другой стороны компенсацию за фактическую потерю времени. Размер компенсации определяется судом в разумных пределах и с учетом конкретных обстоятельств. Оснований для применения ст. 99 ГПК РФ и взыскания с ответчика в пользу истца компенсации за фактическую потерю времени суд не усматривает, поскольку судом не установлено каких-либо противодействий со стороны ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Тульской области – филиал ФГУП «Почта России», правильному и своевременному рассмотрению и разрешению данного гражданского дела. Исковое заявление Медведевой Л.С. поступило в суд 05.12.2011 года, судом по данному делу назначена беседа на 15.12.2011 года, определением суда от 15.12.2011 года назначено предварительное судебное заседание на 21.12.2011 года, определением суда от 21.12.2011 года назначено судебное заседание на 26.12.2011 года, по итогам которого судом постановлено решение по данному делу. Истец, заявляющий требование о взыскании в его пользу вознаграждения за фактическую потерю времени в порядке, предусмотренном ст. 99 ГПК РФ, должен представить доказательства, которые свидетельствовали бы о недобросовестности ответчика в заявлении спора против иска либо о его систематическом противодействии правильному и быстрому рассмотрению и разрешению дела, однако таких доказательств истцом не представлено. На основании п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Суд не находит оснований для применения данной нормы закона в рассматриваемом случае, поскольку при предъявлении ответчику претензии от 26.07.2011 года Медведева Л.С. не выдвигала требования о выплате компенсации морального вреда, следовательно данные требования не могли быть добровольно удовлетворены ответчиком в досудебном порядке. Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Медведевой Л.С. к ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Тульской области – филиал ФГУП «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда, неустойки, убытков, компенсации за фактическую потерю времени, упущенной выгоды, судебных издержек удовлетворить частично. Взыскать с ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Тульской области – филиал ФГУП «Почта России», в пользу Медведевой Л.С. компенсацию морального вреда в размере 500 (пятьсот) рублей 00 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований Медведевой Л.С. к ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Тульской области – филиал ФГУП «Почта России» отказать. Взыскать с ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Тульской области – филиал ФГУП «Почта России» государственную пошлину в доход государства в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий