об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на денежные вклады в порядке наследования



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 2011 года г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Крымской С.В.,

при секретаре Алехиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5450/11 по иску Богомолова Н.В. к Тульскому отделению № 8604 ОАО «Сбербанк России», ИФНС России по Центральному району г. Тулы, Бобровской Т.В. об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на денежные вклады в порядке наследования,

установил:

Богомолов Н.В. обратился в суд с иском к Тульскому отделению № 8604 ОАО «Сбербанк России», ИФНС России по Центральному району г. Тулы об установлении факта принятия им наследства после смерти его матери ФИО4, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, признании права собственности на вклады в порядке наследования.

В обоснование заявленных требований истец указал на то, что он является наследником по закону к имуществу после смерти его матери – ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ.

После смерти матери в его пользование перешло наследственное имущество умершей. Кроме того, ему стало известно, что в Сбербанке РФ имеются вклады на имя его матери ФИО4

В судебном заседании истец Богомолов Н.В. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представители ответчиков Тульского отделения № 8604 ОАО «Сбербанк России», ИФНС России по Центральному району г. Тулы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили.

Ответчик Бобровская Т.В., привлеченная к участию в деле в порядке ст. 40 ГПК РФ, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, в представленном заявлении просила рассмотреть дело в его отсутствие, не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

К наследникам по закону первой очереди ст. 1142 ГК РФ относит детей, супруга и родителей наследодателя.

Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследственного имущества входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

На основании ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.

Способами вступления в наследство в силу ст. 1153 ГК РФ являются: подача заявления нотариусу по месту открытия наследства, а также фактическое принятие наследства.

Согласно п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества и т.п.

В силу ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО4, что подтверждается свидетельством о смерти серии от ДД.ММ.ГГГГ, после смерти которой открылось наследство.

Как видно из сообщения Тульского отделения № 8604 ОАО «Сбербанк России» от ДД.ММ.ГГГГ, на имя ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеются счета в дополнительном офисе , которые не были завещаны, подлежащие компенсации.

С учетом изложенных выше обстоятельств, и исходя из положений ст.ст. 1110-1112 ГК РФ, суд приходит к выводу, что вклады на вышеупомянутых счетах входят в состав наследственной массы после смерти ФИО4

Согласно свидетельству о рождении серии IIIЗ от ДД.ММ.ГГГГ матерью Богомолова Н.В. является ФИО4

Наследниками к имуществу ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ, являются истец – Богомолов Н.В. (сын), ответчик – Бобровская Т.В. (дочь).

Из письма нотариуса г. Тулы ФИО7 за от ДД.ММ.ГГГГ следует, что наследственного дела о выдаче свидетельств о праве на наследство к имуществу умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 не заводилось.

Согласно справке МУП «Косогорское ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 проживала постоянно и по день смерти по адресу: <адрес>, в том числе совместно с Бобровской Т.В.

Обстоятельств, свидетельствующих о наличии у ФИО4 других наследников, кроме как истца и ответчика Бобровской Т.В., судом не установлено.

Из объяснений истца Богомолова Н.В. следует, что он после смерти матери ФИО4 в течение первых шести месяцев и до настоящего времени предпринимает меры к сохранности ее имущества.

С учетом изложенного, исследованных материалов дела, отсутствием возражений со стороны ответчика Бобровской Т.В., положений ст. 264 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что иным внесудебным способом удостоверить факт принятия наследства Богомоловым Н.В. после смерти матери ФИО8, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, для истца не представляется возможным.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что Богомолов Н.В. фактически принял наследство после смерти матери ФИО4

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что доводы Богомолова Н.В. о фактическом принятии им наследства, открывшегося после смерти матери ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ, заслуживают внимания, и иным способом – внесудебным, удостоверить данный факт для истца не представляется возможным, в связи с чем его требования в данной части подлежат удовлетворению.

При этом суд принимает во внимание, что ответчик Бобровская Т.В. в письменном заявлении указала то, что на наследственное имущество после смерти матери ФИО4 не претендует и доказательств фактического принятия наследства после ее смерти не представила, по существу заявленных исковых требований не возражала.

Заявленные требования истца о взыскании компенсации по вкладам также подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 10 мая 1995 года № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ» государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами РФ путем помещения денежных средств на вклады в Сберегательный банк РФ в период до 20 июня 1991 года.

Статья 2 вышеназванного закона предусматривает, что гарантированные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом РФ.

В соответствии с п. 2 Правил осуществления в 2010-2011 годах компенсационных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.12.2009 г. № 1092 (в ред. от 28.12.2010 года), гражданам Российской Федерации по 1945 год рождения включительно (в том числе наследникам, относящимся к указанной категории граждан) осуществляется выплата компенсации в 3-кратном размере остатка вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г. (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году). Размер указанной компенсации уменьшается на сумму ранее полученной предварительной компенсации (компенсации) и дополнительной компенсации по вкладам.

Гражданам Российской Федерации 1946 - 1991 годов рождения (в том числе наследникам, относящимся к указанной категории граждан) осуществляется выплата компенсации в 2-кратном размере остатка вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г. (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году). Размер указанной компенсации уменьшается на сумму ранее полученной предварительной компенсации (компенсации) и дополнительной компенсации по вкладам.

Размеры компенсаций зависят от срока хранения вкладов и определяются с применением следующих коэффициентов:

1 - по вкладам, действующим в настоящее время, а также по вкладам, действовавшим в 1992 - 2010 годах и закрытым в 1996 - 2010 годах; 0,9 - по вкладам, действовавшим в 1992 - 1994 годах и закрытым в 1995 году; 0,8 - по вкладам, действовавшим в 1992 - 1993 годах и закрытым в 1994 году; 0,7 - по вкладам, действовавшим в 1992 году и закрытым в 1993 году; 0,6 - по вкладам, закрытым в 1992 году.

По вкладам, закрытым в период с 20 июня 1991 г. по 31 декабря 1991 г., выплата компенсации в 2-кратном и 3-кратном размерах остатков вкладов не осуществляется.

Согласно п.3 названных Правил наследникам, относящимся к указанным выше категориям граждан Российской Федерации, выплата компенсации в 2-кратном и 3-кратном размерах остатков вкладов осуществляется вне зависимости от возраста умершего владельца вкладов. При этом размер указанных компенсаций наследникам не уменьшается на сумму ранее полученной компенсации на оплату ритуальных услуг в размере до 6 тыс. рублей.

В силу п. 4 данных Правил в случае смерти в 2001 - 2010 годах владельца вкладов, являвшегося на день смерти гражданином Российской Федерации, выплата компенсации на оплату ритуальных услуг осуществляется наследникам либо физическим лицам, осуществившим оплату ритуальных услуг, в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящих Правил:

в размере 6 тыс. рублей, если сумма вкладов умершего владельца, указанных в заявлении на выплату компенсации, равна или превышает 400 рублей (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году);

в размере, равном сумме вкладов умершего владельца, указанных в заявлении на выплату компенсации, умноженной на коэффициент 15, если сумма вкладов меньше 400 рублей (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году).

С учетом изложенных выше обстоятельств, и принимая во внимание, что других наследников к имуществу ФИО4 не имеется, суд, исходя из приведенных выше норм материального права, приходит к выводу, что заявленные истцом требования о признании за ним права на получение денежных компенсаций по вкладам, хранящимся на счетах в Тульском отделении № 8604 Сберегательного банка РФ (ОАО), открытых на имя ФИО4 подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Богомолова Н.В. удовлетворить.

Установить факт принятия Богомоловым Н.В. наследства после смерти наследодателя ФИО4, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за Богомоловым Н.В. право собственности в порядке наследования по закону после смерти наследодателя ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, на вклад , открытый в дополнительном офисе Тульского отделения ОАО «Сбербанк России», компенсации по вкладам , , , , открытые в дополнительном офисе Тульского отделения ОАО «Сбербанк России», а также на выплаты компенсаций на оплату ритуальных услуг по ним.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий