14.11.2011 года Иск МИФНС № 11 к Хлебникову Д.Г. о взыскании налогов и сборов с физического лица



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 ноября 2011 года г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Илларионовой А.А.,

при секретаре Тимашове Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 4780/11 по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Тульской области к Хлебникову Д.Г. о взыскании транспортного налога и пени,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Тульской области обратилась в суд с исковыми требованиями к Хлебникову Д.Г. о взыскании транспортного налога и пени.

В обоснование заявленных требований Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Тульской области (правопреемник ИФНС России по Зареченскому району г. Тулы) указала на то, что по данным регистрирующего органа Хлебников Д.Г. является владельцем транспортных средств: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, являющихся объектами налогообложения по транспортному налогу.

На основании ст. 362 НК РФ, ст.ст. 5, 6, 7 Закона Тульской области от 28.11.2002 года № 343-ЗТО «О транспортном налоге» налоговым органом был исчислен транспортный налог за 2009 год.

Хлебникову Д.Г. Инспекцией ФНС России по Зареченскому району г. Тулы было направлено налоговое уведомление на уплату транспортного налога за 2009 год в срок до 02.08.2010 года.

В связи с тем, что налоговое уведомление не было оплачено, Инспекцией ФНС России по Зареченскому району г. Тулы Хлебникову Д.Г. было выставлено требование о погашении задолженности по транспортному налогу и уплате пени со сроком исполнения до 30.08.2010 года.

До настоящего времени сумма налога налогоплательщиком в добровольном порядке не перечислена.

В связи с этим истец просит взыскать с Хлебникова Д.Г. транспортный налог в размере 51 325 руб. 08 коп. и соответствующие пени в размере 898 руб. 66 коп., а всего 52 223 руб. 74 коп.

Одновременно Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 11 по Тульской области заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу искового заявления о взыскании налога и пени всего на сумму 52223,74 рубля, в связи с тем, что он пропущен по уважительной причине – в связи с большим объемом работ и нехваткой сотрудников.

Представитель истца – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Тульской области, в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в письменном заявлении, адресованном суду, просили рассмотреть данное дело в их отсутствие, заявленные исковые требования поддерживают в полном объеме, дополнительно к ходатайству о восстановлении срока никаких доказательств не представляют.

Ответчик Хлебников Д.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, причину неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представил.

Согласно ст. 167 ГПК РФ неявка кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания не препятствует рассмотрению дела в отсутствии вышеуказанных указанных лиц.

В соответствии со ст. 233 ГПК РФ судом вынесено определение о рассмотрение дела в порядке заочного производства, в отсутствие ответчика.

Суд, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Как указано в статье 1 НК РФ настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Согласно статье 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Данная обязанность закреплена в ст. 57 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

В судебном заседании установлено, что Хлебников Д.Г. по состоянию на 2009 год являлся владельцем транспортных средств: <данные изъяты>, государственный номер , <данные изъяты>, государственный номер , <данные изъяты>, государственный номер , <данные изъяты>, государственный номер , доказательств обратного суду не представлено.

Статья 14 НК РФ относит транспортный налог к категории региональных налогов, за счет которого формируется доходная часть бюджета Тульской области согласно ст. 56 Бюджетного Кодекса РФ.

Согласно ст. 12 НК РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

Как предусмотрено ст. 357 НК РФ и ст. 1 Закона Тульской области «О транспортном налоге» от 28.11.2002 года № 343-ЗТО (в редакции от 06.04.2010 года) налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со ст. 362 НК РФ и ст. 6 Закона Тульской области «О транспортном налоге» сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 360 НК РФ, ст. 4 Закона Тульской области «О транспортном налоге»).

Согласно ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства (ст. 5 Закона Тульской области «О транспортном налоге»).

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В соответствии со ст. 7 Закона Тульской области «О транспортном налоге» налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, в срок не позднее 1 июня года, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговый орган вручает уведомление о подлежащей уплате сумме налога.

Физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом не позднее 31 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговое уведомление на уплату налога передается физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Судом установлено, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 11 по Тульской области, являющейся правопреемником ИФНС России по Зареченскому району г. Тулы, на основании информации, поданной в налоговый орган в порядке исполнения ст. 85 НК РФ, был произведен расчет транспортного налога за 2009 год, подлежащего уплате Хлебниковым Д.Г.

Хлебникову Д.Г. истцом 19.03.2010 года было направлено налоговое уведомление на уплату транспортного налога за 2009 год в размере 51325 руб. 08 коп. в срок до 02.08.2010 года. Данный налог был начислен на вышеуказанные транспортные средства, принадлежащие Хлебникову Д.Г.

В связи с тем, что налоговое уведомление не было оплачено, Инспекцией было выставлено требование от 10.08.2010 года об уплате налога, в котором было предложено налогоплательщику добровольно уплатить налог в размере 51325 руб. 08 коп. и пени в размере 898 руб. 66 коп. в срок до 30.08.20010 года.

С момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора.

Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В соответствии с п. 3 настоящей статьи правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.

Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора и штрафов (п. 10 ст. 48 НК РФ).

В данном случае срок на обращение в суд Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 11 по Тульской области, установленный п. 2 ст. 48 НК РФ, пропущен, что истцом не спаривается, поскольку Инспекция могла обратиться в суд с иском о взыскании транспортного налога, при указанных обстоятельствах, в срок до 28.02.2011 года, однако обратилась в суд только 13.10.2011 года, что подтверждается почтовым конвертом. Исковое заявление поступило в суд 20.10.2011 года, что подтверждается штампом входящей корреспонденции.

Причину несвоевременного обращения в суд с данным исковым заявлением, указанную Инспекцией, а именно: в связи с большим объемом работ и нехваткой сотрудников, суд признает несостоятельной.

Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Судом не установлено обстоятельств, которые бы свидетельствовали об уважительности причин пропуска срока Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 11 по Тульской области для обращения в суд с иском к Хлебникову Д.Г. о взыскании суммы недоимки по налогам и пени в размере 52223 рубля 74 копейки.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 11 по Тульской области не представлено суду доказательств, подтверждающих уважительность пропуска срока обращения в суд, установленного законом, в связи с этим оснований для восстановления срока у суда не имеется.

Судом установлено, что Инспекцией был пропущен срок подачи искового заявления к Хлебникову Д.Г. о взыскании суммы недоимки по налогам и пени в размере 52223 рубля 74 копейки без уважительных причин, вследствие чего он не может быть восстановлен.

В связи с этим ходатайство Инспекции о восстановлении пропущенного срока на подачу искового заявления не подлежит удовлетворению.

При установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу (п. 6 ст. 152 ГПК РФ).

Кроме того в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Исходя из установленных обстоятельств, приведенных выше доказательств и требований закона, суд находит требования истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Тульской области к Хлебникову Д.Г. о взыскании транспортного налога и пени не подлежащими удовлетворению и считает необходимым в иске Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Тульской области к Хлебникову Д.Г. отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявленных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Тульской области к Хлебникову Д.Г. о взыскании транспортного налога и пени отказать.

Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения им копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано также в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий