по иску Сенюшкина В.С. к администрации г. Тулы, Министерству регионального развития, Федеральному агенству по управлению государственным имуществом о признании действий незаконными, взыскании денежной компенсации за предоставление жилья.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 декабря 2011 года                             город Тула

Центральный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего Наумовой Т.К.,

при секретаре Сычевой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4905/11 по исковому заявлению Сенюшкина В.С. к администрации г. Тулы, Министерству регионального развития, Федеральному агенству по управлению государственным имуществом о признании действий незаконными, взыскании денежной компенсации за предоставление жилья меньшей площади, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Сенюшкин В.С. обратился в суд с иском к администрации г. Тулы, Министерству регионального развития, Федеральному агенству по управлению государственным имуществом о взыскании денежных средств, в котором указывает, что постановлением администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ Сенюшкин В.С., как гражданин, уволенный с военной службы в ДД.ММ.ГГГГ, в составе семьи из 3 человек, был включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства в городе Туле.

После получения от Сенюшкина В.С. полного пакета документов в соответствии с требованиями пункта 17 Правил предоставления в ДД.ММ.ГГГГ гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , администрацией города Тулы ДД.ММ.ГГГГ направлено за к в Министерство регионального развития Российской Федерации ходатайство о предоставлении Сенюшкину В.С. в собственность двухкомнатной <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 50,9 кв.м., для принятия соответствующего решения.

Вопрос о предоставлении истцу в собственность квартиры в соответствии с пунктом 2.1. статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» рассматривался Министерством регионального развития Российской Федерации, которое соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать решения о предоставлении гражданам, уволенным с военной службы, в собственность бесплатно жилых помещений, находящихся в федеральной собственности.

Документы на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, были выданы истцу администрацией г. Тулы ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истцом было получено свидетельство о праве собственности на указанное жилое помещение, ДД.ММ.ГГГГ он и члены его семьи были зарегистрированы по указанному адресу.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

В соответствии с ч. 2 ст. 15.1 указанного закона при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему и гражданину, уволенному с военной службы, реализующим в соответствии с пунктом 8 статьи 15 настоящего Федерального закона право на дополнительную общую площадь жилого помещения, в собственность бесплатно или по договору социального найма, размер общей площади жилого помещения, увеличивается в пределах от 15 квадратных метров до 25 квадратных метров.

На основании чего истец полагает, что занимаемая им должность <данные изъяты> по классификации воинских должностей установленных в Указе Президента РФ № 537 от 01.06.2002 г. «Об утверждении табеля о соответствии воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, квалификационным разрядам государственным служащим», соответствует 28 квалификационному разряду, приравнена к должности командира бригады, то есть соединения частей, подчиненного напрямую Министерству обороны.

То есть должность, которую занимал истец до увольнения из рядов ВС РФ выше должности командира части и по квалификационному разряду и по оплате, денежный оклад истца был выше оклада генерала - начальника областного военного комиссариата, в связи с чем полагает, что ему должна была быть предоставлена дополнительная жилая площадь в пределах от 15 квадратных метров до 25 квадратных метров, в соответствии с ч. 2 ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».

На основании изложенного истец просит: признать незаконными действия ответчиков, нарушивших его права на получение жилья, положенного по закону; взыскать с ответчиков (согласно расчету) в пользу Сенюшкина В.С. денежные средства, равные стоимости разницы в метраже представленной ответчиками квартиры площадью 50,9 кв.м., и положенной в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих», площадью 69 кв.м., в сумме <данные изъяты>., в равных долях; взыскать с ответчиков в пользу Сенюшкина В.С., в равных долях, денежные средства в сумме <данные изъяты>. в счет компенсации морального вреда.

Истец Сенюшкин В.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрение данного дела в его отсутствие.

Представитель ответчика Администрации г. Тулы по доверенности Синдеев М.М. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, в обоснование указав, что заявленные Сенюшкиным В.С. требования незаконны и необоснованны, поскольку истец добровольно согласился на получение соответствующего жилья меньшей площади, написав собственноручно заявление, право на дополнительную площадь он не имеет.

Представитель ответчика Министерство Регионального развития, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

Представитель ответчика Федеральное Агентство по Управлению Государственным имуществом в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

Представитель ответчика Министерства Обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

При таких обстоятельствах, суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании судом установлено, что согласно с Выписке из приказа Министра Обороны РФ по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» подполковник Сенюшкин В.С., <данные изъяты> уволен с военной службы с зачислением в запас, по ст. 48 (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе). За безупречную службу в Вооруженных Силах объявлена благодарность. Выслуга лет Сенюшкина В.С. в Вооруженных силах составляет: календарная – 20 лет 30 мес., в льготном исчислении – 24 года 1 месяц. Время обучения в гражданском учебном заведении, засчитываемое в выслугу лет на пенсию – 2 года 6 мес. Выслуга лет на пенсию – 26 лет 7 мес. (л.д. 24).

Как усматривается из выписки из приказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ подполковник Сенюшкин В.С., <данные изъяты>, проходивший службу по контракту, уволенный приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ с военной службы в запас по статье 48 Закона РФ (по достижении предельного возраста пребывания в военной службе), в соответствии с приказом командира <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава военного представительства, всех видов обеспечения и направлен на воинский учет в <данные изъяты>. (л.д. 25).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы жилых помещений, находящихся в федеральной собственности» утверждены Правила предоставления в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности.

Постановлением администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ Сенюшкин В.С., как лицо, уволенное с военной службы в ДД.ММ.ГГГГ, заблаговременно включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Туле.

Установлено, что администрацией г. Тулы истцу неоднократно разъяснялся порядок предоставления жилья гражданам, уволенным с военной службы, были затребованы документы для обновления его жилищного дела в связи с перерегистрацией очереди, предлагалось принять участие в программе «Государственные жилищные сертификаты» (письма от ДД.ММ.ГГГГ X1, от ДД.ММ.ГГГГ исх, от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ исх, от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ X568). Необходимые документы были представлены Сенюшкиным В.С. в конце 2009 года.

В рамках реализации постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по стимулированию рынка жилищного строительства в 2008-2009 годах», Министерством регионального развития РФ для решения жилищной проблемы граждан, уволенных с военной службы, в городе Туле приобретены квартиры по адресу: <адрес> однокомнатные квартиры общей площадью от 42,7 до 48,9 кв.м., двухкомнатные квартиры общей площадью от 50,5 до 51,2 кв.м., трехкомнатные квартиры общей площадью от 82,6 до 83,3 кв.м.

В соответствии с требованиями п. 17 Правил предоставления в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений находящихся в федеральной собственности, утвержденных постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , администрацией г. Тулы в Министерство регионального развития РФ ДД.ММ.ГГГГ направлено ходатайство о предоставлении истцу в собственность <адрес>, общей площадью 50,9 кв.м., для принятия соответствующего решения.

Таким образом, истцу Сенюшкину В.С. был подобран наиболее приемлемый вариант, исходя из имеющихся жилых помещений.

Установлено, что в соответствии с пунктом 2.1. статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

- жилого помещения в собственность бесплатно;

- жилого помещения по договору социального найма;

- единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона.

Статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что норма предоставления площади жилого помещения при предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти составляет восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади предоставляемых жилых помещений может превышать нормативный размер общей площади жилых помещений, но не более чем на девять квадратных метров в общей сложности.

Между тем, частью 8 статьи 15 указанного выше Федерального закона предусмотрено, что офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие научные работники, имеющие ученые степени и (или) ученые звания, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров.

Согласно выпискам из приказов об увольнении истца с военной службы, на момент увольнения он имел звание подполковника и проходил службу в должности <данные изъяты> что не подпадает ни под одну из перечисленных указанной выше категорий.

Соответственно право на дополнительную жилую площадь истец не имеет, поскольку с военной службы был уволены в звании подполковника, и занимал должность начальника военного представительства, что также не дает право на получение дополнительной площади.

Министерством регионального развития Российской Федерации для предоставления гражданам, уволенным с военной службы, в городе Туле <адрес> приобретено в 2009 году 28 квартир, из них однокомнатных - семнадцать, общей площадью от 42,7 кв. м до 48,9 кв. м, двухкомнатных - шесть, общей площадью от 50,5 кв.м до 51,2 кв.м, трехкомнатных - пять, общей площадью от 82,6 кв. м до 83,3 кв.м.

Таким образом, по норме закона истцу на семью из 3 человек должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью 54 кв.м, но не более 63 кв.м. Однако, ни одна из приобретенных в доме в <адрес> квартир для предоставления гражданам, уволенным с военной службы, таких размеров общей площади не имела.    

Вместе с тем, какие-либо другие квартиры, кроме указанных 28 квартир для предоставления гражданам, уволенным с военной службы, в
городе Туле в 2009-2010 годах, подходящие по размеру площади (общей
площадью 54 кв.м, но не более 63 кв.м.) для предоставления истцу и членам
его семьи, Министерством регионального развития Российской Федерации не приобретались.    

Письменное согласие истца Сенюшкина В.С. на предоставление ему на состав семьи 3 человека двухкомнатной <адрес>, общей площадью 50,9 кв.м, выражено в заявлении на имя главы администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ, написаном истцом собственноручно. В заявлении отражено, что возражений у истца в получении квартиры данной площади не имеется. При этом фактов оказания давления на него в ходе проверки, проведенной органами прокуратуры, не установлено.

Администрацией города Тулы полученный от истца пакет документов в
соответствии с требованиями пункта 17 Правил предоставления в 2009 году
гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в
федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , направлен для принятия соответствующего решения ДД.ММ.ГГГГ с ходатайством о предоставлении
истцу и членам его семьи в собственность двухкомнатной <адрес>, общей площадью 50,9 кв.м,     в Министерство регионального развития Российской Федерации.

Согласно Акта приема-передачи находящегося в федеральной собственности

жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в 2010 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности» на основании приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, действующее от имени Российской Федерации на основании постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», в лице ФИО8, действующего на основании доверенности Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ , передало, а граждане: Сенюшкин В.С. <данные изъяты>, ФИО3 (<данные изъяты> ФИО4 <данные изъяты> приняли жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 50,90 кв. м. Подпись Сенюшкина В.С. и членов его семьи имеются.

Довод истца о том, что факт сдачи им государству занимаемой трехкомнатной квартиры, площадью 63 кв.м, при условии предоставления ему квартиры, общей площадью 50,9 кв.м. вместо положенных по закону 54 кв.м., служит основанием удовлетворения его исковых требований, является неосновательным, поскольку сдача занимаемого жилого помещения является условием предоставления в собственность жилого помещения по избранному месту жительства.

Вопрос о предоставлении истцу в собственность квартиры на основании статьи 15 названного выше Федерального закона рассмотрен Министерством регионального развития Российской Федерации, которое в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 06.11.2009г. № 903 и от 24.09.2010 № 760 является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать решения о предоставлении гражданам, уволенным с военной службы, в собственность бесплатно жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, приобретенных в соответствии с Правилами приобретения в 2008 - 2009 годах квартир в многоквартирных домах для военнослужащих граждан, уволенных с военной службы.

Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ Сенюшкину B.C. предоставлено жилое помещение в собственность как гражданину, уволенному с военной службы в соответствии с его волеизъявлением, выраженным в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что предоставление в 2010 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, приобретенных в соответствии с Правилами приобретения в 2008 - 2009 годах квартир в многоквартирных домах для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по стимулированию рынка жилищного строительства в 2008 - 2009 годах», осуществляется в порядке, установленном Правилами предоставления в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2009 года № 903 «О предоставлении в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности» (далее - Правила ).

Пунктом 8 Правил № 903 установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, уволенным с военной службы, по нормам предоставления, предусмотренным статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

На момент издания приказа Минрегиона России о предоставлении Сенюшкину B.C. жилого помещения статья 15.1 действовала в редакции Федерального закона от 1 декабря 2008 года № 225-ФЗ. В соответствии с данной редакцией норма предоставления площади жилого помещения при предоставлении по договору социального найма жилых помещений, находящихся в федеральной собственности или переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, либо при предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти составляла восемнадцать квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади жилых помещений, указанных в пункте 1 статьи 15.1, может превышать размер общей площади жилых помещений, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 статьи 15.1, но не более чем на девять квадратных метров в общей сложности.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, возможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Как следует из положений статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом не были представлены доказательства причинения ему ответчиком морального вреда в связи с нарушением его неимущественных прав и нематериальных благ.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении требований о компенсации морального вреда.

Предусмотренная законом процедура предоставления жилья нарушена не была, спорная <адрес>, площадь которой на 3,1 кв.м., меньше, чем полагалось бы истцу, предоставлена истцу в соответствии с его волеизъявлением.

Оснований для удовлетворения заявленных требований истца не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

    в удовлетворении исковых требований Сенюшкина В.С. к администрации г. Тулы, Министерству регионального развития, Федеральному агенству по управлению государственным имуществом о признании действий незаконными, взыскании денежной компенсации за предоставление жилья меньшей площади, взыскании компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: