РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 января 2012 года город Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Голомидовой И.В.,
при секретаре Кузнецовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-73/12 по иску Клинцова Е.В. к Правительству Тульской области, Комитету Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству об обязании предоставить жилое помещение, взыскании судебных расходов,
установил:
Клинцов Е.В. обратился в суд с иском к Правительству Тульской области об обязании предоставить жилое помещение, указав в обоснование заявленных требований на то, что относится к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать ФИО1 Отец ФИО2 решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ лишен в отношении него родительских прав.
Согласно справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года в периоды ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год Клинцов Е.В. воспитывался в <данные изъяты> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и находился на полном государственном обеспечении.
Согласно листку выбытия от ДД.ММ.ГГГГ Клинцов Е.В. выбыл из <адрес> в <адрес>, где обучался в профессиональном училище №.
С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года учился в <адрес> в профессиональном лицее № <данные изъяты>.
Жилое помещение за ним не закреплялось, так как его родители его не имели.
В настоящее время у истца нет жилья, и он зарегистрирован по месту пребывания временно по адресу: <адрес>, у своих знакомых.
С просьбой о предоставлении жилого помещения истец обращался в администрацию г. Тулы, где был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, что подтверждается постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако до настоящего времени жилое помещение Клинцову Е.В. не предоставлено, чем нарушаются его права, гарантированные государством детям-сиротам.
Просил суд обязать Правительство Тульской области предоставить ему как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм по договору социального найма площадью не ниже социальных норм вне очереди в границах города Тулы; взыскать с Правительства Тульской области в его пользу <данные изъяты> руб. в счет возмещения расходов на оплату юридических услуг; взыскать с Правительства Тульской области в его пользу сумму уплаченной государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
В ходе судебного разбирательства по делу судом к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеки и попечительству.
В судебном заседании истец Клинцов Е.В. просил исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, обязав надлежащего ответчика предоставить ему как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм по договору социального найма площадью не ниже социальных норм вне очереди в границах города Тулы; взыскать в его пользу <данные изъяты> руб. в счет возмещения расходов на оплату юридических услуг; взыскать с Правительства Тульской области в его пользу сумму уплаченной государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Представитель ответчика Правительства Тульской области по доверенности Липова М.В. исковые требования не признала, просила в части требований, заявленных к Правительству Тульской области, отказать, поскольку Правительство Тульской области является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в представленном суду письменном заявлении исковые требования Клинцова Е.В. не признал и просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель третьего лица администрации г. Тулы по доверенности Лобанов Ю.В. просил разрешить заявленные истцом требования на усмотрение суда, поскольку администрация г. Тулы не обладает соответствующими полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих по делу.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к следующему.
Согласно повторному свидетельству о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ Клинцов Е.В. родился ДД.ММ.ГГГГ. Матерью истца указана ФИО1, отцом – ФИО2 (л.д. 24).
Мать истца – ФИО1, умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается повторным свидетельством о смерти I№ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23).
Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 лишен родительских прав в отношении Клинцова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 21-22).
На основании решения, выданного <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об усыновлении несовершеннолетнего Клинцова Е.В.», гражданам ФИО3 и ФИО4 было дано разрешение на усыновление несовершеннолетнего Клинцова Е.В., с присвоением ему фамилии – <данные изъяты>, отчества – <данные изъяты>, имя ребенка – <данные изъяты> изменено на <данные изъяты> (л.д. 20).
Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившем в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, было отменено усыновление над несовершеннолетним ФИО5 со стороны ФИО4 и ФИО3, с возвращением фамилии несовершеннолетнему <данные изъяты>, имени <данные изъяты>, отчества <данные изъяты>.
На основании постановления главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Клинцов Е.В. был направлен в общеобразовательную школу-интернат. Право пользования каким-либо жилым помещением за Клинцовым Е.В. не закреплялось, что подтверждается также письмом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке «<данные изъяты> Клинцов Е.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в стационарном отделении <данные изъяты> (л.д. 12).
Согласно справке <данные изъяты>, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ года, Клинцов Е.В. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывался в <данные изъяты> и находилась на полном государственном обеспечении (л.д. 16).
Согласно листку выбытия от ДД.ММ.ГГГГ Клинцов Е.В. выбыл из <адрес> в <адрес>, где обучался профессиональном училище №.
ДД.ММ.ГГГГ получил диплом о начальном профессиональном образовании № (л.д. 11).
Как следует из свидетельства № о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ Клинцов Е.В. состоит на регистрационном учете по месту пребывания по адресу <адрес>. Период регистрации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Правообладателем жилого помещения - <адрес> является ФИО6, что подтверждается выпиской из единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Клинцов Е.В. заключил брак с гражданской ФИО7, что подтверждается повторным свидетельством о заключении брака №, выданным <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ. После заключения брака присвоены фамилии: мужу - Клинцов, жене - Клинцова.
ДД.ММ.ГГГГ у Клинцова Е.В. родилась дочь – ФИО8, что подтверждается свидетельством о рождении I№, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № Клинцов Е.В., как относящийся к категории граждан из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированный по месту пребывания по адресу: <адрес>, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении жилищного фонда <адрес>, предоставляемом по договору социального найма, составом семьи 1 человек.
Согласно справке <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, в архивах <данные изъяты> отсутствуют сведения о недвижимом имуществе и зарегистрированных на него правах за Клинцовым Е.В.
Из уведомления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в <данные изъяты> Клинцова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на имевшиеся у него объекты недвижимого имущества.
С учетом изложенного фактически истец Клинцов Е.В. является сиротой и нуждается в предоставлении жилого помещения.
Исходя из определения сироты, предполагается, что ребенок лишается родителей до достижения им возраста 18 лет.
Данный вывод подтверждается положениями действующего в настоящее время ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым урегулирован порядок предоставления указанной категории граждан жилья.
Из ст. 1 закона усматривается, что для целей настоящего Федерального закона на момент его принятия использовались понятия: дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав.
С учетом изложенного истец обладает статусом сироты.
Согласно ст. 13 закона настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Судом установлено, что дата официального опубликования закона – 27.12.1996 года.
Действие данного закона не распространяется на правоотношения, возникшие до введения его в действие. Данный вывод подтвержден определением Конституционного Суда РФ от 19.11.2002 года № 295-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Яковлева А.В. на нарушение его конституционных прав положениями преамбулы ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
На момент введения в действие названного закона Клинцову Е.В.. исполнилось 7 лет.
Исходя из указанных обстоятельств Клинцов Е.В. мог обладать правом на получение жилья в порядке, предусмотренном данным законом.
В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Частью 2 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Порядок предоставления жилья детям-сиротам урегулирован Законом Тульской области № 902-ЗТО от 12.11.2007 года «О жилищном фонде Тульской области».
На основании ст. 3 закона к категориям граждан, имеющим право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. 1 ст. 4 названного закона состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Тульской области, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), имеют право граждане, отнесенные к категориям граждан, указанным в статье 3 настоящего Закона, признанные нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным пунктами 1 - 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании в настоящее время постановлением главы администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № Клинцов Е.В., как относящийся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят на учет нуждающихся в жилом помещении жилищного фонда Тульской области, предоставляемом по договору социального найма.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Законом Тульской области «О жилищном фонде Тульской области» и Постановлением администрации Тульской области от 04.03.2009 года № 105 «Об органах исполнительной власти Тульской области, уполномоченных на предоставление жилых помещений и на осуществление управление жилищным фондом Тульской области», обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на органы исполнительной власти субъекта.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 5 Закона Тульской области «О жилищном фонде Тульской области» жилые помещения жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма предоставляются гражданам в соответствии со сводными списками граждан на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, на основании решения уполномоченного органа.
Жилые помещения жилищного фонда Тульской области предоставляются на всех членов семьи, проживающих совместно с гражданином, включенных им в заявление о принятии на учет. Общая площадь предоставляемого жилого помещения, приходящаяся на одного человека, не должна быть менее нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной органом местного самоуправления, где гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Жилое помещение площадью менее нормы предоставления на одного человека может предоставляться только с согласия гражданина без снятия его с учета.
Уполномоченным органом в данном случае является Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству на основании Постановления администрации Тульской области от 04.03.2009 года № 105 «Об органах исполнительной власти Тульской области, уполномоченных на предоставление жилых помещений и на осуществление управление жилищным фондом Тульской области».
На основании пп.2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
С учетом изложенного требования Клинцова Е.В. об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее нормы предоставления, установленной в городе Туле, подлежат удовлетворению, путем возложения данной обязанности на Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, расходы присуждаются пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ к судебных расходам относятся государственная пошлина, издержки, связанные с рассмотрением дела.
Судом установлено, что истцом понесены судебные расходы по оплате юридических услуг в сумме <данные изъяты> рублей, что подтверждается актом приема-передачи денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ и договором об оказании юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать с Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству в пользу Клинцова Е.В. понесенные по делу судебные расходы, связанные с оказанием ему юридической помощи, в размере <данные изъяты> рублей.
Кроме того, при подаче иска в суд, Клинцовым Е.В. была уплачена госпошлина в сумме <данные изъяты> рублей, что подтверждается квитанцией (л.д. 2-3).
В силу ст. 98 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству в пользу Клинцова Е.В. понесенные по делу судебные расходы по оплате госпошлины при подаче иска в суд в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Клинцова Е.В. удовлетворить.
Обязать Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству предоставить Клинцову Е.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, общей площади не менее нормы предоставления, установленной в городе Туле.
Взыскать с Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству в пользу Клинцова Е.В. судебные расходы на оплату юридических услуг в сумме <данные изъяты> рублей и на оплату госпошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий