РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 ноября 2011 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Голомидовой И.В.
при секретаре Мишиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4437/11 по иску Лапуновой Г.Н., Глущенко Ю.Ю., Никулиной О.Л. действующей также в интересах ФИО1, к администрации г. Тулы об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,
установил:
Лапунова Г.Н., Глущенко Ю.Ю., Никулина О.Л., действующая также в интересах ФИО1, обратились в суд с иском к администрации г. Тулы об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение.
В обоснование заявленных требований указали на то, что являются нанимателями квартиры <адрес>.
Квартира была предоставлена ФИО2 на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом отнесен к категории непригодных для постоянного проживания.
После признания дома непригодным для проживания истцы неоднократно обращались в администрацию г. Тулы с заявлениями о предоставлении другого благоустроенного жилья взамен непригодного, однако до настоящего времени благоустроенное жилье им так и не было предоставлено.
Никто из нанимателей не имеет в собственности какого-либо другого жилья. В соответствии с постановлением Главы администрации поселков <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № истцы состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Просят обязать администрацию г. Тулы предоставить им вне очереди благоустроенную квартиру общей площадью не менее 45,1 кв.м и количеством комнат не менее двух.
В судебном заседании истцы Лапунова Г.Н., Никулина О.Л., действующая также в интересах несовершеннолетней ФИО1, Глущенко Ю.Ю. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили обязать администрацию г. Тулы предоставить им благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим требованиям и находящимся в черте г. Тулы, не менее равнозначного ранее занимаемому.
Представитель ответчика администрации г. Тулы по доверенности Пантелеева Н.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, считая их необоснованными.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Согласно ордеру на жилое помещение № ФИО2 на семью из четырех человек: ФИО2, Лапунову Г.Н., Лапунову О.Л., Глущенко Ю.Ю., было предоставлено жилое помещение – квартира <адрес> на основании приказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
Из выписки из домовой книги на квартиру № <адрес> следует, что на регистрационном учете состояли с ДД.ММ.ГГГГ: наниматель ФИО2, его жена Лапунова Г.Н., их дети НикулинаО.Л. и Глущенко Ю.Ю. Наниматель ФИО2 был снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу, которым ФИО2 признан безвестно отсутствующим.
В настоящее время на регистрационном учете по вышеуказанному адресу состоят и проживают Лапунова Г.Н., Никулина О.Л., ФИО1 и Глущенко Ю.Ю..
Согласно выписке из лицевого счета на указанное выше жилое помещение – квартира двухкомнатная, имеет жилую площадь 31,5 кв.м, общую площадь - 45,1 кв.м, находится в муниципальной собственности.
Постановлением главы города Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении акта межведомственной комиссии» утвержден акт межведомственной комиссии о признании ветхими жилых домов в городе Туле согласно приложению, среди которых числится дом <адрес>.
Как следует из акта межведомственной комиссии администрации от ДД.ММ.ГГГГ о признании, в том числе и жилого дома <адрес> ветхим для проживания, комиссия руководствовалась Методикой по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания, утвержденной приказом Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 31 декабря 1999 года № 177.
В соответствии с п. 2.1 требований Методики по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания, утвержденной приказом Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 31 декабря 1999 года № 177, к категории непригодных для проживания относятся жилые здания и расположенные в них жилые помещения, отдельные жилые помещения на следующих основаниях: 1. Жилое здание, расположенное в зоне, запрещенной к застройке (в зоне опасного влияния факторов окружающей природной среды на условия жизнедеятельности и здоровье человека). 2. Техническое состояние строительных конструкций или инженерного оборудования представляет опасность для проживающих в здании или помещении, с учетом физического износа и повреждения конструкций. 3. Нарушения санитарно - гигиенических условий проживания, в том числе нарушений температурно - влажностного режима помещений и конструкций, повышенного шума или вибрации, недостаточного освещения. 4. Недостатки планировки и уровня внутреннего благоустройства. 5. Жилые помещения, расположенные в жилом здании, признанном непригодным для проживания. 6. Отсутствие постоянного обслуживания жителей или отсутствие технической эксплуатации здания.
Непригодными для проживания являются жилые здания и жилые помещения, имеющие опасное техническое состояние строительных конструкций или инженерного оборудования. В частности п. 2.4 предусмотрено, что техническое состояние системы "здание - основание - инженерное оборудование" неудовлетворительное. Строительные конструкции и (или) инженерное оборудование здания достигли ветхого состояния, но несущая способность элементов здания или здания в целом полностью не исчерпаны. Дальнейшая эксплуатация не является безопасной. Физический износ строительных конструкций и инженерного оборудования, определенный квалифицированной комиссией с учетом данных БТИ, составляет более 60%.
Как следует из Постановлением главы города Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении акта межведомственной комиссии» физический износ строительных конструкций и инженерного оборудования дома <адрес>, определенный квалифицированной комиссией с учетом данных <данные изъяты> составляет 62 %.
Приказ № 177 от 31.12.1999 года отменен Приказом Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 15.08.2000 года № 181 в связи с подготовкой и введением в действие Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 года № 552 «Об утверждении положения о признании жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания».
В соответствии с п. 2 подп. а Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 года № 552, непригодными для проживания признаются жилые дома (жилые помещения), находящиеся в ветхом состоянии.
Постановлением главы администрации г. Тулы от 05.05.2008 года № 1579 внесены изменения в постановление главы администрации г. Тулы от 28.09.2001 года № 1293, согласно которым по всему тексту постановления и приложения к нему вместо слов «ветхими» читать «непригодными для постоянного проживания».
Более того, о признании спорной жилой площади непригодной для проживания речь идет и в Постановлении Администрации г. Тулы № 1195 от 08.05.2009 года, то есть при принятии данного постановления Администрация г. Тулы, являющаяся ответчиком по настоящему делу, подтвердила правильность выводов о непригодности дома <адрес> для проживания.
Кроме того, как следует из Положения о порядке переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 28.03.2008 № 150 «Об утверждении Положения о порядке переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде» основанием для переселения граждан из жилого дома в рамках Программы является правовой акт органа местного самоуправления Тульской области о признании его по состоянию на 01 января 2002 непригодным для постоянного проживания в установленном порядке (п.2).
Сведений и доказательств того, что дом <адрес> отремонтирован, в настоящее время является пригодным для проживания, ответчиком суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что дальнейшая эксплуатация дома <адрес> не является безопасной, и дом, где проживают истцы, в установленном порядке признан непригодным для проживания.
В соответствии со ст. 91 ЖК РСФСР, действовавшей в период признания дома <адрес> непригодным для проживания, граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если: 1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; 2) дом (жилое помещение) грозит обвалом; 3) дом (жилое помещение) подлежит переоборудованию в нежилой.
Ст. 1 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» предусматривает, что Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Истцы обратились в суд с иском 28 сентября 2011 года, то есть в период действия Жилищного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 57 ч. 2 п. 1 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Статьей 87 ЖК РФ установлено, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, предусмотренным ст. 87 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Согласно выписке и ордеру на предоставление квартиры <адрес> семье ФИО2, данное жилое помещение указано как служебное.
Вместе с тем, суд при разрешении исковых требований исходит из следующего.
В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на момент выделения спорного жилого помещения ФИО2 и членам его семьи, предусматривалось, что жилое помещение подлежало включению в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно п.2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. №1307, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, квартиры, служебные и иные жилые помещения, пригодные для проживания. Включение жилых строений и помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством.
Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в состав служебных, оно должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости.
Ст. 92 п.п. 1, 2 ныне действующего ЖК РФ служебные жилые помещения относит к помещениям специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям) и предусматривает, что в качестве таковых используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
П. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42) установлено, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Достаточных доказательств отнесения спорного жилого помещения к числу служебных в соответствии с указанными правовыми нормами ответчиком не представлено, поскольку в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав на этот объект отсутствуют, что подтверждается выпиской (л.д. 13).
Таким образом, оснований для признания спорной квартиры служебным жилым помещением не имеется.
Кроме того, согласно решению Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу, ФИО2 признан безвестно отсутствующим, в связи с чем несмотря на прекращение трудовых отношений ФИО2 с организацией, которой ему выделялось жилое помещение, требования о выселении к нему либо к членам его семьи, в том числе истцам, вовсе не состоявшим с администрацией г. Тулы в трудовых правоотношениях, никем не предъявлялись.
В силу ст. 13 Федерального закона «О введении в действие ЖК РФ» №189-ФЗ от 29.12.2004 г., граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Каких-либо оснований для выселения истцов без предоставления иного жилого помещения из спорного жилья не усматривается.
С учетом вышеизложенного, довод представителя ответчика администрации г. Тулы о том, что проживание истцов в специализированном жилом помещении (служебном), ставшим непригодным для дальнейшего проживания, само по себе не порождает у истцов право на предоставление им другого жилого помещения по договору социального найма на основании ст.ст. 87, 89 ЖК РФ, суд находит необоснованным.
Исходя из установленных обстоятельств и требований закона, суд приходит к выводу, что администрацию г. Тулы Лапуновой Г.Н., Никулиной О.Л., ФИО1 Глущенко Ю.Ю. надлежит обязать предоставить благоустроенное, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте города Тулы, жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Лапуновой Г.Н., Глущенко Ю.Ю., Никулиной О.Л., действующей также в интересах ФИО1, к администрации г. Тулы о предоставлении благоустроенного жилого помещения, удовлетворить.
Обязать администрацию города Тулы предоставить Лапуновой Г.Н., Глущенко Ю.Ю., Никулиной О.Л., ФИО1 благоустроенное, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте города Тулы, жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10-ти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий (подпись)