Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2012 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Гришиной Л.Ю.,
при секретаре Хохлуновой О.Г.,
с участием истца Матраева В.Т., его представителя допущенного к участию в деле в порядке ч.6 ст. 53 ГПК РФ Матраевой Г.И., третьего лица Масловой Т.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Матраева Виктора Терентьевича к территориальному управлению администрации г. Тулы по Центральному району, администрации г. Тулы, министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании права собственности на самовольные постройки, признании права собственности на земельный участок,
установил:
Матраев В.Т. обратился в суд с иском к территориальному управлению администрации г. Тулы по Центральному району, администрации г. Тулы, министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании права собственности на самовольные постройки, признании права собственности на самовольно возведенные постройки: литер А – основное строение, площадью 54,7 кв.м, литер А1 – жилая пристройка, площадью 7,9 кв.м, под литером АА1а – подвал, площадью 52 кв.м, гараж, площадью 19,4 кв.м, литер а – пристройка, площадью – 10,9 кв.м, литер а1 – пристройка, площадью 3,1 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, признать за ним право собственности на земельный участок, общей площадью 1052,3 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований Матраев В.Т. указал на то, что домовладение по адресу: <адрес> (ранее был адрес: <адрес>), принадлежит на праве собственности ему, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом первой Тульской Государственной Нотариальной конторы ФИО6
ДД.ММ.ГГГГ им было получено разрешение на строительство нового жилого дома на старом земельном участке (решение исполнительного комитета районного совета депутатов трудящихся Центрального района № от ДД.ММ.ГГГГ).
В период 1965-1974 годы им был построен новый дом, однако возведение лит. А, лит. А1, лит. а, лит. al было произведено с нарушением существующего разрешения, а также был обустроен подвал и гараж под лит. АА1а.
На самовольные постройки имеются техническое заключение о состоянии строительных конструкций жилого дома, в соответствии с которым строения лит. А, лит. А1, лит.а, лит. под АА1а, и лит.а1, входящие в состав домовладения № по <адрес>, находятся в исправном техническом состоянии: несущая способность обеспечивается, конструктивные элементы пригодны для дальнейшей эксплуатации. Строительные работы произведены в соответствии с технологическими условиями на производство общестроительных и специальных работ. Объёмно - планировочные и конструктивные решения, принятые нами при возведении строений отвечают требованиям безопасности, долговечности, эксплуатационным характеристикам, санитарно- эпидемическим требованиям по охране здоровья людей и окружающей природной среды, противопожарным требованиям, предъявляемым к жилым домам в соответствии с требованиями СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные», ФЗ № 123 «Технологический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Самовольно возведенные пристройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Полагает, что в соответствии со ст. 222 ГК РФ за ним может быть признано право собственности на самовольные постройки: лит. А - основное строение, площадью - 54,7 кв.м, лит. А1 - жилая постройка, площадью 7,9 кв.м, под лит. АА1а - подвал - площадью -52, кв.м, гараж, площадью - 19,4 кв.м, лит. а- пристройка, площадью - 10,9 кв.м., лит. al-пристройка, площадью- 3,1 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>.
Принадлежащее ему на праве собственности домовладение располагается на земельном участке общей площадью- 1052,3 кв.м, выделенном его отцу, Матраеву Т.Н. под застройку в 1948 г.
Считает, что в соответствии с п.9.1 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» он имеет право зарегистрировать право собственности на данный земельный участок в порядке, установленном ст. 25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав и на недвижимое имущество и сделок с ним». Однако я не имею реальной возможности сделать это, поскольку в соответствии с п.2 ст.25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав и на недвижимое имущество и сделок с ним» такая регистрация возможна только при предъявлении им на регистрацию документа, устанавливающего или удостоверяющего ее право пользования спорным участком, а такого документа у него нет. А восстановить данный документ также не представляется возможным, так как в архиве договор застройки не сохранился.
Считает, что судом за ним может быть признано право собственности на данный земельный участок.
В судебном заседании истец Матраев В.Т., его представитель, допущенный к участию в деле в порядке ч.6 ст. 53 ГПК РФ Матраева Г.И. требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили их удовлетворить.
Представители ответчиков территориального управления администрации г. Тулы по Центральному району, администрации г. Тулы, министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем имеются уведомления о получении повесток, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Представитель министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, администрация г. Тулы представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Привлеченные судом к участию в деле в качестве третьих лиц Шевченко Е.А., Маханева М.В., Маслова Т.З., Закирова Л.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем имеются уведомления о получении повесток, об уважительности причин неявки суду не сообщили, представили заявления о рассмотрении дела в из отсутствие.
В соответствие с положениями ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрирован на праве собственности за Матраевым В.Т. на основании свидетельства нотариальной конторы № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного Первой государственной нотариальной конторой г. Тулы.
Из технического паспорта на жилой дом индивидуального жилищного фонда, а также технического паспорта на объект индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, усматривается, что на земельном участке самовольно (без разрешения) возведены: литер А – основное строение, литер А1 – жилая пристройка, под литер АА1а – подвал, гараж, литер а – пристройка, литер а1 – пристройка.
То, что эти постройки возведены за счет истца, лица, участвующие в деле, не оспаривали.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ) самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил... Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно техническому заключению ООО <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, при проведении визуального обследования выявлено, что строения литер А, литер А1, литер а, литер под АА1а и литер а1, входящие в состав домовладения № по <адрес>, находятся в исправном техническом состоянии: несущая способность обеспечивается, конструктивные элементы пригодны для дальнейшей эксплуатации.
Строительные работы проведены в соответствии с технологическими условиями на производство общестроительных и специальных работ.
Объемо-планировочные и конструктивные решения, принятые заказчиком при возведении строений, отвечают требованиям безопасности, долговечности, эксплуатационным характеристикам, санитарно-эпидемиологическим требованиям по охране здоровья людей и окружающей природной среды, противопожарным требованиям, предъявляемым к жилым домам в соответствии с требованиями СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные», ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Строения литер А, литер А1, литер а, литер под АА1а и литер а1 пригодны для дальнейшей эксплуатации по функциональному назначению.
Не доверять указанному техническому заключению у суда оснований не имеется, так как оно проведено компетентным лицом, обладающим познаниями в этой области, научно обосновано, логично, а потому суд относит его к числу достоверных, относимых и допустимых доказательств и считает необходимым положить его в основу решения по делу.
Поскольку самовольные постройки литер А – основное строение, площадью 54,7 кв.м, литер А1 – жилая пристройка, площадью 7,9 кв.м, под литер АА1а – подвал, площадью 52 кв.м, гараж площадью 19,4 кв.м, литер а – пристройка, площадью 10,9 кв.м, литер а1 – пристройка, площадью 3,1 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, на которые истец просит признать право собственности, возведены на земельном участке, предоставленном в установленном законом порядке, пригодны к эксплуатации, их сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создают угрозу жизни и здоровью граждан, то суд находит исковые требования Матраева В.Т. о признании за ним права собственности на самовольные постройки обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу ст. 218, 222 ГК РФ, и признает за ним право собственности на самовольные постройки литер А – основное строение, площадью 54,7 кв.м, литер А1 – жилая пристройка, площадью 7,9 кв.м, под литер АА1а – подвал, площадью 52 кв.м, гараж площадью 19,4 кв.м, литер а – пристройка, площадью 10,9 кв.м, литер а1 – пристройка, площадью 3,1 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>.
Разрешая требования Матраева В.Т. о признании права собственности на земельный участок, суд исходит из следующего.
Земельный участок, на котором расположен жилой <адрес> был предоставлен под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности на основании договора застройки от 1948 года площадью 1052,3 кв.м.
Согласно выписке (справке) из технического паспорта на объект капитального строительства (недвижимого имущества) общая площадь земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 1053 кв.м, по данным последней инвентаризации 1053 кв.м.
В силу п. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В соответствии со ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Ст. 3 ч. 4 Федерального закона РФ от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предусмотрено, что граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ).
Под сделками в данном случае понимаются любые действия, которые привели к правомерному пользованию земельным участком.
Граждане, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, … здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом (в ред. Федерального закона от 03.10.2004 N 123-ФЗ). Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (ст. 36 Земельного Кодекса РФ в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Во всех случаях, когда возникло правомерное пользование земельным участком или стоящим на нем домом, возникает право на приобретение в собственность земельного участка.
При продаже недвижимости (перехода права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования (ч.3 ст. 552 ГК РФ).
Это означает, что при переходе прав собственности на строение к новому собственнику переходят и права на земельный участок на тех же условиях и в том же объеме, что и у прежнего собственника строения. Следовательно, у нового собственника также возникает право на однократную бесплатную приватизацию земельного участка, на котором находится жилой дом.
В соответствии со ст. 37 Земельного кодекса РСФСР 1991 года при переходе права собственности на строение вместе с этим объектом переходит право пожизненного наследуемого владения или право пользования земельным участком. Аналогичная норма содержалась и в Земельном кодексе РСФСР 1970 г. (ст. 87) и практически без изменений воспроизведена в новом Земельном кодексе. При переходе права собственности на строение к новому приобретателю переходят в порядке правопреемства права на земельный участок на тех же условиях и в том же объеме, что и у прежнего собственника строения. Это означает, что к новому собственнику переходят право пожизненного наследуемого владения или право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а, следовательно, и право на их однократную бесплатную приватизацию.
Следует отметить, что ст. 37 Земельного кодекса РСФСР 1991 года предусматривала выдачу новых документов о правах на земельный участок при переходе права собственности на строение. Таким документом был государственный акт, выдаваемый по форме, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей». Однако он не являлся правообразующим, его можно было рассматривать в качестве правоудостоверяющего, правозакрепляющего документа. Правообразующими оставались решение компетентного органа о первоначальном отводе земельного участка в пользование конкретному лицу и последующие договоры купли-продажи, дарения и иные сделки по отчуждению строения. Поэтому отсутствие у нового собственника строения правоудостоверяющего документа (государственного акта) не может служить достаточным основанием для отказа в приватизации приусадебного земельного участка.
У Матраева В.Т. возникло правомерное пользование находящимся на земельном участке жилым домом и земельным участком, данный земельный участок находится у нее в фактическом пользовании соответственно с расположенным на нем жилым домом, а, следовательно, она имеет право на однократную бесплатную приватизацию земельного участка, на котором находится жилой дом.
Исходя из установленных обстоятельств и требований закона, а также, принимая во внимание, что при приобретении недвижимости к Матраеву В.Т. перешли и права на земельный участок, то суд, соблюдая принцип земельного законодательства о единстве земельных участок и прочно связанных с ними объектов, находит исковые требования ФИО13 законными, обоснованными и признает за ней право собственности на земельный участок общей площадью 1052,3 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Матраева Виктора Терентьевича к территориальному управлению администрации г. Тулы по Центральному району, администрации г. Тулы, министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании права собственности на самовольные постройки, признании права собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать за Матраевым Виктором Терентьевичем право собственности на самовольные строения литер А – основное строение, площадью 54,7 кв.м, литер А1 – жилая пристройка, площадью 7,9 кв.м, под литер АА1а – подвал, площадью 52 кв.м, гараж площадью 19,4 кв.м, литер а – пристройка, площадью 10,9 кв.м, литер а1 – пристройка, площадью 3,1 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>.
Признать за Матраевым Виктором Терентьевичем право собственности на земельный участок общей площадью 1052,3 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий