решение от 17.01.2012 по иску Спириной Р.И. к Администрации г.Тулы и др. о признании постановления Администрации г.Тулы незаконным, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в отдельном жилом помещении.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 2012 года                                                                            г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Старцевой Т.Г.,

при секретаре Пушкиной Т.Е.,

с участием представителей истца Спириной Р.И. по ордеру адвоката Стручковой Н.К. и в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Шепелева В.В., представителя ответчика Администрации г. Тулы по доверенности Паршутиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-61/12 по иску Спириной Р.И. к Администрации г. Тулы, Министерству здравоохранения и социального развития Тульской области о признании незаконным постановления Администрации г. Тулы от 07.10.2011 года № 2701 об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в отдельном жилом помещении, обязании предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилья,

установил:

Спирина Р.И. обратилась в суд с иском к Администрации г. Тулы о признании незаконными постановлений Администрации г. Тулы от 01.06.2010 года № 1737, от 07.10.2011 года № 2701 об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как ветерана Великой Отечественной войны и вдовы ветерана Великой Отечественной войны, об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании не членом семьи собственника жилого помещения и об обязании предоставить квартиру или единовременную денежную выплату на приобретение жилья.

В обоснование заявленных требований истец указала, что она является ветераном Великой Отечественной войны, а также членом семьи участника Великой Отечественной войны ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, и проживает в трехкомнатной квартире <адрес>, принадлежащей на праве собственности ее дочери, ФИО2

Фактически членом семьи дочери она не является, поскольку общего хозяйства они не ведут, единого бюджета не имеют. Она, Спирина Р.И., как пожилой человек нуждается в покое, а поэтому полагает, что вправе претендовать на отдельное жилое помещение.

В связи с этим она дважды обращалась с заявлениями в Администрацию г. Тулы о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как ветерана Великой Отечественной войны и как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны.

Однако постановлениями Администрации г. Тулы от 01.06.2010 года № 1737 и от 07.10.2011 года № 2701 в этом ей было отказано по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, а также в связи с отсутствием, по мнению ответчика, у бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания права на обеспечение жильем в рамках Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

По мнению истца, указанные постановления являются незаконными и нарушающими ее права, поскольку в действительности она относится к числу лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по основаниям, изложенным в п. 1 ст. 51 ЖК РФ, так как не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, не является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также не относится к числу собственников жилых помещений или членов семьи собственника жилого помещения.

Также полагала несостоятельной ссылку Администрации г. Тулы на отсутствие у бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания права на обеспечение жильем, поскольку она не соответствует действующему законодательству, согласно которому указанные лица приравнены по объему представляемых мер социальной поддержки и льгот к участникам Великой Отечественной войны.

С учетом изложенного истец просила суд:

- признать незаконными и отменить постановления Администрации г. Тулы от 01.06.2010 года № 1737, от 07.10.2011 года № 2701 об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как ветерана Великой Отечественной войны и члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны;

- признать ее, Спирину Р.И., не членом семьи собственника занимаемого ею жилого помещения и нуждающейся в улучшении жилищных условий;

- обязать Администрацию г. Тулы предоставить ей однокомнатную квартиру или единовременную денежную выплату на приобретение жилья.

Впоследствии Спирина Р.И. уточнила заявленные требования и, сформулировав их в окончательном виде, предъявила иск к Администрации г. Тулы, Департаменту социального развития Тульской области, и просит суд:

- признать незаконными постановление Администрации г. Тулы от 07.10.2011 года № 2701 об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны;

- обязать Администрацию г. Тулы поставить ее, Спирину Р.И., на учет в качестве нуждающейся в отдельном жилом помещении;

- обязать Департамент социального развития Тульской области предоставить ей, Спириной Р.И., единовременную денежную выплату на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ с согласия стороны истца на основании ст. 41 ГПК РФ произведена замена ответчика Департамента социального развития Тульской области на его правопреемника Министерство здравоохранения и социального развития Тульской области.

В судебное заседание истец Спирина Р.И. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием ее представителей.

Представители истца по ордеру адвокат Стручкова Н.К. и в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Шепелев В.В., в судебном заседании заявленные Спириной Р.И. требования в уточненном виде поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, и просили их удовлетворить. Также пояснили, что в занимаемой истцом квартире с 2009 года по настоящее время фактически проживает шесть человек, в том числе ФИО3 (внук Спириной Р.И. и племянник ФИО2) с супругой ФИО4; ФИО5, состоящий в фактических семейных отношениях без регистрации брака со ФИО2; и ФИО6, вселенный, по утверждению ФИО2, в качестве ее приемного сына для обеспечения последнему, прибывшему в ДД.ММ.ГГГГ году из <адрес>, возможности обучения и трудоустройства в г. Туле.

Кроме того, указали, что постановление Администрации г. Тулы от 01.06.2010 года № 1737 в настоящее время истцом не оспаривается.

Представитель ответчика Администрации г. Тулы по доверенности Паршутина Н.В. в судебном заседании заявленные Спириной Р.И. требования не признала, считая их не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению. При этом пояснила, что при рассмотрении заявления Спириной Р.И. о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с учетом представленных ею документов комиссия по жилищным вопросам при Администрации г. Тулы исходила из того, что на долю каждого из двух зарегистрированных в вышеуказанной квартире жильцов (ФИО2 и Спириной Р.И.) приходилось по 31,5 кв.м от общей площади квартиры (63 : 2), то есть более учетной нормы, составляющей в г. Туле не более 11 кв.м.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Спириной Р.И. и представителя ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области.

Выслушав объяснения представителей истца Спириной Р.И. по ордеру адвоката Стручковой Н.К. и в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Шепелева В.В., представителя ответчика Администрации г. Тулы по доверенности Паршутиной Н.В., заслушав показания свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Статьей 15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Согласно п. 1 ст. 23.2 вышеназванного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (пункт 2 ст. 32.2 указанного Закона).

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:

инвалидов Великой Отечественной войны;

участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда (подпункт 2 пункта 3 ст. 32.2 указанного Закона).

Как следует из пункта 3.1 ст. 23.2 того же Закона по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 11 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи (пункт 12 вышеназванного Закона).

В соответствии с приведенными выше правовыми нормами постановлением Администрации Тульской области от 07.08.2006 года № 387 было утверждено временное Положение о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений.

Как следует из пункта 1 указанного Положения (в редакции постановления администрации Тульской области от 19.05.2010 года № 392), оно устанавливает форму и порядок предоставления мер социальной поддержки в виде субсидий за счет средств федерального бюджета по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов Великой Отечественной войны, семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно п. 7 Положения, для приобретения жилья за счет субсидий, единовременной денежной выплаты из федерального бюджета гражданин подает заявление в орган местного самоуправления муниципального района (городского округа).

К заявлению в числе иных документов прилагается документ, подтверждающий постановку на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 8 Положения).

Орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) формирует список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 9 Положения).

Орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) ежегодно уточняет эти списки и предоставляет их до 25 декабря в департамент социального развития Тульской области (п. 10 Положения).

В соответствии с п. 4 Положения об организации работы по ведению учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны с целью предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем, утвержденного постановлением Администрации г. Тулы от 11.02.2010 года № 570 (в редакции постановления от 22.07.2010 г. № 2367), ветераны признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления по месту их постоянного проживания по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

При наличии у Ветерана или членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (п. 5 указанного Положения).

На основании п. 6 того же Положения ветераны с целью принятия их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий обращаются в сектор жилья территориального управления Администрации г. Тулы по району по месту жительства с соответствующим заявлением с приложением необходимых документов.

По результатам рассмотрения представленных документов Комиссией по жилищным вопросам при администрации г. Тулы принимается решение о возможности принятия или отказа в принятии на учет Ветерана в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (п. 10 названного Положения).

Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывают все присутствующие члены Комиссии.

В силу статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Как указано в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 ЖК РФ документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Как видно из материалов дела и установлено судом, Спирина Р.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном Великой Отечественной войны и супругой участника Великой Отечественной войны ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается удостоверением на имя Спириной Р.И. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23), справкой от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> (л.д. 14), справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27), справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28), свидетельством о смерти ФИО1 (л.д. 16).

ДД.ММ.ГГГГ Спирина Р.И. как член семьи умершего участника Великой Отечественной войны ФИО1 обратилась с письменным заявлением в Администрацию г. Тулы о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью получения субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, что подтверждается объяснениями истца, его представителей, а также письменным заявлением Спириной Р.И. от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением комиссии по жилищным вопросам при Администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ (протокол заседания комиссии ) и принятым в связи с ним постановлением Администрации г. Тулы от 07.10.2011 года № 2701 в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем Спириной Р.И. было отказано по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 54 ЖК РФ (л.д. 12), а именно в связи с представлением документов, не подтверждающих ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях по причине фактической обеспеченности истца общей жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи 11 кв.м, то есть более учетной нормы, составляющей в г. Туле в соответствии с решением Тульской городской Думы от 22.06.2005 года № 67/1294 11 кв.м (п. 2 ст. 51 ЖК РФ).

Оценивая доводы Спириной Р.И. о незаконности вышеупомянутого постановления Администрации г. Тулы от 07.10.2011 года № 2701, суд приходит к следующему.

Как установлено по делу, с ДД.ММ.ГГГГ Спирина Р.И. состоит на регистрационном учете и постоянно проживает в <данные изъяты> квартире <адрес> общей площадью 63 кв.м, в том числе жилой площадью 39,5 кв.м, что подтверждается выписками из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, выписками из лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, поквартирной карточкой, карточкой регистрации по месту жительства.

Собственником указанного жилого помещения является дочь истца, ФИО2 (л.д. 15, 25, 26) на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ , а также договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ней и ее матерью и сыном - Спириной Р.И. и ФИО7, участвовавшими в приватизации данной квартиры наряду со ФИО2

По делу также установлено, что на момент обращения истца в Администрацию г. Тулы с вопросом о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в квартире <адрес> были зарегистрированы по месту жительства Спирина Р.И. и ФИО2

С ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированными в указанном жилом помещении значатся также в качестве нанимателей у собственника ФИО3 (внук Спириной Р.И. и племянник ФИО2) и ФИО4 (супруга ФИО3), что подтверждается объяснениями истца, ее представителей, выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, поквартирной карточкой, карточками регистрации.

Проверяя доводы истца о нуждаемости ее в улучшении жилищных условий, суд установил, что каких-либо жилых помещений на праве собственности или на условиях социального найма Спирина Р.И. не имеет, что помимо объяснений стороны истца подтверждается справками <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20), от ДД.ММ.ГГГГ , сообщениями <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21), от ДД.ММ.ГГГГ и ответчиком какими-либо доказательствами не опровергнуто.

Из поквартирной карточки в отношении квартиры <адрес>, а также выписок из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 зарегистрирована и проживает в названной квартире с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Спирина Р.И. была вселена в данное жилое помещение ФИО2 как мать, то есть в качестве члена ее семьи.

Доводы истца и ее представителей о том, что фактически Спирина Р.И. не является членом семьи ФИО2 в связи с отсутствием у них общего хозяйства, наличия различных бюджетов, неоказания друг другу взаимной помощи, заключением Спириной Р.К. договора об оказании необходимой помощи с социальным работником, суд находит несостоятельными, поскольку они противоречат положениям ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, согласно которым к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Таким образом, по смыслу действующего законодательства, родители признаются членами семьи своих детей при наличии исключительно факта их совместного проживания.

Данный вывод подтверждается и разъяснениями, содержащимися в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которыми для признания проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруга, детей и родителей членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

При этом суд также учитывает, что согласно объяснениям истца и ее представителей, спальные места Спириной Р.И. и ее дочери, ФИО2, в квартире <адрес> находятся в одной комнате площадью 9,8 кв.м, уборку в которой производит преимущественно Спирина Р.И., тем самым по существу оказывая посильную помощь своей дочери, как член ее семьи.

ФИО2, в свою очередь, относится к своей матери как к близкому человеку, чувствуя перед ней свою ответственность как дочь и учитывая сложный характер матери.

Наличие у Спириной Р.И. и ФИО2 различных бюджетов и раздельного питания, а также оказание Спириной Р.И. необходимой помощи, в том числе связанной с приобретением продуктов питания, социальным работником, подтвержденное в ходе судебного разбирательства истцом, ее представителями и свидетелями ФИО4 и ФИО6 и не опровергнутое какими-либо доказательствами ответчиками, само по себе при изложенных выше обстоятельствах и нормах закона не может свидетельствовать о том, что истец не является членом семьи своей дочери.

При таких данных суд приходит к выводу, что комиссия по жилищным вопросам при Администрации г. Тулы обосновано исходила из того, что на момент рассмотрения заявления Спириной Р.И. о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на долю каждого из двух зарегистрированных в вышеуказанной квартире жильцов, являющихся членами семьи (ФИО2 и Спириной Р.И.) приходилось по 31,5 кв.м от общей площади квартиры (63 : 2), то есть более учетной нормы, составляющей в г. Туле не более 11 кв.м.

Что касается ссылки стороны истца на фактическое проживание в указанном жилом помещении шести человек, в том числе ФИО3 и его супруги ФИО4, а также ФИО5, с которым ФИО2 состоит в фактических семейных отношениях без регистрации брака, и ФИО6, вселенного ФИО2, по ее утверждению, в качестве своего приемного сына для обеспечения последнему, прибывшему из <адрес>, возможности обучения и трудоустройства в г. Туле, то на вышеизложенные выводы суда она влиять не может, поскольку на момент рассмотрения комиссией по жилищным вопросам при Администрации г. Тулы 26.08.2011 года и принятия Администрацией г. Тулы оспариваемого истцом постановления от 07.10.2011 года № 2701 зарегистрированными в квартире <адрес> значились только Спирина Р.И. и ФИО2

При этом, как достоверно установлено по делу, супруги ФИО3 и ФИО4, фактически проживая в указанной квартире с середины ДД.ММ.ГГГГ года, были зарегистрированы в ней по месту жительства лишь с ДД.ММ.ГГГГ в качестве нанимателей у собственника и занимают в данном жилом помещении изолированную комнату площадью 12,7 кв.м, а также ведут отдельное хозяйство от других лиц, проживающих в названной квартире, что подтверждается объяснениями истца, ее представителей, а также показаниями свидетелей ФИО4 и ФИО6

Показания данных свидетелей суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств по делу применительно к положениям ст. 67 ГПК РФ, поскольку они последовательны, непротиворечивы и подтверждаются другими исследованными по делу доказательствами.

Следовательно, по смыслу ст. 31 ЖК РФ ФИО3 и ФИО4 к членам семьи ФИО2 и Спириной Р.И. по состоянию на момент принятия оспариваемого истцом постановления Администрации г. Тулы от 07.10.2011 года № 2701, не относились, также как и не являются таковыми и в настоящее время.

Вместе с тем даже с учетом регистрации указанных лиц в квартире <адрес> на долю каждого из четырех зарегистрированных в ней жильцов (ФИО2, Спириной Р.И., ФИО3 и ФИО4) приходится по 15,8 кв.м от общей площади квартиры (63 : 4), то есть более учетной нормы, составляющей в г. Туле не более 11 кв.м.

Что касается факта проживания в названном жилом помещении ФИО5 и ФИО6, то до настоящего времени они в ней на регистрационном учете по месту жительства не состоят, имея регистрацию в других жилых помещениях и, соответственно, право пользования ими, а поэтому не подлежат учету при определении площади, приходящейся на каждого члена семьи собственника вышеупомянутой квартиры, в целях определения нуждаемости Р.И. в улучшении жилищных условий.

Кроме того, ФИО6, проживающий в принадлежащей ФИО2 квартире с ДД.ММ.ГГГГ года, ведет отдельное от всех хозяйство, в родственных и семейных отношениях ни с кем не состоит, по его утверждению, приехал к ФИО2 из <адрес> для обучения и работы в г. Туле, то есть по существу членом семей кого-либо из проживающих в данном жилом помещении применительно к положениям ст. 31 ЖК РФ он не является.

Доказательств обратного стороной истца не представлено.

С учетом изложенного факт проживания ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 в квартире <адрес> не влияет на правильность выводов комиссии по жилищным вопросам при Администрации г. Тулы, обоснованно исходившей из того обстоятельства, что на момент рассмотрения заявления Спириной Р.И. о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в занимаемой ею квартире на регистрационном учете состояло 2 человека: она и ее дочь ФИО2

Нельзя согласиться и с доводами стороны истца о том, что при определении площади, приходящейся на каждого члена семьи собственника занимаемой Спириной Р.И. квартиры, в целях определения ее нуждаемости в улучшении жилищных условий следовало производить исходя из площади комнаты, в которой у нее имеется спальное место, то есть 9,8 кв.м, и количества спальных мест в ней – 2, с учетом чего на долю истца приходится 4,9 кв.м, то есть менее учетной нормы, поскольку такой расчет не основан на нормах действующего законодательства.

Не ставит под сомнение законность оспариваемого истцом постановления Администрации г. Тулы от 07.10.2011 года № 2701 и утверждение стороны истца о наличии у ФИО2, как у собственника занимаемой истцом квартиры, права на ее отчуждение с прекращением Спириной Р.И. права пользования ею в силу ч. 2 ст. 292 ГК РФ, поскольку на момент возникновения и разрешения возникшего между сторонами спора указанные правомочия собственника жилого помещения реализованы не были, а, следовательно, никаких правовых последствий в настоящее время не влекут.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Спириной Р.И. к Администрации г. Тулы, Министерству здравоохранения и социального развития Тульской области о признании незаконным постановления Администрации г. Тулы от 07.10.2011 года № 2701 об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в отдельном жилом помещении, обязании предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилья оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий