об оспаривании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда», обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда», взыскании судебных расходов



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 января 2012 года                             город Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Крымской С.В.,

при секретаре Алехиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-261/12 по иску Костина К.А. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об оспаривании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда», обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда», взыскании судебных расходов,

установил:

Костин К.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об оспаривании решения по отказу в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда», обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда», взыскании судебных расходов, в котором просил признать его право на получение удостоверения «Ветеран труда», обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выдать ему удостоверение «ветеран труда», взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

В обоснование заявленных требований Костин К.А. указал на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел, награжден медалями «За отличие в службе III степени», «За отличие в службе II степени», имеет необходимый трудовой стаж, в связи с чем, по его мнению, на основании ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на получение удостоверения «Ветеран труда».

Однако в выдаче удостоверения «Ветеран труда» органами социальной защиты, куда он обратился ДД.ММ.ГГГГ, ему было отказано, что считает незаконным и противоречащим действующему законодательству.

В судебное заседание истец Костин К.А. не явился, о времени и месте судебного разбирательства дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка о получении повестки, об уважительности причин неявки суду не сообщил.

Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Шестаков М.С. в судебном заседании исковые требования Костина К.А. не признал, просил в их удовлетворении отказать.

Суд, выслушав сторону ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Судом установлено, что Костин К.А. является сотрудником Министерства внутренних дел РФ.

Из справки Отдела полиции «Центральный» УМВД по г. Туле от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Костин К.А. имеет право на пенсию по выслуге лет с ДД.ММ.ГГГГ, выслуга лет на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>.

Приказом УВД Тульской области л/с от ДД.ММ.ГГГГ Костин К.А. награжден медалью «За отличие в службе 3 степени», приказом УВД по Тульской области л/с от ДД.ММ.ГГГГ - « За отличие в службе 2 степени», что подтверждается соответствующим удостоверениями.

Тем самым, Костин К.А. награжден ведомственным знаком отличия в труде, что ответчиком не оспаривались.

ДД.ММ.ГГГГ Костин К.А. обратился в органы социальной защиты населения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив необходимые для этого документы, предусмотренные действующим законодательством.

Однако решением Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» от ДД.ММ.ГГГГ Костину К.А. в присвоении звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «ветеран труда» отказано по тем основаниям, что его общий трудовой стаж составляет менее 25 лет, т.е. не выработал стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Суд считает, что указанная позиция, поддержанная в судебном заседании представителем Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения» г. Тулы, является несостоятельной по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. «ж» ч.1 ст. 72, 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года (с последующими изменениями) «О ветеранах» ветеранами труда являются:

1) имеющие удостоверение "Ветеран труда";

2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (п. 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 введен Федеральным законом от 19.12.2005 N 163-ФЗ).

Во исполнение названной нормы закона 27 декабря 2004 года принят Закон Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО, статьей 1 которого определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе, и ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Действие Закона Тульской области № 493-ЗТО распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде.

Таким образом, Закон Тульской области не изменил основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах».

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО для присвоения звания «Ветеран труда» необходимо: наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

В настоящее время условия и нормы пенсионного обеспечения устанавливаются Федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».В соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с настоящим федеральным законом имеют военнослужащие. К видам пенсии, которые назначаются по государственному пенсионному обеспечению, относятся пенсии за выслугу лет.

По смыслу пенсионного законодательства РФ к военнослужащим относятся, в том числе, лица рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в Государственной противопожарной службе и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Ст. 88 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусматривает, что пенсия за выслугу лет …, назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, и их семей».

Правовой анализ ФЗ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» позволяет прийти к выводу, что право на пенсию имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным Законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе и военнослужащие по выслуге лет.

Факт достижения ветераном труда пенсионного возраста, дающего право на реализацию льгот, факт назначения (установления) пенсии и дата получения пенсионного удостоверения не могут совпадать по времени и, следовательно, при таком подходе реализация ветераном прав и льгот будет зависеть от воли органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, целью которого является социальная защита ветеранов, создание им условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие и обеспечивающих им достойную жизнь, почет и уважение.

Реализация льгот ветеранов труда не может зависеть от фактического назначения им пенсии еще и потому, что в соответствии с Федеральным законом РФ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обращение за назначением пенсии является правом, а не обязанностью и может осуществляться в любое время после возникновения такого права на трудовую пенсию, тогда как предусмотренные ст. 28 ФЗ «О ветеранах» льготы гарантируются самим Законом и реализуются при предъявлении лишь соответствующего удостоверения.

Кроме того, как ФЗ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, так и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ предусматривают назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста - 60 лет в зависимости от конкретных условий назначения пенсии различными категориями граждан, возраст, дающий право на ее назначение, может быть различным.

Пенсия за выслугу лет согласно ст.13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4469-1 назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной 20 лет, вместе с тем, в исключение из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.

Как следует из ст. 2 ФЗ № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года, пенсия за выслугу лет предоставляется в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы при достижении установленной законом выслуги.

Применительно к проходившим военную службу, назначение пенсии за выслугу лет независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста призвано, кроме того, создавать условия для их адаптации к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии.

Принимая во внимание, что Костин К.А. достиг возраста, дающего права на назначение пенсии в соответствии с ФЗ №166-ФЗ от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», награжден ведомственными знаками отличия в труде, то он относится к категории ветеранов труда.

Согласно ч. 2 Постановления Администрации Тульской области от 08 мая 2007 года № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда» - лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца.

Поскольку Костин К.А. имеет награждение ведомственным знаком отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, то суд находит его требования о признании за ним права на присвоение звания «Ветеран труда» обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд считает необходимым и возможным обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выдать Костину К.А. удостоверение «Ветеран труда».

В силу ст. 98 ГПК РФ с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в пользу Костина К.А. надлежит взыскать государственную пошлину в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Костина К.А. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об оспаривании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда», обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «ветеран труда» удовлетворить.

Признать за Костиным К.А. право на присвоение звания «Ветеран труда».

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выдать Костину К.А. удостоверение «Ветеран труда».

Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Тулы» в пользу Костина К.А. государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий