решение от 30.01.2012 по иску Кузьминова А.С. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ТО о признании права собственности на жилое помещение.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 января 2012 года                                       г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Старцевой Т.Г.,

при секретаре Пушкиной Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-436/12 по иску Кузьминова А.С. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области о признании права собственности на жилое помещение,

установил:

Кузьминов А.С. обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области о признании права собственности на жилое помещение.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ он назначен на должность <данные изъяты>, приступив к исполнению своих обязанностей ДД.ММ.ГГГГ.

В указанной должности он работает до настоящего времени.

Решением жилищно-бытовой комиссии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ему выделена квартира <адрес> общей площадью 117,5 кв.м, находящаяся в федеральной собственности и зарегистрированная на праве оперативного управления за <данные изъяты> (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии ).

ДД.ММ.ГГГГ между ним и <данные изъяты> был заключен договор найма указанного жилого помещения.

<данные изъяты>

В связи с этим истец просит суд признать за ним право собственности на квартиру <адрес>

В судебное заседание истец Кузьминов А.С. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие в соответствии с действующим законодательством.

Представитель третьего лица Арбитражного суда Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений по существу иска не представлено.

Третье лицо Кузьминова Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, против иска не возражала.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено по делу, Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Кузьминов А.С. назначен на должность <данные изъяты> на шестилетний срок полномочий (л.д. 27-29), приступив к исполнению своих обязанностей ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30).

В указанной должности он работает до настоящего времени, что подтверждается трудовой книжкой на имя Кузьминова А.С. (л.д. 31-42).

По делу также установлено, что решением жилищно-бытовой комиссии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9) истцу выделена для проживания квартира <адрес> общей площадью 117,5 кв.м, находящаяся в федеральной собственности и зарегистрированная на праве оперативного управления за <данные изъяты> (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии , л.д. 21).

ДД.ММ.ГГГГ между Кузьминовым А.С. и <данные изъяты> был заключен договор найма указанного жилого помещения (л.д. 11-13).

Совместно с истцом в вышеуказанной квартире проживают члены его семьи: супруга, Кузьминова Н.В., и несовершеннолетние дети.

В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 года № 3132-1 (в редакции Федерального закона от 21.06.1995 N 91-ФЗ, действовавшей до 1 января 2005 года) жилое помещение должно было предоставляться судье, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями, либо могло быть приобретено судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. Жилое помещение подлежало передаче в собственность судьи бесплатно.

Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в пункт 3 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", регламентирующий порядок обеспечения судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилым помещением, внесены изменения, согласно которым нуждающиеся в улучшении жилищных условий судьи обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи па дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты, которые приобретаются за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение полномочия, возложенного на него федеральным законом, Правительством Российской Федерации было издано постановление от 06 декабря 2005 года № 737 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в 2005 году», пролонгированное на 2006 и 2007 годы постановлениями Правительства РФ от 17 июля 2006 года № 440 и от 23 февраля 2007 года № 126 (в настоящее время действует постановление Правительства РФ от 21 марта 2008 года № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями»), согласно которым ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному суду Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном суде Российской Федерации на улучшении жилищных условий судей используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.

Следовательно, федеральный законодатель отменил ранее установленный механизм предоставления местными администрациями судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в течение шестимесячного срока во внеочередном порядке за счет бюджетных средств, и делегировал полномочия по обеспечению реализации соответствующей гарантии независимости судей Правительству Российской Федерации, никак не определив границы этого полномочия.

Правительство Российской Федерации, в свою очередь, урегулировало указанными подзаконными актами не только порядок использования средств федерального бюджета, выделяемых на улучшение жилищных условий судей, но и некоторые элементы правового режима, распространяющегося на передаваемые им жилые помещения.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.01.2008 № 2-П пункт 2 статьи 14 Федерального закона от 22.08.2007 года N 122-ФЗ, которым пункт 3 статьи 19 данного документа изложен в новой редакции, в той мере, в какой он в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства РФ и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей, признан не соответствующим Конституции РФ.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в вышеназванном постановлении, статус судьи определяется Конституцией Российской Федерации (статьи 118, 119, 120, 121, 122 и 124), с тем, чтобы гарантировать осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом. Общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия, что позволяет сохранить доверие к его независимости и беспристрастности. Статус судьи является не личной привилегией, а средством, призванным обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации), служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к ранее достигнутому.

Данное требование прямо закреплено в Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации", согласно части 4 статьи 5 которого во взаимосвязи с его статьей 11 в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей, в том числе гарантии их материального и социально-бытового обеспечения. Из этого исходит и Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", положения которого, основанные на Конституции Российской Федерации и Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации", являются базовыми и, следовательно, исключают в ходе последующей конкретизации и развития ограничение или снижение уровня установленных ими гарантий, к числу которых федеральный законодатель относит право судьи, нуждающегося в улучшении жилищных условий, на обеспечение за счет средств федерального бюджета благоустроенным жилым помещением.

Конституционные гарантии независимости судей и вытекающее из них законодательно закрепленное требование о предоставлении судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, предопределяют обязанность именно федерального законодателя установить надлежащий правовой механизм реализации указанного требования.

Конституционный суд Российской Федерации указал, что по смыслу положений Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», прежде всего его статьи 5, Федерального закона «О финансировании судов Российской Федерации» и Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в их нормативном единстве, принципы, базовые стандарты и основные условия обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат установлению непосредственно в федеральном законе, который, в частности, должен был бы определить четкие и недвусмысленные критерии, на основании которых судья может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, сроки предоставления и правовой режим жилых помещений, а также порядок введения в действие соответствующих законодательных норм по кругу лиц, не допуская снижения общего уровня ранее установленного материального обеспечения.

Эти вопросы, поскольку они подлежат урегулированию самим федеральным законодателем, не могут быть предметом делегирования Правительству Российской Федерации и разрешаться по его усмотрению.

В данном случае федеральный законодатель не осуществил надлежащее регулирование, в рамках которого Правительство Российской Федерации могло бы реализовать соответствующее полномочие. При отсутствии такого законодательного регулирования неопределенное по своему содержанию положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в нарушение принципа верховенства закона создало возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей как неотъемлемого элемента их конституционного статуса.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 года № 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

До настоящего времени федерального закона, регулирующего порядок предоставления судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений, не принято.

Учитывая изложенное, а также положения ст.ст. 92-98 ЖК РФ, суд приходит к выводу о том, что федеральным законодательством судьи не отнесены к тем категориям граждан, которым предоставляется специализированное жилое помещение для временного проживания, также как и не отнесены законодателем предоставляемые судьям для проживания жилые помещения к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.

При этом по смыслу положений ст. 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в их нормативном единстве, отсутствие надлежащего правового акта, регулирующего порядок предоставления судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений, не может являться препятствием для реализации судьей, нуждающимся в улучшении жилищных условий, права на бесплатное приобретение жилья в собственность, поскольку такое право согласуется с принципом независимости судебной власти, направлено на сохранение уровня гарантий материального обеспечения судей, соответствующего их высокому статусу.

С учетом вышеизложенного и исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что требования истца о признании за ним права собственности на квартиру <адрес> подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Кузьминова А.С. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области о признании права собственности на жилое помещение удовлетворить.

Признать за Кузьминовым А.С. право собственности на квартиру <адрес> общей площадью 117,5 кв.м.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий