о понуждении определить и утвердить границы особо охраняемых природных территорий



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 февраля 2012 года город Тула

Центральный районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего Щербаковой Н.В.,

при секретаре Давыдовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тульского природоохранного прокурора в защиту интересов субъекта Российской Федерации, неопределенного круга лиц к правительству Тульской области министерству природных ресурсов и экологии Тульской области о понуждении определить и утвердить границы особо охраняемых природных территорий,

установил:

Тульский природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов субъекта Российской Федерации, неопределенного круга лиц с заявлением к правительству Тульской области, министерству природных ресурсов и экологии Тульской области о понуждении определить и утвердить границы особо охраняемых природных территорий <адрес> Тульской области: <данные изъяты>, ссылаясь в обоснование исковых требований на тот факт, что решением исполнительного комитета Тульского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об объявлении государственными памятниками природы геологических объектов Тульской области» <данные изъяты> в <адрес> объявлены памятниками природы.

Памятник природы <данные изъяты> расположен на участке левого склона долины <адрес>. Занимаемая площадь – 84 га. Профиль – геологический.

Памятник природы <данные изъяты> находится в <адрес>. Занимаемая площадь – 0,8 га. Профиль – геологический.

Решением исполнительного комитета Тульского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных памятниках природы местного значения» объявлен памятником природы местного значения ботанический объект <данные изъяты> в <адрес> Тульской области.

Памятник природы <данные изъяты> находится в <адрес>. Занимаемая площадь – 15 га. Профиль – ботанический.

Постановлением администрации Тульской области от 23.04.2008 г. № 233 «О памятниках природы регионального значения» утверждены Положение о памятниках природы регионального значения, форма Паспорта памятника природы регионального значения и форма Охранного обязательства на памятник природы регионального значения.

В соответствии с пунктом 5.1 Положения на территории расположения памятников природы и их охранных зон, а также в отношении самих памятников запрещается всякая хозяйственная и иная деятельность, угрожающая состоянию и сохранности охраняемых природных объектов и комплексов.

Согласно пункту 6.3 использование конкретного памятника природы в тех или иных целях производится по письменному согласованию с уполномоченным органом.

Департаментом Тульской области по экологии и природным ресурсам при проведении плановой проверки соблюдения режима особой охраны <данные изъяты> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ с главой муниципального образования <адрес> проведена разъяснительная работа и выдано охранное обязательство и паспорт памятника природы, а также составлены акты проверок, согласно которым администрации <адрес> рекомендовано произвести установку предупреждающих аншлагов на границах территории памятника природы, а также обеспечить исключение площади ООПТ из состава общей долевой собственности граждан-участников <адрес>

В соответствии с ч. 3 ст. 26 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территории памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляется соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Закона Тульской области от 08.05.2008 № 997 ЗТО «О регулировании отдельных вопросов в сфере особо охраняемых природных территорий Тульской области» определены полномочия администрации Тульской области в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

К данным полномочиям, в том числе относятся: принятие решений об объявлении природных объектов и комплексов памятниками природы регионального значения, а занятых ими территорий - особо охраняемыми природными территориями регионального значения; утверждение границ и определение режима особой охраны территорий памятников природы, находящихся в ведении Тульской области.

Согласно ст.1 Закона Тульской области от 01.09.2011 №1637-ЗТО «О системе органов исполнительной власти Тульской области» в систему органов исполнительной власти Тульской области входят: высший исполнительный орган государственной власти Тульской области - Правительство Тульской области; иные органы исполнительной власти Тульской области.

В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Тульской области, утвержденным постановлением Правительства Тульской области от 07.10.2011 № 13, функциями Министерства являются внесение предложений об образовании особо охраняемых природных территорий регионального значения, организация управления и надзора в области охраны и использования таких территорий, участие в установленном порядке в ведении государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Постановлением правительства Тульской области от 31.10.2011 №87 внесены, изменения в долгосрочную целевую программу «Экология и природные ресурсы» Тульской области на 2009-2012 годы», в том числе предусмотрено выделение средств бюджета области на описание границ и постановку на государственный кадастровый учет памятников природы регионального назначения <данные изъяты> в <адрес> и <данные изъяты> в <адрес>).

Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области предпринимались меры по планированию работ с целью определения границ памятников природы в рамках реализации указанной долгосрочной целевой программы.

Так, в целях размещения государственного заказа на право заключения государственного контракта Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области была направлена заявка в комитет государственного заказа Тульской области с приложением государственного контракта и технического задания (исх. от ДД.ММ.ГГГГ).

Однако, в связи с заключением Комитета государственного заказа Тульской области (от ДД.ММ.ГГГГ ) о невозможности соблюдения сроков проведения процедуры электронных аукционов и требований бюджетного законодательства в части оплаты выполненных работ, вышеуказанная заявка на размещение заказа оставлена без рассмотрения.

Отсутствие четко определенных границ ООПТ <адрес> дает возможность органам местного самоуправления беспрепятственного предоставления заинтересованным лицам земельных участков, расположенных частично или полностью в границах ООПТ, что может повлечь нарушение режима охраны данных памятников природы.

На основании изложенного, просил обязать правительство Тульской области определить и утвердить границы особо охраняемых природных территорий <адрес>: <данные изъяты>

Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 43 ГПК РФ - министерство финансов Тульской области.

В судебном заседании старший помощник Тульского природоохранного прокурора Артасова С.В. поддержала исковые требования по тем же основаниям, уточнив заявленные требования, просила суд обязать министерство природных ресурсов и экологии Тульской области организовать и осуществить работы по определению границ особо охраняемых природных территорий <адрес>: <данные изъяты>», а правительство Тульской области на основании подготовленных документов - решить вопрос об утверждении границ особо охраняемых природных территорий.

В судебном заседании представитель правительства Тульской области по доверенности Коробкова А.В., представитель министерства природных ресурсов и экологии Тульской области по доверенности Смирнова Е.В. в обоснование возражений ссылались на тот факт, что оспариваемые работы по определению границ особо охраняемых природных территорий <адрес>: <данные изъяты> запланированы в 2012 году, однако их выполнение в соответствии с существующими процедурами возможно не ранее ДД.ММ.ГГГГ Просили суд предоставить отсрочку исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ в случае удовлетворения требований.

Представитель третьего лица Министерство финансов Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

Согласно представленным суду письменным пояснениям сообщил, что вопросы образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также описание границ и постановки на государственный учет памятников природы регионального значения не относятся к компетенции Министерства финансов Тульской области, таким образом, принятое судом по настоящему делу решение не может повлиять на права или обязанности Министерства финансов Тульской области по отношению к одной из сторон по настоящему делу.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, пришел к следующему.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании ст.12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских и экологических правоотношений в силу ч.1 ст.22 ГПК РФ рассматриваются судами общей юрисдикции, что позволяет суду рассмотреть указанный спор по существу.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения урегулированы Федеральным законом от 14.03.1995г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» под особо охраняемыми природными территориями (далее ООПТ) понимаются - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 2 указанного Федерального закона одним из видов особо охраняемых природных территорий являются памятники природы.

На основании ч. 1 ст. 27 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» на территории памятников природы и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Согласно ч. 3 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации на землях памятников природы запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов, не предусмотренных федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что согласно ст.1 Закона Тульской области от 01.09.2011 №1637-ЗТО «О системе органов исполнительной власти Тульской области» в систему органов исполнительной власти Тульской области входят: высший исполнительный орган государственной власти Тульской области - правительство Тульской области; иные органы исполнительной власти Тульской области. Согласно ч. 1 ст. 18 вышеуказанного Закона Правительство Тульской области является правопреемником администрации Тульской области.

Постановлением администрации Тульской области от 23.04.2008 г. № 233 «О памятниках природы регионального значения» утверждены Положение о памятниках природы регионального значения, форма Паспорта памятника природы регионального значения и форма Охранного обязательства на памятник природы регионального значения.

Из содержания п.п. 4.1, 4.2 Положения следует, что природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения администрацией Тульской области по представлению органа исполнительной власти Тульской области, уполномоченного в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Администрация Тульской области утверждает границы и устанавливает режим особой охраны территории памятника природы.

В соответствии с пунктом 5.1 Положения на территории расположения памятников природы и их охранных зон, а также в отношении самих памятников запрещается всякая хозяйственная и иная деятельность, угрожающая состоянию и сохранности охраняемых природных объектов и комплексов.

Согласно пункту 6.3 использование конкретного памятника природы в тех или иных целях производится по письменному согласованию с уполномоченным органом.

Согласно списку геологических объектов Тульской области, особо охраняемыми природными территориями <адрес> являются: <данные изъяты> и объявлены государственными памятниками природы (л.д. 30-32).

Как достоверно установлено в судебном заседании, решением исполнительного комитета Тульского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных памятниках природы местного значения» объявлен памятником природы местного значения ботанический объект <данные изъяты> в <адрес> (л.д. 12-13).

Памятник природы <данные изъяты> находится в <адрес>. Занимаемая площадь - 15 га. Профиль ботанический. Данные сведения подтверждаются паспортом памятника природы регионального значения (л.д. 26)

В приобщенной к материалам гражданского дела информации об ООПТ <данные изъяты>, утвержденной заместителем председателя комитета – руководителем государственной службы по охране окружающей среды ФИО7, представлена информация о наличии памятника природы <данные изъяты> (л.д. 9-11).

Кроме того, соответствующая информация об объекте отражена в паспорте на памятник природы (л.д. 15-17), в охранном обязательстве на признанный памятником природы <данные изъяты> (л.д. 18-20).

Согласно обследованию ООПТ, проведенному в 2000 году, было отмечено отсутствие аншлагов, указывающих границы ООПТ (л.д. 20). Наличие негативных факторов, связанных с состоянием охраны объекта, а именно, выжигание растительности а также многие другие, неблагоприятным образом влияющие на экосистему ООПТ, что приводит к ее деградации. Данные обстоятельства подтверждаются актом обследования состояния охраняемой природной территории (л.д. 24).

Департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам выдал охранное обязательство администрации муниципального образования <адрес> на памятник природы регионального значения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указаны сведения об ограничениях использования территории памятника природы <данные изъяты> (л.д. 25).

Согласно распоряжению о проведении проверки соблюдения требований законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ объекта <данные изъяты> (л.д. 67) был составлен акт проверки соблюдения требований законодательства РФ об особо охраняемых природных территориях от ДД.ММ.ГГГГ на объект <данные изъяты>, согласно которому в период проверки нарушений выявлено не было (л.д. 65-66).

Решением исполнительного комитета Тульского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об объявлении государственными памятниками природы геологических объектов Тульской области» <данные изъяты> в <адрес> объявлен памятником природы (л.д. 28-29).

Памятник природы - <данные изъяты> находится в 0<адрес>. Занимаемая площадь - 0,8 га. Профиль - геологический. Данные сведения подтверждаются паспортом памятника природы регионального значения (л.д. 44)

В приобщенной к материалам гражданского дела информации об ООПТ <данные изъяты> утвержденной заместителем председателя комитета – руководителем государственной службы по охране окружающей среды ФИО7, представлена информация о наличии памятника природы <данные изъяты> (л.д. 27-29).

Кроме того, соответствующая информация об объекте отражена в паспорте на памятник природы (л.д. 33-37), в охранном обязательстве на признанный памятником природы <данные изъяты> (л.д. 38-40).

Согласно обследованию ООПТ, проведенному в 2000 году, было отмечено, что состояние ООПТ с момента предыдущего обследования, проводимого в 1981 году, не изменилось, а именно, наличие негативных факторов, связанных с состоянием охраны объекта – кострища у основания глыб, летний лагерь скота вблизи ООПТ, надписи, нанесенные на охраняемые объекты, устранены не были (л.д. 41-43).

Департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам выдал охранное обязательство администрации муниципального образования <адрес> на памятник природы регионального значения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указаны сведения об ограничениях использования территории памятника природы <данные изъяты> (л.д. 25).

Согласно распоряжению о проведении проверки соблюдения требований законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ объекта <данные изъяты> (л.д. 70) был составлен акт проверки соблюдения требований законодательства РФ об особо охраняемых природных территориях от ДД.ММ.ГГГГ на объект «<данные изъяты> согласно которому в период проверки нарушений выявлено не было (л.д. 68-69).

Как достоверно установлено в судебном заседании, решением исполнительного комитета Тульского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об объявлении государственными памятниками природы геологических объектов Тульской области» <данные изъяты> в <адрес> объявлен памятником природы (л.д. 49).

Памятник природы <данные изъяты> расположен на <адрес>. Занимаемая площадь-84 га. Профиль - геологический, ландшафтный. Данные сведения подтверждаются паспортом памятника природы регионального значения (л.д. 64).

В приобщенной к материалам гражданского дела информации об ООПТ <данные изъяты> утвержденной заместителем председателя комитета – руководителем государственной службы по охране окружающей среды ФИО7, представлена информация о наличии памятника природы <данные изъяты> (л.д. 46-48).

Кроме того, соответствующая информация об объекте отражена в паспорте на памятник природы (л.д. 54-56), в охранном обязательстве на признанный памятником природы <данные изъяты> (л.д. 57-59).

Согласно обследованию ООПТ, проведенному в 2000 году, было отмечено, что состояние ООПТ благополучное, камнеразработками, проводимыми вблизи с объектом, обнажение не затронуто (л.д. 60-62).

Департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам выдал охранное обязательство администрации муниципального образования <адрес> на памятник природы регионального значения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указаны сведения об ограничениях использования территории памятника природы <данные изъяты> (л.д. 63).

Согласно распоряжению о проведении проверки соблюдения требований законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ объекта <данные изъяты> (л.д. 73) был составлен акт проверки соблюдения требований законодательства РФ об особо охраняемых природных территориях от ДД.ММ.ГГГГ на объект <данные изъяты>, согласно которому в период проверки нарушений выявлено не было (л.д. 71-72).

Постановлением правительства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ внесены, изменения в долгосрочную целевую программу «Экология и природные ресурсы» Тульской области на 2009-2012 годы», в том числе предусмотрено выделение средств бюджета области на описание границ и постановку на государственный кадастровый учет памятников природы регионального назначения <данные изъяты> в <адрес> и <данные изъяты> в <адрес>).

В соответствии с ч. 3 ст. 26 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территории памятников природы, находящихся в их ведении.

Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляется соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Закона Тульской области от 08.05.2008 г. № 997-ЗТО «О регулировании отдельных вопросов в сфере особо охраняемых природных территорий Тульской области» определены полномочия администрации Тульской области в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, из которых следует, что на администрацию Тульской области возложены полномочия по определению органа исполнительной власти Тульской области, уполномоченного в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий (п. 5), по принятию решений об объявлении природных объектов и комплексов памятниками природы регионального значения, а занятых ими территорий - особо охраняемыми природными территориями регионального значения (п.9), по утверждению границ и определению режима особой охраны территорий памятников природы, находящихся в ведении Тульской области (п.10).

Судом установлено, что Департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам был переименован в Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области и является его преемником в соответствии с п.4 Указа губернатора Тульской области № 1 от 15.09.2011 года «О правительстве Тульской области и органах исполнительной власти Тульской области».

В соответствии с Положением о министерстве природных ресурсов и экологии Тульской области, утвержденным постановлением Правительства Тульской области от 07.10.2011 № 13, функциями Министерства являются внесение предложений об образовании особо охраняемых природных территорий регионального значения, организация управления и надзора в области охраны и использования таких территорий, участие в установленном порядке в ведении государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Судом достоверно установлено, что Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области предпринимались меры по планированию работ с целью определения границ памятников природы в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Экология и природные ресурсы Тульской области на 2009 - 2012 годы», утвержденной постановлением администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с пунктом 4.3 «Проведение работ по организации и функционированию особо охраняемых природных территорий Тульской области».

В том числе было предусмотрено выделение средств бюджета области на описание границ и постановку на государственный кадастровый учет памятников природы регионального назначения <данные изъяты> в <адрес> и <данные изъяты> в <адрес>).

В целях размещения государственного заказа на право заключения государственного контракта Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области была направлена заявка от ДД.ММ.ГГГГ в комитет государственного заказа Тульской области с приложением государственного контракта и технического задания (л.д. 74-76).

Однако в связи с заключением Комитета государственного заказа Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности соблюдения сроков проведения процедуры электронных аукционов и требований бюджетного законодательства в части оплаты выполненных работ, вышеуказанная заявка на размещение заказа оставлена без рассмотрения (л.д. 77).

Между тем, отсутствие четко определенных границ ООПТ <адрес> дает возможность органам местного самоуправления беспрепятственного предоставления заинтересованным лицам земельных участков, расположенных частично или полностью в границах ООПТ, что может повлечь нарушение режима охраны данных памятников природы.

С учетом изложенного, суд считает заслуживающими внимания доводы Тульского природоохранного прокурора о том, что словесного описания местоположения границ особо охраняемых природных территорий ООПТ <адрес>: <данные изъяты> явно недостаточно для обеспечения режима охраны данных территорий, необходимы точные координаты особо охраняемой природной территории, установленные в предусмотренном законодательством порядке.

Не проведение работ по определению границ особо охраняемых природных территорий <данные изъяты> дает возможность органам государственной власти и органами местного самоуправления беспрепятственного предоставления заинтересованным лицам земельных участков, расположенных частично или полностью в границах особо охраняемой природной территории.

Вышеизложенное стало возможным в связи с оставлением Комитетом государственного заказа Тульской области без рассмотрения заявки Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области на размещение заказа для государственных нужд Тульской области в связи с невозможностью соблюдения сроков проведения процедуры электронных аукционов и требований бюджетного законодательства в части оплаты выполненных работ, что в конкретном случае может повлечь нарушение режима охраны данных памятников природы.

С учетом изложенного суд считает необходимым и возможным обязать министерство природных ресурсов и экологии Тульской области организовать и осуществить работы по определению границ особо охраняемых природных территорий <данные изъяты>, правительство Тульской области на основании подготовленных министерством природных ресурсов и экологии Тульской области документов по определению границ особо охраняемых природных территорий <адрес>: <данные изъяты> - решить вопрос об утверждении границ особо охраняемых природных территорий <адрес>: <данные изъяты>.

Принимая во внимание, что организация работ по определению границ особо охраняемых природных территорий <адрес>: <данные изъяты> должна быть произведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с последующими изменениями и дополнениями) с проведением аукциона, и исходя из положений ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить ответчикам срок для осуществления мероприятий по определению границ особо охраняемых природных территорий <адрес>: <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Тульского природоохранного прокурора в защиту интересов субъекта Российской Федерации, неопределенного круга лиц к правительству Тульской области, министерству природных ресурсов и экологии Тульской области о понуждении определить и утвердить границы особо охраняемых природных территорий <адрес>: <данные изъяты> удовлетворить.

Обязать министерство природных ресурсов и экологии Тульской области организовать и осуществить работы по определению границ особо охраняемых природных территорий <адрес>: <данные изъяты>

Обязать правительство Тульской области на основании подготовленных министерством природных ресурсов и экологии Тульской области документов по определению границ особо охраняемых природных территорий <адрес>: <данные изъяты> решить вопрос об утверждении границ особо охраняемых природных территорий <адрес>: <данные изъяты>

Предоставить правительству Тульской области, министерству природных ресурсов и экологии Тульской области отсрочку исполнения настоящего решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий