РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2012 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Невмержицкой А.Н.,
при секретаре Шмелевой М.И.,
с участием представителя ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Шестакова М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 455/12 по иску Ткаченко В.Н. к Государственному Учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании выдать удостоверение «Ветеран труда»,
установил:
Ткаченко В.Н. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» (далее по тексту ГУ ТО «УСЗН г. Тулы») о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании выдать удостоверение «Ветеран труда».
В обоснование заявленных требований указал на то, что он является пенсионером уголовно-исполнительной системы с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании приказа Федеральной службы исполнения наказаний РФ от ДД.ММ.ГГГГ № л/с он награжден медалью «За службу 3 степени», на основании приказа Федеральной службы исполнения наказаний РФ от ДД.ММ.ГГГГ № л/с он награжден медалью «За службу 2 степени».
ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», приложив необходимые документы.
ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении его заявления было отказано из-за того, что его продолжительность трудового стажа не соответствует требованиям закона, с чем он не согласен, так как его трудовой стаж составляет более 20 лет, в связи с чем он является получателем пенсии за выслугу лет, а поэтому он имеет все основания для присвоения ему звания «Ветеран труда».
Ссылаясь на изложенное, просит суд признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выдать ему удостоверение «Ветеран труда».
Истец Ткаченко В.Н. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» по доверенности Шестаков М.С. в судебном заседании иск не признал, просил отказать в его удовлетворении, ссылаясь на то, что трудовой стаж истца в календарном исчислении, установленный Законом для присвоения звания «Ветеран труда», составляет менее 25 лет. Спора о том, что имеющиеся у Ткаченко В.Н. награды дают основания для присвоения звания, нет, по существу вопрос только в стаже.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца Ткаченко В.Н.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п.п. «ж» ч. 1 ст. 72 и ст. 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместно ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
Федеральный закон от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) установил правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, отразив в статье 1 категории ветеранов, к числу которых относятся и ветераны труда.
Так, в ч. 1 ст. 7 названного Закона установлено, что ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, а также лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона «О ветеранах»).
Во исполнение этого, 15.05.2007 года Постановлением Тульской областной Думы № 43/1867 был принят Закон Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО "Об условиях и порядке присвоения звания "Ветеран труда" (с последующими изменениями в редакции Закона Тульской области от 07.10.2008 года № 1093-ЗТО), который к условиям присвоения звания "Ветеран труда" относит, в том числе, наличие документов, подтверждающих награждение орденами и медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и наличие трудового стажа, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (ч. 1 ст. 1 Закона Тульской области).
Из вышеуказанных правовых норм следует, что определяющее значение для решения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда", имеет наличие необходимого стажа для назначения пенсии и факт признания особых трудовых заслуг гражданина перед государством.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд установил, что Ткаченко В.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – проходил службу в уголовно-исполнительной системе, уволен за выслугу лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – проходил обучение в Сельскохозяйственном техникуме и работал в иных учреждениях.
Указанные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки.
Из указанных документов также усматривается, что выслуга лет Ткаченко В.Н. при увольнении в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941, составляет более 20 лет, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ по линии ФСИН РФ Ткаченко В.Н. назначена и выплачивается пенсия в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года (с последующими изменениями и дополнениями) № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Изложенные выше обстоятельства ответчиком не оспаривались.
В профессиональной деятельности поощрение - это один из важнейших элементов дисциплины труда, поэтому оно играет большую роль позитивного воздействия на сотрудника и способствует развитию материальных стимулов к труду.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 г. № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде.
Как следует из материалов дела, за отличия в службе истец Ткаченко В.Н. приказом Федеральной службы исполнения наказаний РФ от ДД.ММ.ГГГГ № л/с награжден медалью «За службу 3 степени», на основании приказа Федеральной службы исполнения наказаний РФ от ДД.ММ.ГГГГ № л/с награжден медалью «За службу 2 степени».
Данные факты подтверждаются наградными удостоверениями, и сомнений у суда не вызывают.
Изложенное свидетельствует о том, что истец Ткаченко В.Н. награжден ведомственными знаками отличия в труде, дающими право на присвоение звания «Ветеран труда», что представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.
Суд установил, что 16.01.2012 года Ткаченко В.Н. обратился в ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения «Ветеран труда», предоставив все необходимые документы, установленные п. 3 ст. <адрес> «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».
Из решения, принятого ответчиком ДД.ММ.ГГГГ за №, усматривается, что в присвоении Ткаченко В.Н. звания «Ветеран труда» было отказано ввиду того, что согласно представленным документам его общий трудовой стаж составляет менее 25 лет, а значит, Ткаченко В.Н. не выработал трудовой стаж, необходимый для присвоения ему указанного звания.
Анализируя данное решение, суд приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в отказе ответчика в присвоении Ткаченко В.Н. звания «Ветеран труда» и выдаче ему соответствующего удостоверения, поддержанные в судебном заседании представителем ответчика ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» по доверенности Шестаковым М.С., являются несостоятельными и основанными на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда», исходя из следующего.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения установлены Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют, в том числе, граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению (ст. 3 закона).
Статьей 4 названного Федерального Закона установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к которым отнесены и военнослужащие.
Военнослужащие – это граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооружений Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах, и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации федеральных органах правительственной связи и информации, войск гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю над оборотом наркотических средств, психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно – исполнительной системы (ст. 2 Закона).
В силу ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166- ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначаются такие виды пенсий по государственному обеспечению, как пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия.
При этом, пенсия за выслугу лет, в силу п.п. 2 п.1 ст. 4 данного Закона, назначается и сотрудникам уголовно-исполнительной системы, к числу которых, исходя из представленных суду материалов дела, относится и Ткаченко В.Н.
Статьей 8 указанного Закона установлено, что пенсия за выслугу лет военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона РФ от 12 января 1993 года № 4468 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более, имеют право на пенсию за выслугу лет.
Как указывалось выше и стороной ответчика не оспаривается, истец Ткаченко В.Н. имеет льготный трудовой стаж по состоянию на 16.01.2012 года более 20 лет, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии за выслугу лет в порядке, предусмотренном Закона РФ от 12 января 1993 года № 4468 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей», следовательно, у него имеется право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с нормами Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Кроме того, Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 года № 6-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи шестой закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» отражено, что выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы.
Таким образом, установленные обстоятельства не исключают право истца на присвоение ему звания «Ветеран труда».
Поскольку на момент обращения – 16.01.2012 года в орган социальной защиты населения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» Ткаченко В.Н. имел необходимый трудовой стаж и был награжден ведомственной наградой, суд приходит к выводу о том, что ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» необоснованно отказало Ткаченко В.Н. в присвоении ему звания «Ветеран труда».
По изложенным мотивам доводы представителя ответчика ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» по доверенности Шестакова М.С. о том, что в удовлетворении исковых требований Ткаченко В.Н. надлежит отказать, так как его общий трудовой стаж составляет менее 25 лет, суд находит несостоятельными.
При таких данных суд приходит к выводу о том, что у истца имеются все основания для присвоения ему звания «Ветеран труда», а поэтому заявленные им исковые требования в данной части являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Постановлением Администрации Тульской области от 14.05.2009 года № 309 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда» установлено, что результатом предоставления названной государственной услуги является выдача заявителю удостоверения «Ветеран труда». Заявителями являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Тульской области, которым присвоена звание «Ветеран труда».
Из Положения о выдаче удостоверения «Ветеран труда», утвержденного постановлением Администрации Тульской области от 08.05.2007 года № 217 «Об утверждении Положения о выдаче удостоверения «Ветеран труда», также следует, что лицу, которому присвоено звание "Ветеран труда", выдается удостоверение "Ветеран труда" соответствующего образца, которое регистрируется в Книге учета удостоверений "Ветеран труда".
Как видно из Постановления Администрации Тульской области № 155 от 18.02.2010 года «О создании государственных учреждений Тульской области, осуществляющих функции в сфере социальной защиты населения», Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» создано в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «Об организации социальной защиты и социальном обслуживании населения в Тульской области», постановлением администрации Тульской области № 155 от 18.02.2010 года, в целях реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения на территории г. Тулы Тульской области.
Таким образом, обязанность по выдаче Ткаченко В.Н. удостоверения «Ветеран труда» лежит непосредственно на Государственном учреждении Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы».
Следовательно, исковые требования Ткаченко В.Н. в части обязания ответчика выдать удостоверение «Ветеран труда» также подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Ткаченко В.Н. удовлетворить.
Признать за Ткаченко В.Н. право на присвоение звания «Ветеран труда».
Обязать Государственное Учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» присвоить Ткаченко В.Н. звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда» установленного образца.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий