25.01.2012г. по иску Тульского природоохранного прокурора об обязании организховать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированных мест размещения отходов



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 января 2012 года г.Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Сеничевой А.Н.,

при секретаре Кузнецове Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-68/12 по иску Тульского природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования город Тула, Управлению жизнеобеспечения и благоустройства Администрации города Тулы об обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированных мест размещения отходов,

установил:

Тульская природоохранная прокуратура в защиту интересов неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования город Тула об обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированных мест размещения отходов, указав в обоснование заявленных требований, что Тульской природоохранной прокуратурой по поручению прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления при образовании несанкционированных свалок бытового и строительного мусора на территории г. Тулы.

В ходе проверки, проведенной природоохранной прокуратурой с выездом на место 09.11.2011 с представителем Управления Росприроднадзора по Тульской области, установлено, что в п. Скуратово, п. Победа по ул. Комсомольской напротив дома Центрального района г. Тулы имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и строительного мусора общей площадью около 35 кв. м.

Установлено, что на расстоянии около 2100 м от овощной базы и гаража филиала <данные изъяты> в сторону д. Н. Китаевка по обеим сторонам вдоль дороги расположено несанкционированное место размещения твердых бытовых отходов, строительного мусора и отработанных автопокрышек. Свалка расположена на участке длиной около 500 м и шириной от 2 м до 4 м.

Кроме того, в ходе проверки проведенной прокуратурой с выездом на место 23.11.2011 совместно с представителями Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам, отдела благоустройства Управления жизнеобеспечения и благоустройства администрации г.Тулы и сектора охраны окружающей среды администрации г.Тулы установлено, что на пересечении ул. Бежковская и Епифанского шоссе Пролетарского района г. Тулы напротив гаражного кооператива имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Объем размещенных отходов составляет 8-12 куб. м.

В ходе проверки также выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления от Веневского шоссе вдоль ул. Сызранской Пролетарского района г. Тулы. С левой стороны улицы площадь несанкционированной свалки составляет около 9000 кв. м. (180х 50 м), часть отходов размещена в границах водоохраной зоны реки «Тулица», с правой стороны улицы – объем размещенных отходов составляет 15 куб. м.

С учетом изложенного, истец, исходя из того, что законодательством на органы местного самоуправления муниципального образования город Тула возложены обязанности по организации деятельности по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, просил обязать администрацию муниципального образования город Тула организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированных мест размещения отходов, расположенных в п. Скуратово, п. Победа по ул. Комсомольской, напротив дома ; на расстоянии около 2100 м от овощной базы и гаража филиала <данные изъяты> в сторону д. Н. Китаевка по обеим сторонам вдоль дороги; на пересечении ул. Бежковская и Епифанского шоссе напротив гаражного кооператива и от Веневского шоссе вдоль улицы Сызранская Пролетарского района г. Тулы.

В судебном заседании представитель истца по доверенности старший помощник Тульского природоохранного прокурора Артасова С.В. заявленные исковые требования поддержала и просила удовлетворить, уточнив, что в решении необходимо указать срок исполнения до 01.09.2012 года.

Представитель ответчика Администрации г. Тулы по доверенности Лобанов Ю.В. заявленные исковые требования не признал, просил в иске отказать.

Привлеченный судом в качестве ответчика представитель Управления жизнеобеспечения и благоустройства Администрации города Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления жизнеобеспечения и благоустройства Администрации города Тулы.

Выслушав объяснения участников по делу, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Из положений Федерального закона от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» усматривается, что охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

    Судом установлено, что 09.11.2011 года Управлением Росприроднадзора по Тульской области совместно с Тульской природоохранной прокуратурой проведено обследование территории г. Тулы по выявлению несанкционированных свалок и выявления фактов нарушения требований природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления.

Согласно заключению по итогам проверки выявлено: в п. Скуратово, п. Победа по ул. Комсомольской, напротив дома обнаружена свалка твердых бытовых отходов и строительного мусора общей площадью около 35 кв.м.; по обеим сторонам вдоль дороги от овощной базы и гаража филиала <данные изъяты> в сторону д. Н. Китаевка на расстоянии около 2100 м обнаружена свалка твердых бытовых отходов, строительного мусора и отработанных автопокрышек. Свалка расположена на участке длиной около 500м и шириной от 2м до 4м.

23.11.2011 года по запросу Тульской природоохранной прокуратуры Департаментом Тульской области по экологии и природным ресурсам было проведено обследование территории г. Тулы на предмет выявления несанкционированных свалок.

В ходе обследования выявлено, что на пересечении ул. Бежковская и Епифанского шоссе Пролетарского района г. Тулы напротив гаражного кооператива имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Объем размещенных отходов составляет 8-12 куб. м.; имеется несанкционированная свалка отходов производства и потребления от Веневского шоссе вдоль ул. Сызранской Пролетарского района г. Тулы. С левой стороны улицы площадь несанкционированной свалки составляет около 9000 кв. м (180 х 50 м), часть отходов размещена в границах водоохраной зоны реки «Тулица», с правой стороны улицы объем размещенных отходов составляет 15 куб. м.

Ответчиками не оспаривалось, что указанные места размещения свалок находятся на территории г.Тулы.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии со ст. 53 «Устава муниципального образования город Тула» исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является администрация города, которая наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тульской области.

Администрация города Тулы является органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление муниципального контроля. Функции и полномочия по осуществлению муниципального контроля от лица администрации города Тулы исполняют соответствующие отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города Тулы в соответствии с положениями о них, утвержденными муниципальными правовыми актами.

При осуществлении муниципального контроля к полномочиям администрации города Тулы относится:

1) организация и осуществление муниципального контроля на территории муниципального образования город Тула;

2) разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля;

3) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации;

4) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Тульской области полномочий.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что контроль за регулярной очисткой территории муниципального образования г.Тула от отходов входит в полномочия Администрации город Тула.

При этом решением Тульской городской Думы от 25.05.2011 года № 26/508 утверждено положение «Об Управлении жизнеобеспечения и благоустройства Администрации города Тулы».

П. 1.1 положения предусмотрено, что Управление жизнеобеспечения и благоустройства Администрации города Тулы является отраслевым (функциональным) органом администрации города Тулы.

Согласно п. 2.1 управление решает ряд задач, в том числе по координации работ по благоустройству территории города.

В п. 3.1 положения указано, что управление выполняет функции по организации сбора, вывоза (захоронения), утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Также управление является муниципальным заказчиком и главным распорядителем бюджетных средств (п. 3.2 положения).

С учетом изложенного муниципальным нормативным актом создало самостоятельное юридическое лицо - Управление жизнеобеспечения и благоустройства Администрации города Тулы, в непосредственные обязанности которого входит сбор, вывоз (захоронение), утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов на территории города Тулы.

При таких обстоятельствах суд полагает, что имеются законные основания возложить на Администрацию муниципального образования город Тула и Управление жизнеобеспечения и благоустройства Администрации города Тулы обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с несанкционированных мест размещения отходов, выявленных в ходе прокурорской проверки.

На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обращаться в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере обеспечения права на благоприятную окружающую среду.

    Учитывая, что исковое заявление подано уполномоченным на то лицом, с учетом исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что исковые требования Тульского природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Стороны просили установить срок для исполнения решения суда до 01.09.2012 года, что связано с необходимостью проведения процедуры конкурса на выполнение работ по уборке и захоронению отходов.

Суд полагает, что указанный срок для исполнения решения суда является разумным и полагает возможным его установить.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд,

решил:

иск Тульского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования город Тула и Управление жизнеобеспечения и благоустройства Администрации города Тулы организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированных мест размещения отходов, расположенных в п. Скуратово, п. Победа по ул. Комсомольской, напротив дома ; на расстоянии около 2100 м от овощной базы и гаража филиала <данные изъяты> в сторону д. Н. Китаевка по обеим сторонам вдоль дороги; на пересечении ул. Бежковская и Епифанского шоссе напротив гаражного кооператива и от Веневского шоссе вдоль улицы Сызранская Пролетарского района г. Тулы.

Срок исполнения решения суда установить до 01 сентября 2012 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: