РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2012 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Голомидовой И.В.,
при секретаре Кузнецовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-148/12 по заявлению Михайловой Н.С,, действующей также в интересах несовершеннолетней ФИО1, об оспаривании действий УФМС России по Тульской области,
установил:
Михайлова Н.С. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий УФМС России по Тульской области.
В обоснование заявленных требований Михайлова Н.С. указала на то, что распоряжением Территориального комитета по г. Туле Комитета по Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству от ДД.ММ.ГГГГ № она назначена опекуном над недееспособной ФИО2 Кроме этого она является ее племянницей.
С целью обеспечения надлежащей заботы о физическом состоянии подопечного (обеспечение уходом и лечением), контроля за действиями подопечного, представления интересов подопечного вовне, защиты этих интересов, заявительницей было принято решение об изменении своего места жительства для совместного проживания с подопечной по адресу: <адрес>.
С мая 2009 года заявитель со своей несовершеннолетней дочерью фактически проживают в указанном жилом помещении и были зарегистрированы в нем по месту пребывания.
В связи с окончанием ДД.ММ.ГГГГ регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес>, Михайлова Н.С. обратилась для регистрации в органы УФМС России по Тульской области в Центральном районе г. Тулы, где ей было отказано без указания причин.
ДД.ММ.ГГГГ Михайлова Н.С. обратилась в органы УФМС России по Тульской области в Центральном районе г. Тулы для регистрации по месту жительства ее и несовершеннолетней дочери ФИО1 по адресу: <адрес>, и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства по адресу: <адрес> Однако должностным лицом, ответственным за регистрацию, было отказано в регистрации по месту жительства на основании п. 1 ст. 70 ЖК РФ, сославшись на отсутствие согласия члена семьи ФИО3 и органов опеки и попечительства в соответствии с п. 2 ст. 37 ГК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ заявительница вновь обратилась в УФМС России по Тульской области в Центральном районе г. Тулы с заявлением о ее регистрации и регистрации ее несовершеннолетней дочери ФИО1 по новому месту жительства по адресу: <адрес>, и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства по адресу: <адрес> представив все необходимые документы, в том числе письменное заявление сына нанимателя - ФИО3 Заявление - согласие от ФИО2, представлено не было, потому что последняя является недееспособной, а ее опекуном и законным представителем является Михайлова Н.С., правовой статус которой включает в себя, в том числе, и жилищные права и обязанности подопечного. Однако вновь получила отказ в регистрации из-за отсутствия согласия органов опеки на основании ст.ст. 20, 37 ГК РФ.
Считает, что отказом в регистрации по месту жительства нарушаются ее законные права и ее дочери свободно передвигаться, выбирать место жительства, пользоваться без ограничений социальными благами и гарантиями, а также чинятся препятствия в исполнении обязанностей по регистрации по месту жительства, возложенных законом на граждан РФ.
На основании изложенного, просит суд признать отказ УФМС России по Тульской области в Центральном районе г. Тулы в регистрации по месту жительства ее и ее несовершеннолетней дочери ФИО1 по адресу: <адрес>, недействительным.
В судебном заседании Михайлова Н.С., действующая также в интересах несовершеннолетней ФИО1, представитель заявительницы Моисеева Т.А., допущенная судом к участию в деле в порядке п. 6 ст. 53 ГПК РФ, заявленные требования поддержали по изложенным в заявлении основаниям и просили их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица УФМС России по Тульской области по доверенности Фигурская Е.В. в судебном заседании заявленные Михайловой требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Тулы по доверенности Радецкая Н.Г. в судебном заседании заявленные Михайловой Н.С. требования не признала.
Представитель заинтересованного лица Комитета по семейной, демографической политике, опеке и попечительству Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен в установленном законом порядке, причину неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие суд не просил.
В соответствии со ст. 257 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Суд, выслушав заявителя, ее представителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ Михайлова Н.С., действующая также в интересах своей несовершеннолетней дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась с письменным заявлением в органы УФМС России по Тульской области в Центральном районе г. Тулы о регистрации её и её несовершеннолетней дочери по месту жительства опекаемой ФИО2 по адресу: <адрес>, и снятии с регистрационного учета по месту жительства Михайловой Н.С. по адресу: <адрес>
Данное обращение заявительницы было принято в этот же день, о чем свидетельствует подпись должностного лица о принятии заявления.
ДД.ММ.ГГГГ Михайловой Н.С. и её несовершеннолетней дочери ФИО1 в регистрации по месту жительства опекаемой ФИО2 должностным лицом органа регистрационного учета было отказано на основании п. 1 ст. 70 ЖК РФ, п. 2 ст. 37 ГК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ Михайлова Н.С., действующая также в интересах своей несовершеннолетней дочери ФИО1, вновь обратилась с заявлением в органы УФМС России по Тульской области в Центральном районе г. Тулы о регистрации её и её несовершеннолетней дочери по месту жительства опекаемой ФИО2 по адресу: <адрес>, и снятии с регистрационного учета по месту жительства Михайловой Н.С. по адресу: <адрес>. При этом было представлено письменное заявление ФИО3 –члена семьи нанимателя ФИО2
Данное обращение заявительницы было принято в этот же день, о чем свидетельствует подпись должностного лица о принятии заявления.
ДД.ММ.ГГГГ Михайловой Н.С. и её несовершеннолетней дочери ФИО1 в регистрации по месту жительства опекаемой ФИО2 должностным лицом органа регистрационного учета было отказано на основании ст. 20 и п. 2 ст. 37 ГК РФ.
Не согласившись с данным отказом Михайлова Н.С. обратилась в суд с жалобой.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
В силу статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» указано, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц входят проверка соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Как установлено судом и следует из материалов дела, срок, предусмотренный в ст. 256 ГПК РФ, заявительницей Михайловой Н.С. соблюден.
Согласно Положению о Федеральной миграционной службе, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 года № 928 Федеральная миграционная служба является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, одной из основных задач которой является осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации.
Приказом ФМС России от 20.09.2007 года № 208 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, который устанавливает порядок предоставления данной государственной услуги, определяет сроки и последовательность действий (административные процедуры) Федеральной миграционной службы и территориальных органов ФМС России, а также порядок взаимодействия ФМС России и ее территориальных органов с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при осуществлении полномочий по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 вышеназванного Административного регламента регистрационный учет осуществляется территориальными органами ФМС России через их структурные подразделения, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - органами местного самоуправления поселений.
В структурных подразделениях территориальных органов уполномоченными должностными лицами, задействованными в предоставлении государственной услуги, являются их начальники, заместители начальников, инспекторский состав (сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники).
Из материалов дела следует, что письменные обращения Михайловой Н.С. территориальным органом УФМС России по Тульской рассмотрены в установленный законодательством срок со дня регистрации письменного обращения, Михайловой Н.С. дан письменный ответ, подписанный должностным лицом органа регистрационного учета.
При рассмотрении вопроса о соблюдении органами УФМС России по Тульской области порядка рассмотрения обращений Михайловой Н.С. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по существу, суд исходит из следующего.
Решением должностного лица территориального органа УФМС России по Тульской от ДД.ММ.ГГГГ на заявления Михайловой Н.С. и ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, отказано в соответствии со ст. 70 ЖК РФ (нет согласия члена семьи нанимателя ФИО3), а также со ссылкой на ч. 2 ст. 37 ГК РФ (нет согласия органа опеки и попечительства).
Согласно п.п. 2 и 3 Административного регламента предоставление государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы", Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию".
ФМС России и ее территориальные органы при предоставлении государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации также руководствуются Жилищным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации.
Судом установлено, что нанимателем жилого помещения – квартиры <адрес> является ФИО2 Согласно выписке из домовой книги и лицевого счета на указанную квартиру в данном жилом помещении проживают и зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и её сын – ФИО3
Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 признана недееспособной.
Распоряжением Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству от ДД.ММ.ГГГГ № Михайлова Н.С. была назначена опекуном недееспособной ФИО2, о чем ей было выдано соответствующее удостоверение (л.д. 16).
Михайлова Н.С. и её несовершеннолетняя дочь ФИО1 зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>.
Из объяснений заявительницы следует, что она является племянницей ФИО2
В соответствии с п. 3 Правил регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713, местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.1997 г. № от 14.08.2002 г. № 599).
Согласно ст. 70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что должностное лицо УФМС России по Тульской области в соответствии с действующим законодательством правомерно предложил заявительнице представить для оформления регистрации по месту жительства согласие члена семьи нанимателя данного жилого помещения.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ заявительницей представлено в орган регистрационного учета письменное заявление ФИО3, в котором он просит зарегистрировать по адресу: <адрес>, Михайлову Н.С. и ФИО1 по месту жительства.
Решением должностного лица территориального органа УФМС России по Тульской от ДД.ММ.ГГГГ на заявления Михайловой Н.С. и ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, отказано на основании ст.ст. 20 и 37 ГК РФ.
Согласно статье 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их опекунов.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.
В силу п. 17 Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденному Приказом ФМС от 20.09.2007 г. № 208, для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию: документ, удостоверяющий личность; заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 6 к Регламенту); документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением. Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов.
Заявлением о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 6 к вышеуказанному Регламенту) предусмотрено наличие графы "подпись лица, предоставившего жилое помещение"; следовательно, подпись лица, предоставившего жилое помещение, обязательна.
Из абз. 4 п. 17 Регламента следует, что для регистрации по месту жительства необходимо предоставить правоустанавливающие или правоподтверждающие документы на жилое помещение или надлежащим образом заверенную копию такого документа.
Вместе с тем, решения суда о признании права пользования Михайловой Н.С. и её несовершеннолетней дочери жилым помещением – квартирой <адрес> либо иного документа или его надлежащим образом заверенной копии, подтверждающих наличие права пользования указанным жилым помещением, заявительницей не представлено, что не оспаривалось последней в ходе судебного разбирательства по делу. На их наличие Михайлова Н.С. в суде не ссылалась. Указанные в заявлении Михайловой Н.С. и ФИО1, как на основание вселения и пользования квартирой <адрес>, решение суда от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжение Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому Михайлова Н.С. была назначена опекуном недееспособной ФИО2, не являются такими документами.
Кроме того, в заявлениях Михайловой Н.С. и её дочери ФИО1 в графе «жилое помещение предоставлено» заявительницей указано «к опекаемой ФИО2». Однако Михайловы Н.С. и ФИО1. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, а в силу ст. 20 ГК РФ местом жительства граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их опекунов.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм законодательства, отказ заинтересованного лица в регистрации заявительницы и её несовершеннолетней дочери по месту жительства опекаемой ФИО2 со ссылкой на ст. 20 ГК РФ является правомерным.
Доводы Михайловой Н.С. и ее представителя о том, что органом регистрационного учета в отказах регистрации по месту жительства опекаемой ФИО2 указано на ст. 37 ГК РФ, предусматривающую наличие согласия органа опеки и попечительства на совершение сделок с имуществом опекаемого, при установленных судом обстоятельствах и вышеуказанных требованиях действующего законодательства не могут являться основанием для признания судом незаконным отказа заявительнице в регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что каких-либо нарушений прав и свобод Михайловой Н.С. и её несовершеннолетней дочери ФИО1, создание каких-либо препятствий к осуществлению своих прав и обязанностей, а именно свободно передвигаться, выбирать место жительства, пользоваться без ограничений социальными благами и гарантиями, а также чинения препятствий в исполнении обязанностей по регистрации по месту жительства, возложенных законом на граждан Российской Федерации, не усматривается, как не установлено судом и обстоятельств, свидетельствующих о нарушении заинтересованным лицом и его должными лицами прав и обязанностей Михайловой Н.С., как опекуна ФИО2
На основании вышеизложенного, суд считает, что требования Михайловой Н.С., действующей также в интересах несовершеннолетней ФИО1, не подлежат удовлетворению как не основанные на законе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований Михайловой Н.С., действующей также в интересах несовершеннолетней ФИО1, о признании незаконным отказа УФМС России по Тульской области в регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, недействительным, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий (подпись)