РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 февраля 2012 года город Тула
Центральный районный суд города Тулы в составе:
председательствующего Наумовой Т.К.,
при секретаре Сычевой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-235/12 по заявлению Терновского А.Ю. к Избирательной комиссии Центрального района г. Тулы о незаконности использования персональных данных при проведении оповещений о порядке голосования при проведении выборов в орган представительной власти – Государственную Думу России,
установил:
Терновский А.Ю. обратился в суд с иском к Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Тулы о незаконности использования персональных данных при проведении оповещений о порядке голосования при проведении выборов в орган представительной власти – Государственную Думу России, в котором указывает следующее:
ДД.ММ.ГГГГ, он получил документ - уведомление, не имеющее подписей и выходных реквизитов - «Приглашение». Данный документ был помещён в его почтовый ящик по месту его жительства неизвестными лицами.
Полагая, что имелись нарушения избирательного законодательства, заявитель обратился с заявлениями в прокуратуру и избирательную комиссию Тульской области.
С учётом того факта, что в указанном приглашении имеются фамилии председателя избиркома Тульской области (Костенко), сведения о его персональных данных, считает незаконным использование его персональных данных территориальной (по Центральному району г. Тулы) и областной избирательной комиссиями. Поскольку данный документ («Приглашение») не имеет выходных реквизитов, полагает незаконными бездействия правоохранительных органов о соответствующем реагировании. Терновский А.Ю. направил свои заявления 25-ДД.ММ.ГГГГ отдельным третьим лицам, но оперативного ответа не получил, приглашения продолжают появляться в его почтовом ящике.
Считает незаконными действия Избирательных комиссий по предоставлению персональных данных распространителям (изготовителям) «Приглашений» при отсутствии соответствующих выходных реквизитов на «Приглашении» и бездействия Избирательных комиссий по установлению лиц, использовавших базу данных о Списках избирателей и фамилию государственного служащего В.С. Груздева (без его согласия).
Просит суд признать незаконными указанные действия и бездействия ответчика.
В своем дополнении к исковому заявлению от 27.12.2011 года Терновский А.Ю. указал, что сведения о его персональных данных имеются в системе «ГАС ВЫБОРЫ»: адрес места жительства (регистрации по месту проживания), состав семьи. Данные сведения не являются общедоступными и в соответствии с законом №52-ФЗ «О персональных данных» доступны к использованию операторами персональных данных.
Исходя из текста листовки - «Приглашение», субъекты, указанные по фамилиям (Груздев B.C. и ФИО15.) государственные служащие обладают доступом к его персональным данным как избирателя. В то же время, указанные госслужащие не владеют техническими возможностями как по заполнению «Приглашения», так и по его доставке, распространению по адресу его места проживания.
При этом территориальная избирательная комиссия по Центральному району и участковая избирательная комиссия (избирательный участок №) не указаны в Приглашении как исполнители (авторы) Приглашения.
В системе «ГАС ВЫБОРЫ» сведения обо всех избирателях по городу Тула имеются и доступны всем территориальным и вышестоящим избирательным комиссиям.
Факт принадлежности губернатора к политической партии общеизвестен, налицо нарушение закона о государственной службе в части принципа внепартийности государственной службы. По какой причине не указаны нормы избирательного законодательства, в соответствии с которыми данные Приглашения распространены, изготовлены, заполнены и доставлены конкретно в почтовый ящик по адресу его места жительства, нет и необходимых реквизитов выпуска документа, что не согласуется с избирательным законодательством.
В ходе рассмотрения дела, ДД.ММ.ГГГГ Терновским А.Ю. подано заявление об изменении и дополнении предмета исковых требований, в котором просит суд признать незаконным отсутствие в Приглашениях выходных реквизитов - сведений об изготовлении бланков Приглашений, признать незаконным и необоснованным бездействия избирательной комиссии Тульской области (избирательной комиссии по Центральному району города Тулы), повлекшие отсутствие на бланках Приглашений фамилий руководителей, членов (начальников выборных штабов, агитаторов) иных политических партий, объединений, призывавших идти на выбора и принимавших участие в выборной кампании депутатов 4.12.2011г. в Государственную Думу Федерального Собрания России (представлявших избирателям списки своих кандидатов при организации выборной кампании и проведении выборов).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, по ходатайству заявителя Терновского А.Ю., произведена замена ненадлежащего ответчика Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Тулы на надлежащего – Избирательную комиссию Тульской области.
Представитель Роскомнадзора Черных Ю.В. в судебном заседании заявленные исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, просил в иске отказать.
Представитель прокурора Тульской области в лице помощника прокурора Центрального района г. Тулы Алексеева Д.О. в судебном заседании требования Терновского А.Ю. не признал, просил в иске отказать.
Заявитель Терновский А.Ю. в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Тулы в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Территориальной избирательной комиссии Зареченского района г. Тулы в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщил.
Представитель Территориальной избирательной комиссии Пролетарского района г. Тулы в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщил.
Представитель Территориальной избирательной комиссии Привокзального района г. Тулы в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Территориальной избирательной комиссии Советского района г. Тулы в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Избирательной комиссии Тульской области в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя избирательной комиссии Тульской области. В ранее представленных возражениях просили суд в удовлетворении требований Терновского А.Ю. отказать.
Представитель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Губернатора Тульской области Груздева В.С. по доверенности Ивченко Л.И. в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя губернатора Тульской области.
Представитель Администрации Президента Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования Терновского А.Ю. не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Заявитель в своём исковом заявление указывает, что ДД.ММ.ГГГГ он получил документ - уведомление, не имеющий подписей и выходных реквизитов - «Приглашение». Данный документ был помещён в его почтовый ящик по месту его жительства неизвестными лицами.
Заявитель, «полагает, что имелись нарушения избирательного законодательства, в связи с чем он обратился с заявлением в прокуратуру и избирательную комиссию Тульской области.
С учётом того, что в указанном приглашении имеются фамилии председателя избиркома Тульской области (ФИО16), сведения о персональных данных заявителя, последний считает незаконным использование его персональных данных территориальной избирательной комиссией Центрального района города Тулы и Избирательной комиссией Тульской области. Поскольку данный документ («Приглашение») не имеет выходных реквизитов, заявитель полагает незаконными бездействия правоохранительных органов о соответствующем реагировании. Заявитель констатирует, что направил свои заявления ДД.ММ.ГГГГ отдельным третьим лицам, но оперативного ответа не получил, а приглашения продолжают появляются в его почтовом ящике.
Терновский А.Ю. считает, что незаконными действиями избирательных комиссий по предоставлению его персональных данных распространителям (изготовителям) «Приглашений» при отсутствии соответствующих годных реквизитов на «Приглашении» и бездействия избирательных комиссий по установлению лиц, использовавшую базу данных о списках избирателей и фамилию государственного служащего B.C. Груздева. Заявитель просит суд признать незаконными указанные действия я бездействия ответчиков.
Заявление датировано ДД.ММ.ГГГГ.
К представленным материалам также приложено дополнение и уточнение к исковому заявлению, датированному ДД.ММ.ГГГГ.
В дополнение и уточнение к исковому заявлению Терновский А.Ю. указывает, что его персональные данные имеются в системе «ГАС ВЫБОРЫ» и данные сведения не являются общедоступными и в соответствии с законом доступны к использованию операторами персональных данных.
Заявитель указывает, что исходя из текста листовки - «Приглашение», субъекты, указанные по фамилиям (Груздев B.C. и ФИО11) - государственные служащие обладают доступом к его персональным данным, как избирателя. В то же время указанные госслужащие не владеют техническими возможностями, как по заполнению «Приглашения», так и по его доставке, распространению по адресу проживания заявителя. При этом территориальная избирательная комиссия Центрального района города Тулы и участковая избирательная комиссия № (на территории которой проживает заявитель) не указаны в Приглашении как исполнители (авторы) Приглашения.
К указанным заявлениям приложен подлинник «Приглашение на выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва 4 декабря 2011 года» В данном приглашении указаны в том числе фамилия имя и отчество заявителя, номер избирательного участка его телефон и место его расположения, а также номер в списке избирателя Терновского А.Ю.
Изучив представленные документы, суд считает, что заявленные требования являются голословными, не подтверждены какими-либо доказательствами, носят демагогический характер и не связаны с нарушением избирательных либо иных прав, свобод или законных интересов заявителя Терновского А.Ю.
Терновский не указал, какое его право было нарушено, в чём это нарушение выражалось, какие последствия наступили от нарушенного права заявителя.
Истец не указал в обоих исковых заявлениях, какое его право, свобода или законные интересы были нарушены и кем они было нарушены, не привел доказательств в подтверждение доводов о нарушении его прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с действующим законодательством, во исполнение своих полномочий участковая избирательная комиссия №, известила всех избирателей о месте и дне проведения выборов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, путем рассылки Приглашения. Данное приглашение состоит из двух частей, где имеется обращение к тулякам о принятии участия в голосовании, без нарушения норм проведения агитации. В конце текста данного приглашения указаны должности и фамилия Губернатора Тульской области и Председателя избирательной комиссии Тульской области. Также в данном приглашении имеется форма, которая заполнялась членами участковой избирательной комиссии, где передавалась информация о месте расположения избирательного участка, его номер, номер телефона, а также номер, за которым избиратель был внесен в список избирателей для голосования. Также в приглашении была напечатана памятка для избирателя и разъяснения норм действующего избирательного законодательства.
Данная форма Приглашения была утверждена Избирательной комиссией Тульской области и роздана через территориальные комиссии участковым избирательным комиссиям.
Каких-либо нарушений, в том числе законодательства о персональных данных членами участковых избирательных комиссий, в том числе и в отношении Терновского А.Ю. допущено не было.
Законных оснований для удовлетворения требований А.Ю. Терновского не имеется, поскольку все действия избирательной комиссии соответствуют действующему законодательству и права заявителя нарушены не были.
В соответствии с действующим законодательством избирательная комиссия Тульской области является государственным органом Тульской области, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов на территории субъекта в соответствии с установленной компетенцией (статья 23 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации» и статьи 13,15 Закона Тульской области от 02.04.2007 № 815-
ЗТО «Об избирательных комиссия и комиссиях референдума Тульской
области»).
В соответствии с пунктом 6 статьи 20 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и частью 1 статьи 9 Федерального закона от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» на избирательные комиссии возложены полномочия по обеспечению информирования избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий. В целях исполнения данных полномочий избирательными комиссиями в адрес избирателей, проживающих на территории города Тулы и Тульской области были направлены два вида приглашений:
Первый вид приглашений был изготовлен по заказу избирательной комиссии Тульской области и направлен в адрес избирателей с целью ознакомления и дополнительного уточнения списка избирателей избирательного участка, образованного для голосования и подсчета голосов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва. Форма данного приглашения рекомендована Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (Приложение № 14 к Инструкции о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и на выборах Президента Российской Федерации, утвержденной Постановлением ЦИК России №20/216-6 от 14 июля 2011 г.).
Второй вид приглашений был изготовлен по заказу избирательной комиссии Тульской области и направлен в адрес избирателей, с целью информирования о порядке и сроках осуществления избирательных действий. В данных приглашениях указывались номер и местонахождение избирательного участка, даты и время голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, 4 декабря 2011 года. Способом размещения заказа на изготовление приглашений с указанием местонахождения избирательного участка, даты и времени голосования на выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, в соответствии с распоряжением Председателя избирательной комиссии Тульской области от 14.10.2011 № 118-р «Об определении способа размещения заказа», на основании Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», был определен - открытый аукцион в электронной форме. Утверждена аукционная документация по проведению открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на изготовление приглашений. По итогам проведения электронного аукциона был выявлен победитель, которым оказалось <данные изъяты> с которым и был заключен Государственный контракт № №) от ДД.ММ.ГГГГ. Все приглашения были изготовлены в срок, с надлежащим качеством и строго в соответствии с утвержденным Техническим заданием и макетом изображения приглашений, разработанных избирательной комиссией Тульской области. Весь тираж приглашений был принят избирательной комиссией Тульской области по Акту сдачи-приемки, подписанного представителями сторон. В соответствии с требованиями законодательства аукционная документация была своевременно размещена на официальном сайте: www.zakupki.gov.ru. Все изготовленные приглашения, были распределены по территориальным избирательным комиссиям г. Тулы и Тульской области, а затем переданы в участковые избирательные комиссии, исходя из численности избирателей на конкретном избирательном участке.
На основании требований законодательства в целях реализации прав
избирателей соответствующими комиссиями составляются списки избирателей. Сведения об избирателях, включаемых в список избирателей, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам,
улицам, домам, квартирам). В списке избирателей указываются фамилия, имя, отчество, год рождения избирателя (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес его места жительства. В списке должно быть предусмотрено место для проставления серии и номера паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, избирателя, для подписи избирателя за полученный им бюллетень, для подписи члена участковой избирательной комиссии, выдавшего бюллетень избирателю, а также для особых отметок и внесения суммарных данных по каждому листу списка.
Участковой комиссии передается экземпляр списка избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка (статья 17 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статья 15 Федерального закона от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).
На основании пункта 6 статьи 27 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункта 1 части 1 статьи 28 Федерального закона от 18.05.2005г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в целях осуществления возложенных на участковые комиссии законодательством полномочий по обеспечению информирования населения об адресе и номере телефона участковой комиссии, о дне, времени и месте голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации шестого созыва, членами участковых
избирательных комиссий с правом решающего голоса данные
приглашения были заполнены вручную и распространялись по почтовым
ящикам избирателей.
Исходя из вышеизложенного, нарушений действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» при направлении приглашений избирателям, в целях информирования о дате и месте голосования на выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
шестого созыва допущено не было.
Что касается доводов А.Ю.Терновского, о том, что «в период проведения выборов в Тульскую городскую Думу (март 2010г.) имели место случаи нарушения закона», то следует отметить, что 07 мая 2010 года Центральным районным судом г. Тулы по гражданскому делу № принято решение об отказе в удовлетворении требований Терновского А.Ю. о признании нарушений его избирательных прав, выразившихся в незаконном получении, распространении, использовании сведений о Терновском А.Ю. как об избирателе при проведении кампании по выборам депутатов Тульской городской Думы 4 созыва.
По поводу доводов заявителя о том, что «данный документ («Приглашение») не имеет выходных реквизитов, о том, что бездействия правоохранительных органов являются незаконными», следует отметить, что указанные приглашения не относятся к печатным агитационным материалам. Приглашения информируют избирателей о дате и месте голосования на выборах, не являются агитационными, и соответственно, не должны содержать выходных данных, необходимых для выпуска и распространения печатных агитационных материалов, предусмотренных статьей 54 Федерального закона 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьей 61 Федерального закона от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
По поводу довода Терновского А.Ю. «об обращении с заявлением в избирательную комиссию Тульской области» о незаконном использовании персональных данных неустановленными лицами (о признаках политической диверсии) следует отметить, что ДД.ММ.ГГГГ заявителю был направлен письменный ответ по поступившему обращению (Исх. № от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ в избирательную комиссию Тульской области из Управления по делопроизводству и работе с обращениями граждан аппарата правительства Тульской области, поступило обращение от гражданина А.Ю. Терновского с просьбой разобраться в законности направления приглашений (Вх. № от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ А.Ю. Терновскому был направлен письменный ответ по поступившему обращению, о том, что указанное приглашение, содержащее обращение от имени губернатора Тульской области и председателя избирательной комиссии Тульской области признаков предвыборной агитации не содержат, не нарушают законодательство о защите персональных данных (Исх. № от ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, доводы А.Ю. Терновского, о нарушении его избирательных прав, а также нарушения законодательства о защите персональных данных безосновательны. Избирательные комиссии действовали в соответствии с требованиями законодательства избирательные права граждан и законодательство о персональных данных нарушено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Терновского А.Ю. к Избирательной комиссии Тульской области о незаконности использования персональных данных при проведении оповещений о порядке голосования при проведении выборов в орган представительной власти – Государственную Думу России, о признании незаконным отсутствие в Приглашении об участии в выборах выходных реквизитов, о признании незаконным бездействия Избирательной комиссии Тульской области – отказать.
Решение может быть обжаловано, путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Центральный районный суд г.Тулы в течении месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: